«Вот наступил у нас вожделенный и спасительный праздник,
день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа: сегодня
люди соединились с ангелами, и облеченные телом вместе
с безтелесными силами теперь возносят песнопения».
(Св. Иоанн Златоуст)
Возлюбленные о Господе всечестные отцы — пастыри на ниве Христовой, облеченные благодатию священнического и диаконского сана, иноки и инокини нашей земли Красноярской и ее молитвенники, представители власти, деятели науки и культуры, строители храмов, трудящиеся во всех областях многогранной деятельности во благо и процветание нашего народа, наши славные казаки, все воины, учащие и учащиеся воскресных школ, неутомимые кадеты, усердные мариинки и студенты иных учебных заведений, дорогие наши сибиряки и все сограждане возрождаемого ныне святого Отечества нашего!
В этот благознаменитый светлый день праздника всех праздников и торжества из торжеств — Пасхи Христовой, обращаюсь к Вам с вечно-живым и трепетно-ликующим приветствием:
«Христос Воскресе!»
Ныне воистину «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», потому что Новозаветная Пасха в сравнении с Пасхой Ветхозаветной — много превосходнее! Первая — Ветхозаветная, освободила человека от рабства египетского, вторая — Новозаветная, освободила от первородного греха и окончательно примирила с Богом. Обещанный при грехопадении Спаситель мира, Мессия и Господь наш Иисус Христос своими Крестными страданиями за род человеческий и Воскресением отверзл нам врата Рая, даровав всем верующим и любящим Его жизнь вечную. Как Ветхозаветная церковь, чающая явление в мир Христа Спасителя, так и Новозаветная, принявшая Его, — стали церковью единой, Христовой, изначально вечной и никогда не делимой. Как вечен сам Бог и наш Творец, так вечна и св. Церковь, и никакие врата ада уже не одолеют пребывающих под ее покровом!
Человек, изначально созданный Богом как существо физическое, духовное, разумное и свободное, некогда оступился, лишив себя райского блаженства через прегрешение, но милосердный Господь в сей день Пасхи Христовой вывел его из адовых мук плена сатанинского, и мы ныне вместе со всей Церковью празднуем светлого «бытия вечного — начало», немыслимого без Церкви Христовой. Только в Святой Церкви Христовой пребывая, мы узнаем, как безсмертная душа человека после земного своего бытия не без нашей воли возвращается к своему Творцу и Богу. Св. Василий — Великий учитель Св. Церкви, говорит, что «только человек из всех остальных творений создан Богом для духовной жизни и обладает безсмертием. Человек, — согласно Слову Божию, — состоит из тела и души, но высшее значение принадлежит только душе» (Твор., стр. 358). Итак, тело человека всего лишь является «прибежищем» для души и сотворено, как известно по Библии, «из праха земного» (Быт. 2, 7).
По духовному рассуждению, адекватному, кстати, и всем научным выводам, мир материального свойства, в том числе и тело человека, никогда не обращается в «ничто». Последнее совершенно очевидно, к примеру, для нашей космонавтики, и ученые серьезно задумываются над тем, как избавиться от так называемого «космического мусора», часть которого, в лучшем случае, при приближении к земле сгорает, оставляя земле свои мельчайшие, но все же — частицы, а часть предметов просто очень и очень долго в космосе — блуждает, представляя реальную опасность для дальнейших экспериментов.
Материальная же сущность физическая тела человека создана Богом из тех же частиц земли и при разлучении с душой возвращается в землю. «Однако при этом, —поясняет св. Василий, — в каждой из частиц тела, преданного земле, душа как на воске оставляет свою печать». Для чего? Для того, чтобы она некогда обрела свое тело, преобразив его в новое состояние уже для новой, обновленной и вечной жизни.
Далее, о нашей духовной субстанции — о безсмертной и вечной душе — говорится так: «Душа же человека — безсмертна и простирается в вечность, но при этом не прерывается ее связь с телом». Вот почему каждого из нас, в особенности же в общецерковные дни поминовения наших почивших сродников, так непреодолимо влечет к месту их упокоения. Далее у Василия Великого: «В смерти, в этом процессе распада живой цельности человека, не затрагивается душа, ибо, будучи простой и несложной, она разлагаться не может, как это происходит с частичками тела. Она остается в ожидании грядущего Суда Божия. В воскресении же своем она отовсюду соберет материальные частицы, входившие в состав ее тела при ее земной жизни, и сообщит им тот вид, который соответствует внутреннему облику души… При этом тела восстановятся в первобытной красоте. Не воскреснет ничто, связанное с болезнью, дряхлостью, уродством. Не воскреснут ни старческие морщины, ни увечья, ни младенческая незрелость». Словом, все мы будем такими, каковым был первозданный Адам, когда Бог вдохнул в него жизнь, и человек стал душою живой (Быт. 2, 7).
Конечно, создать из атомов и их частиц человеческую физическую, хотя бы, субстанцию, а тем более — оживить умершего, как это много раз совершал Христос Спаситель, любому самому нашему гениальному ученому не под силу, как и тем более сотворить множество звезд, галактик и прочего, разумно наполнив их существами. В этом недоуменном для многих сравнении, как a priori, поставим точку из св. Евангелия: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18, 27). Безспорно одно: Божественный творческий процесс — бесконечен и бесконечно далеко отстоит от творческого потенциала самого великого ученого. И если Бог создал нас из частиц, составляющих существо всей нашей планеты, то ничего удивительного нет в том, что в свое время и все частицы нашего телесного состава по нашим заслугам будут возвращены нам вместе с душой в самом обновленном виде. Подробности этого факта со всей силой этой правды мы слышим за богослужением предпасхальным в чине погребения Спасителя. Это слова нашего Творца и Бога, обращенные к умершим: «И вложу в вас Дух Мой, и оживете» (Иез. 37, 14). Последнее еще раз подтверждает любовь Бога к своему любимому творению — человеку, падшему в союзе с дьяволом, обольстителем, но через Сына Божия — к Богу возвращаемого.
Думаю, что единственными, кто мог бы нам представить всю пропасть, разделившую людей от Бога после грехопадения, могли бы быть только сами первозданные наши прародители — Адам и Ева. Следствием же грехопадения людей была утрата общения их с Духом Святым, как принципом бытия и жизни, поэтому эта утрата именуется «смертью физической и духовной». Но она, конечно, не коснулась Церкви, ибо сам Господь — всегда пребывал в ней. Чтобы сократить несколько страдания человека после изгнания из Рая, Бог ограничил возраст человека всем грядущим поколениям, и пока в умах и сердцах людей будет памятование о Боге в исполнении спасительных заповедей Его — жизнь на земле будет продолжаться. Сегодня, увы, мы не можем этим похвалиться. Чем далее мы уходим от Бога, тем ближе приближаемся к злым делам. Противостояния, войны, экологические катастрофы и все, происходящее по отступлению от заповедей Божиих в личной жизни человека, простирающееся до убийств детей еще во утробе материнской, самоубийств, разбоев, грабежей, чудовищной жадности, порождающей коррумпированных чиновников, до наркомании, преступности, безнравственности, всякого насилия и прочих безумств сегодняшнего времени, — давно бы уже погубило жизнь на земле, если бы не Господь, желающий и на «конец веков» всем спастись и в «разум истины приидти».
Все Священное Писание нас постоянно обновляет и восхищает премудростью нашего Творца и Бога, о чем воспел вдохновенно Давид, восклицая: «Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси!» (Пс. 103, 24). И в другом месте, о пребывании человека после Второго пришествия Христа, когда грешников, Богу противившихся, уже не будет, так говорится: «Да изчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им» (Пс. 103, 35).
Добавим, что видя мудрость Божию в спасительном домостроительстве исцеления нашей планеты от греха и порока, пророк Давид, как и премудрый Соломон, обладая многими талантами, понимал, что Премудростью Божией можно только бесконечно восхищаться. Какое же либо «соревнование» с Богом в научных тонкостях, при всей и исключительной иногда гениальности человека — есть внушение сатаны и, по существу — невежество, граничащее с безумием. При этом заметим, что Творец, создавший Человека и наделивший его творческим потенциалом во всех сферах его временной жизни, никогда этого таланта его не лишал (См. Евангелие о талантах. Мф. 25, 25). Особо талантливые и все глубоко верующие во Христа члены св. Его Церкви в вечной жизни обретут еще больше возможностей для раскрытия своего творческого потенциала, ибо Господь говорит: «Се творю все новое» (Откр. 21, 5). И кто, как не они, будут участниками новых открытий. Кстати, все величайшие ученые всех эпох никогда не были атеистами!
День Светлой Пасхи воистину есть и наше совоскресение с Воскресшим из мертвых Христом от смерти греха — в жизнь без греха, а потому — вечную. Зло, как таковое — не создано Богом и противно Богу. Грех, как причина нашего временного бытия на земле, — окончательно уничтожен Христом, и тем восстановлено наше достоинство в грядущем обожении по слову нашего Творца: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 2, 26).
Будем же, дорогие братия и сестры, достойны этого Образа и подобия Божия, особенно в эти дни пасхального нашего обновления, евангельскими словами пасхальной Радости, произнесенными впервые при лицезрении Воскресшего Христа Спасителя Его Святыми Апостолами:
Христос Воскресе!
И пусть мир Божий да водворится в сердцах ваших этим приветствием, дабы исправилась тем жизнь наша и утверждалось святое Отечество наше для наследования доброй жизни на нашей земле, приобретения нами в Царствии Небесном вечных благ с Воскресшим ныне Спасителем нашим Иисусом Христом, ему же слава во веки веков, ибо
Воистину Воскресе Христос!
С любовью о Господе,
Святая Пасха 2011 г.
Красноярск