За богослужением в канун празднования Радоницы в храме во имя святого праведного Даниила Ачинского при кладбище Бадалык Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний преподал красноярцам Архипастырское слово.
«Уделяется ныне, в продолжение празднования Пасхи Христовой, особое внимание почившим нашим сродникам. Сегодня стоит и нам особо задуматься о том, что все мы когда-нибудь предстанем перед Богом. Ведь прежде чем говорить о Пасхе, нужно обратиться к своему сердцу, к своей душе. Прежде чем говорить о Пасхе, нужно обратиться к своим ближним, которые вокруг тебя, и делать им добро. И прежде чем самому задуматься о Вечной жизни, непременно следует обратится и к тем, кто уже ушел из жизни земной.
Неужели же настолько мелка и ничтожна жизнь, чтобы ограничиться семьюдесятью, восьмьюдесятью годами?… Ведь какой бесконечный край, бесконечное пространство для новых и новых открытий имеет в себе каждый человек, на земле живущий, обладающий возможностями, дарами от Бога! Если будем искренне с Божией помощью стараться улучшать свою жизнь — в том числе и сугубыми молитвами за своих почивших сродников, — то и мы познаем то, что понимали святые: то, что жизнь — вечная! И далее, по окончании земного пути, если от греха освободимся Божией милостью, нашими молитвами и делами — да будем пребывать с теми, кто уже отошел ко Господу и сподобился вечной радости в Царствии Небесном.
Да будет милостив Господь к тем, кто здесь похоронен, и нашим родственникам, лежащим на других кладбищах. И да приумножаться возможности нашей молитвы за них. Понемногу, конечно, все больше людей с каждым годом в день празднования Радоницы приходит в храмы и вспоминает о забытой в годы атеизма традиции приглашать священников кладбищеских церквей на могилы близких для совершения особого поминовения. Но как бы хотелось, чтобы мы еще больше любили своих ближних, ведь сколько много еще тех, кто в родительский день — день пасхального поминовения сродников — уделяет внимание только внешнему. Ведь дело не в венках… Самое главное, самое действенное, самое нужное для наших сродников — это забота о внутреннем, о душе, молитва за усопших, которая в храме в этот день и совершается. Мы ведь так часто с любовью вспоминаем наших ближних — какими они были замечательными людьми, как они нам улыбались, делали нам добрые дела — и мы можем и должны делать им теперь добро, ответить им взаимной нашей любовью к ним через любовь к Богу, Который даровал и нам, и им Жизнь вечную. И да будет она для них жизнью блаженной.
Почему Господь дал нам столь краткую жизнь здесь, на земле? Потому что так много в человеческой жизни грехов, что если бы бесконечно на земле жили — давно уже в ужасное что-то превратили бы и эту жизнь, и эту землю. Как часто бывает, что когда зло окончательно укорениться в человеке, то он раньше времени и умирает, и даже кончается жизнь самоубийством и прочими ужасающими вещами, которые попускаются для того, чтобы пресечь зло от этого человека, которое он нес. Да упасет нас Господь от этого.
Существует, конечно, и ад, существует этот ужас, в который грешники многие и на земле опускаются все ниже и ниже. Ужасно то адское состояние, когда человек так себя ведет, что уже не хочется просто и видеть его, и с ним как-то соотносится, потому что от него зло идет, и демоническая сила настолько вошла в его сердце, что окружающим уже просто нет покоя. И, тем не менее, Господь и к таким людям бывает чрезвычайно милостив, и все-таки еще их на земле держит, надеется, что когда-нибудь, в какую-то минуту, как благоразумный разбойник, покаясь, скажут они: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42)
Вот и мы добрыми своими молитвами за наших сродников смело можем сказать: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем», и да сподобимся мы радостного продолжения жизни, которая здесь дана нам для того, чтобы воскреснуть и то состояние обрести, которое имел Адам, когда в бездыханное его тело Бог вложил ему душу, как написано в Священном Писании: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). При смерти душа отлучается от тела, но частицы тела — остаются на земле, ни один элемент земли не пропадает бесследно, и душа незримо какой-то свой отпечаток имеет на тех частичках, которые остаются от тела человека. Поэтому когда Господь придет всех судить, то и человек праведный восстановится в том возрасте цветущем, каковым был создан первозданный Адам. Да благословит нас всех Господь!»