Последние публикации

С будущими красноярскими журналистами поговорили о значении преемственности в их профессии

13 декабря руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин стал участником традиционных встреч с первокурсниками в Красноярском филиале Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

В ходе разговора Геннадий Викторович поделился с первокурсниками направления «Журналистика» своим личным профессиональным опытом. В частности, были затронуты темы работы над телепередачей «Русские вечера», кинодокументального производства в общем, а также поэзии, переводов, церковно-исторических исследований.

Особое внимание Геннадий Малашин уделил рассказу о деятельности «Касьяновского дома» и проектам духовно-просветительской направленности, реализуемым при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» и фонда Президентских грантов, таким как «Корни и крона», «Этапами веры» и «Православие на Енисее». Первокурсникам университета были розданы тематические буклеты с соответствующей информацией.

Беседа также коснулась темы печатных СМИ, их эволюции и актуальности в ХХI веке. Геннадий Викторович предложил проанализировать развитие газеты на примере «Православного слова Сибири» — официального печатного издания Красноярской митрополии с 18-летней историей, сравнив его выпуски за разные годы.

— Наверное, центральной темой нашей встречи стала тема преемственности, связи поколений в журналистской среде. Я рассказал и о той, кого я во многом считаю своим учителем — покойном профессоре-филологе Галине Шленской, и о тех, кто стали моими учениками — сотрудниках епархиального медиацентра Андрее Андрюшкине и Юрии Пасхальском, их творчестве. С большим интересом ребята посмотрели фрагменты созданного нами документального фильма «Сибирский крест», — рассказал Геннадий Малашин в интервью корреспонденту сайта kerpc.ru.

Добавим, что представила выступающего перед началом встречи и.о. директора Красноярского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Евгения Пугачева.

Владыка Пантелеимон: Апостолы — это посланники Господа ради спасения всех людей

13 декабря, по окончании Божественной литургии в красноярском храме апостола Андрея Первозванного, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с вашим престольным праздником, днем святого апостола Андрея Первозванного.

Кем был этот человек? Кто такие были апостолы? С греческого языка это слово значит «посол», «посланник». Мы все знаем кто такие послы — люди, которые представляют интересы своих стран за рубежом, которых отправили туда власти своих государств. Но кого представляли апостолы и кто их направил нести свою миссию? Это был Сам Господь Иисус Христос, сразу после Своего Воскресения — ради спасения человечества.

Первым народом, которого коснулась проповедь о Христе, стал древнееврейский. И большинство апостолов сами были по происхождению иудеями, в том числе и Андрей Первозванный. Казалось бы: а зачем евреям того времени было рассказывать о Боге? Что о Нем они могли не знать, ведь был же у них Ветхий Завет; евреи, в отличие от соседей-язычников, не поклонялись идолам, среди них не жило многобожие. Но и они еще не знали евангельских истин, не понимали, что Иисус Христос — Господь и Спаситель мира.

Христос призвал апостолов, и с этого мига мы начинаем отсчет истории всей Церкви. И по сей день Святая Церковь несет свое апостольское служение. И эта кропотливая работа не окончится никогда. Разве что только если весь мир примет евангельские истины.

Но пока мы видим вокруг, как люди отрекаются от Бога, порой открыто даже служат диаволу. Церковь же пытается спасти человечество, уберечь его от козней темных сил — через соблюдение заповедей, через покаяние, через милосердие. И этими знаниями все мы, верующие люди, обязаны именно апостолам. Именно благодаря им мы знаем, что никакое колдовство и никакое поклонение ложным божествам не может помочь человеку.

И за проповедь этих истин почти все апостолы приняли на земле мученическую смерть — как и Андрей Первозванный, который, кстати, проповедовал и в Северном Причерноморье, на территории современной России. Наверняка этот святой человек предвидел, что пройдут века и народ, который будет жить на этих землях, примет Христа, будет возносить Ему молитвы, строить храмы.

И сегодня мы стоим в храме во имя этого святого человека — здесь, в Красноярске, в самом центре Сибири. Всю свою жизнь апостол Андрей посвятил проповеди добра и милосердия, чтобы тысячи и тысячи людей могли войти в Царство Божие, обрести жизнь вечную!

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию в день памяти апостола Андрея Первозванного

13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного (62), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в день престольного праздника в Андреевском храме города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный Левобережного округа церквей города Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных церквей города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатный священник красноярского Благовещенского собора протоиерей Андрей Юнеман; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и храма апостола Андрея Первозванного.

За богослужением пел малый состав Архиерейского хора Покровского кафедрального собора.

По окончании Божественной литургии митрополит обратился к верующим с архипастырским словом.

«Корни и крона». Иван Шпиллер

В новом выпуске цикла «Корни и крона» – человек, стоявший у истоков симфонического оркестра в Красноярском крае. Удивительная судьба Ивана Всеволодовича Шпиллера чудесным образом вобрала в себя неизгладимые черты русской православной духовности и чаяния советской интеллигенции превратить Сибирь в Край высокой культуры.

Проект осуществляется при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».

 

Выпущены учебные пособия по изучению Православия для заключенных

Девять видов учебных пособий для 42 закрытых учреждений Красноярского края подготовил Отдел религиозного образования и катехизации Красноярской епархии совместно с Центром подготовки церковных специалистов имени святителя Игнатия (Брянчанинова).

Также в исправительные колонии № 5 и № 17 были переданы Книги по истории Русской Церкви митрополита Макария (Булгакова).

Сообщество «Тюремное служение Красноярской митрополии» в социальной сети «ВКонтакте» призывает всех неравнодушных помочь в приобретении дополнительной литературы, которая будет передана в места лишения свободы и сможет поспособствовать исправлению жизни заключенных, либо передать в Отдел религиозного образования и катехизации экземпляры книги «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие» архиепископа Аверкия Таушева, пособия по изучению литургики («Устав православного богослужения» Алексея Кашкина) и истории Церкви, жития святых.

Добавим, что Отдел религиозного образования и катехизации Красноярской епархии организует курсы дистанционного обучения Православию уже много лет. Заключенные красноярских колоний изучают «Основы православной веры» и «Четвероевангелие», регулярно сдают экзамены и получают свидетельства об окончании курсов.

 

Ачинский священник поговорил со студентами о духовно-нравственном воспитании

12 декабря состоялась встреча штатного священника Казанского собора города Ачинска протоиерея Александра Яблушевского со студентами ачинского Торгово-экономического техникума.

Как сообщает сайт Ачинского благочиния, священник побеседовал со студентами на тему духовно-нравственного воспитания и ответил на вопросы ребят.

Добавим, что встреча стала частью городских Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

Андрей Бардаков: Школа работает не только с детьми

11 декабря в ачинском Доме учителя, в рамках городских Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники» состоялась пленарная дискуссия «Передать голос ушедших».

Участником мероприятия стал член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков. Перед началом встречи Андрей Васильевич дал интервью ачинской телерадиокомпании «Новый век». Отвечая на вопрос о способствующих формированию исторической памяти у подрастающего поколения людях и организациях, Андрей Васильевич, в частности, сказал:

— Значительную помощь в этом могут оказать некоммерческие организации разного рода. Если ценностно-смысловое содержание этих организаций совпадает с тем, о чем мы говорим, то нужно уметь видеть их ресурс. Они более оперативны, более подвижны в выборе средств и формулировке своей непосредственной работы, учитывают местные особенности. Такие организации можно активно привлекать к расширению воспитательной работы и формированию исторической памяти как живой традиции сегодняшнего дня.

Участие в дискуссии также приняли: руководитель управления образования города Ачинска Татьяна Быкова, учитель физической культуры ачинской средней школы № 11 Дмитрий Суворов и ученица десятого класса ачинской средней школы № 3 Ирина Богданова.

В чем причина того, что часть молодого поколения не интересуется историей подвига своих предков? Какова роль школы в сохранении исторической памяти, в силах ли она передать ее одна, или школе нужны союзники? Какие форматы мероприятий помогут сохранить память о Великой Отечественной войне? Над этими и другими вопросами было предложено порассуждать участникам мероприятия.

— Безусловно, воспитание начинается с семьи, и дети воспринимают те ценности, которые закладывают в них родители. Но надо понимать, что в настоящее время школа работает не только с детьми. Никто, кроме школьного учителя, системно не общается с родителями. На производствах и в компаниях занимаются внутрикорпоративными делами, в церковь и клубы патриотической направленности приходят не все. Системной и обязательной остается только школа, — отметил директор АОЦ.

Также Андрей Васильевич передал в дар руководителю управления образования города Ачинска Татьяне Быковой двухтомник «Протоиерей Василий Дмитриевич Касьянов. Из дневников 1870–1897 гг.» и провел дискуссионную презентацию проекта учебно-методического медиакомплекта «Православие на Енисее», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

По завершении мероприятия Андрей Бардаков также посетил историческую секцию Чтений в городской школе № 8, где выступил с приветственным словом.

— Эти Чтения — площадка встречи, площадка выработки совместных педагогических решений. Большое спасибо хочу сказать директору этой школы Галине Николаевне Кучер за те проекты, которые здесь реализуются, ведь они — живой пример того, что мы можем создавать то, что будет полезно и будет работать.

Я считаю, что вся работа, которую мы делаем, должна быть искренней. Если мы потеряем эту искренность в себе, мы не сможем передать ее детям, — сказал, в частности, Андрей Васильевич.

Ученик Ачинской православной гимназии стал призером конкурса чтецов

Отборочный тур конкурса чтецов «Зимняя сказка» состоялся в Ачинской детской библиотеке имени С. Михалкова 3 декабря.

Ребята состязались в выразительном чтении прозы российских и зарубежных писателей о зиме наизусть. Второе место в конкурсе занял ученик четвертого класса Ачинской православной Преображенской начальной гимназии Ярослав Юшин, прочитавший отрывок из произведения Сергея Аксакова «Очерк зимнего дня», — сообщает сайт pravgimn24.ru.

17 декабря Ярослав примет участие в общегородском конкурсе.

Новомученики Собора святых Красноярской митрополии, о которых нужно было рассказать

Роман Бобров

Наш проект, посвященный памяти новомучеников Красноярской земли, подходит к концу, и следующий выпуск станет последним из запланированных. Однако даже среди канонизированных и включенных в Собор святых Красноярской митрополии остались новомученики, о которых мы еще совсем ничего не рассказывали. И причина тому — не только и не столько ограничения формата или сроков проекта. Одна из главных проблем темы новомученичества — ее слабая изученность; даже о многих из тех святых, о которых мы уже рассказывали на страницах «Православного слова Сибири», известно очень мало. Но все и каждый из них заслужили быть увековеченными в памяти православных верующих. Потому в этом выпуске мы расскажем что знаем о тех, кого не успели затронуть в предыдущих выпусках.

Для некоторых из этих святых даже не установлен собственный день памяти, но память всех их совершается в двух соборах святых. Собор святых Красноярской митрополии Церковь празднует 11 июня (29 мая по церковному календарю), в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Дата празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской переходящая: он празднуется 7 февраля (25 января по церковному календарю), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье. В 2020 году это будет 9 февраля (27 января по церковному календарю).

Для тех же святых, для кого помимо соборных дат установлен и собственный день памяти он указан под именем. В приведенных справках биографические даты до февраля 1918 г. указаны по старому стилю. Даты памяти даны по новому стилю (в скобках — по церковному календарю).

АЛЕКСАНДР ПОЛИВАНОВ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК (†1919)

 Память 30 (17) марта

 Александр Петрович Поливанов родился в семье священника около 1878 г. По окончании Томской духовной семинарии в 1898 г. определен псаломщиком к Никольскому собору города Мариинска. В сентябре 1902 г. рукоположен во диаконы, затем — во иереи к Никольскому храму села Боготольского (относилось к Томской губернии). С 30 октября 1910 г. священник Михаило-Архангельской церкви села Алтатского Ачинского уезда Енисейской губернии. Расстрелян большевиками 30 марта 1919 г. в четырех верстах от села. Тело пастыря было перевезено в Ачинск и предано торжественному погребению. У него остались жена и четверо детей, из которых старшему было 11 лет.

АМОС ИВАНОВ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК († 1919)

Память 28 (15) июня (в день небесного покровителя — пророка Амоса)

Амос Иванович Иванов, в 1887–1892 гг. — псаломщик Никольской церкви села Михалевского Канского уезда, в начале 1910-х гг. — диакон Никольской церкви села Анцирского Канского уезда; был хиротонисан во иереи к Покровскому храму поселка Вахрушево Тасеевской волости Канского уезда. В марте 1919 г. поступило первое, не подтвердившееся известие об убийстве священника, он был еще жив до момента бегства партизан от правительственных войск в конце июня. Погиб после возвращения красных партизан в Тасеевскую волость осенью 1919 г.; точная дата и обстоятельства гибели неизвестны.

МИХАИЛ ВОЛОГОДСКИЙ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК († 1920)

Память 14 (1) октября

Михаил Георгиевич Вологодский родился в 1888 г. в семье потомственных священнослужителей, племянник будущего архиепископа Минусинского Димитрия (Вологодского). По окончании Красноярской духовной семинарии в августе 1911 г. рукоположен во иереи к Гавриило-Архангельской церкви села Вершино-Рыбинского Канского уезда, до февраля 1916 г. — благочинный III участка. С марта 1916 г. священник Никольской церкви села Агинского Канского уезда (ныне — Саянского района). Приход был большим, входило 13 деревень, помимо храма — 4 молитвенных дома, 3 церковно-приходские школы.

После окончания Гражданской войны на территории епархии продолжились преследования священников и репрессии против них. 14 октября 1920 г. в день Покрова Божией Матери после службы по выходе из церкви был схвачен представителями местной власти, увезен за село Агинское, подвергнут долгим мучительным истязаниям и убит. В 1930-х гг. репрессиям были подвергнуты родственники отца Михаила по линии отца.

ПОРФИРИЙ ФЕЛОНИН, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК († 1919)

Порфирий Николаевич Фелонин родился в 1858 г. в семье священника. С 1880 г. — псаломщик, с 1885 г. — диакон Никольской церкви села Горок Егорьевского уезда Рязанской губернии. В 1899 г. хиротонисан во иереи к Никольской церкви села Бунбуйского Енисейского уезда Енисейской губернии. С 1901 г. — священник Георгиевской церкви села Устьянского, с 1909 г. — Троицкой церкви села Троицко-Заводского (Троицкий солеваренный завод) Тасеевской волости Канского уезда, в августе 1919 г. окормлял также приход села Рождественского (ныне — село Дзержинское).

Первые сведения о преследованиях партизанами появились в марте 1919 г. После возвращения партизан в Троицкое и Тасеево в сентябре 1919 г. ими создан ревтрибунал, который «…работал день и ночь. С занятием прежней позиции на местах было выявлено много предателей…». В числе расстрелянных был и «поп Фелонин», составивший, якобы, «для колчаковцев громадный список лиц, которых необходимо было … казнить». Точная дата и место гибели не установлены.

СТЕФАН СЕМЕНЧЕНКО, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК († 1919)

Отец Стефан Семенченко служил диаконом-псаломщиком Всехсвятской церкви г. Красноярска; 14 апреля 1918 г. был рукоположен в сан священника и командирован для исполнения пастырских обязанностей к Покровской церкви села Михайловского одноименной волости Канского уезда (бывш. село Каеткайское, в советское время — деревня Михайловка Георгиевского сельсовета) с правом выставить свою кандидатуру при избрании. Село было целиком переселенческим.

27 марта 1919 г. по окончании службы для говеющих был арестован двумя партизанами в деревне Воздвиженка, увезен к Мангановскому бору и там убит. Благочинным были предприняты меры к «отысканию тела мученика и преданию земле в ограде Канского Спасского собора». Приход, «где прихожане не захотели защитить священника, прибывшего к ним для удовлетворения их церковных нужд, от двух негодяев», был закрыт. Семья священника, в том числе сын Георгий, на глазах которого арестовали отца, и дочь Васса, занимавшая место псаломщика при той же церкви, спаслась бегством с помощью правительственного отряда.

ТРОФИМ КУЗНЕЦОВ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК (†1919)

Трофим Евстафьевич Кузнецов родился в 1885 г. в Симбирской губернии, служил учителем церковно-приходских школ в Пензенской и Саратовской губерниях. По окончании Пастырских курсов в Москве в апреле 1912 г. рукоположен в храме Христа Спасителя во диаконы, затем во иереи и определен к новооткрытому приходу во имя преподобного Серафима Саровского села Тургенево Ачинского уезда Енисейской епархии. В 1914–1918 гг. служил в приходах сел Касьяновское и затем Райское Канского уезда.

 С августа 1918 г. — священник Иннокентиевского прихода села Суховское и благочинный V участка Канского уезда. 29 (по другим сведениям — 28) января 1919 г. «за свое смелое и искреннее слово, которое было направлено всецело против большевиков и на защиту настоящего Правительства, — большевиками расстрелян». Был отвезен на сельское кладбище, привязан к березе и каждый из отряда выстрелил в пастыря (в некоторых публикациях утверждается, что это произошло в селе Бирилюссы Ачинского уезда). Останки мученика по требованию партизан были преданы земле «без отпевания и облачения». Заочное отпевание совершил о. Василий Жихарев. Вдова священника с двумя малолетними детьми была вывезена правительственным отрядом в село Рождественское.

Проект «Этапами веры» реализуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018–2019»

Изгнание и возвращение — ради высокой культуры

Юрий Пасхальский

В новом материале цикла «Корни и крона» — человек, стоявший у основания симфонического оркестра в Красноярском крае. Удивительная судьба Ивана Всеволодовича Шпиллера чудесным образом вобрала в себя неизгладимые черты русской православной духовности и чаяния советской интеллигенции превратить Сибирь в «Край высокой культуры».

В 1978 г. первый секретарь Красноярского крайкома партии Павел Стефанович Федирко предлагает дирижеру Ивану Шпиллеру возглавить самый молодой в Советском Союзе Красноярский симфонический оркестр. За плечами у маэстро уже руководство Московским государственным симфоническим оркестром, коллективами Кинематографии, Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Друзья и коллеги считают такое предложение безумием. А Иван Всеволодович соглашается.

Изгнание и возвращение — удивительным образом эти два слова иллюстрируют жизнь Ивана Шпиллера. Сын бывшего белого офицера, священника Всеволода Шпиллера, он родился в болгарской эмиграции в 1935 году. И там с самого раннего детства мечтал о встрече со своей неведомой еще Родиной, тяжело переживая трагические страницы истории советской тогда России.

Родители Ивана Всеволодовича еще до революции общались с Рахманиновым. Сергей Васильевич навещал их и в Софии — так, в лице одного из величайших композиторов XX века, будущий дирижер познакомился с высокой музыкальной культурой.

В 1950-м году случилось чудо. То, чего юный Иван так долго ждал. Благодаря ходатайству Патриарха Алексия I, семья Шпиллеров возвращается на Родину. Небольшой московский храм становится новым домом Ивана Всеволодовича, а позже — центром духовной жизни московской интеллигенции. Отсюда по всей стране будут разлетаться пленочные записи проповедей его отца, известного на весь Союз проповедника.

Затем музыкальное училище и консерватория: Иван Шпиллер становится одним из самых перспективных и известных дирижеров в стране. За годы работы с Государственным оркестром кинематографии он запишет музыку к ста шестидесяти советским фильмам. А в Красноярск он отправится, чтобы превратить Сибирь в край высокой культуры.

Первоначально оркестру было негде репетировать — выступали в районных дворцах культуры. Но Иван Всеволодович был полон энтузиазма. Специально для его коллектива строится малый концертный зал. Четверть века Шпиллер будет создавать здесь музыку, поднимая краевое искусство на мировой уровень.

С развалом СССР начинаются непростые времена не только для большинства бывших его граждан, но и для культуры в целом. В середине девяностых начались нестроения в оркестре, усугубленные отсутствием общего языка с новой краевой властью.

Он возвращается в Москву, и здесь работает над материалами своего отца — планирует издать книгу с проповедями одного из первых советских миссионеров. Но Красноярск не мог забыть своего героя. Через три года Иван Шпиллер возвращается.

Второй, триумфальный период в Красноярске продлится не долго. Вскоре после возвращения Иван Всеволодович узнает о том, что он смертельно болен.

Красноярск стал для Ивана Шпиллера той Родиной, о которой он так мечтал в детстве. Здесь, в 2003 году, под звон колоколов Благовещенского собора, Иван Всеволодович отправился в свое небесное отечество.


ЛЮДМИЛА ГАВРИЛОВА, доктор искусствоведения:

 — Я помню одну удивительную встречу с Иваном Всеволодовичем. Это был 1989 год, тогда мы только начали общаться. В это время восстановилась возможность посещать православные храмы. Я была на всенощной в Благовещенском храме, в Страстную Пятницу. Иван Всеволодович сидел на подоконнике. Меня удивило его особое молитвенное состояние. Только много лет спустя, когда я составляла о нем буклет, прорабатывая множество документов, узнав историю его семьи, я поняла, как для него была важна духовная жизнь.

Для меня глубина личности Ивана Всеволодовича открылась уже в последние годы работы с ним. Он обладал совершенно уникальным умением проникать в композиторские замыслы. Тогда он уже знал о своей болезни. Поэтому отношение к каждому выходу на сцену было особенным. Это глубокая сосредоточенность. Он был очень требовательным к себе и своему оркестру, но при этом в личном общении Иван Всеволодович был добрейшим человеком, он всегда старался находить компромиссы.

ВАЛЕНТИНА МАЙСТРЕНКО, главный редактор издательства «Енисейский Благовест»:

— Иван Всеволодович был человеком очень сдержанным, настоящим аристократом. При этом в нем не было никакого высокомерия, и он отдавал всего себя людям. Для меня он стал одним из образцов настоящего христианина. Ведь он всегда был готов прощать и принимать самые сложные жизненные ситуации как Божью волю.

Уже будучи болен, Иван Всеволодович проявил невероятную силу воли — он из последних сил собрал наследие своего отца — протоиерея Всеволода Шпиллера. И впервые, именно мы, в Красноярске, наш «Енисейский Благовест» издал книгу с проповедями этого выдающегося священника. Несмотря ни на что, ни на революции, ни на войны, Бог хранил отца Всеволода, чтобы он подготовил путь для духовного возрождения России. Во вступлении к этой книги Иван Всеволодович пишет, что это даже более важное дело, чем создание оркестра.

ГЕННАДИЙ МАЛАШИН, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и СМИ Красноярской епархии:

— Мы снимали передачу про Ивана Всеволодовича на следующий день после его концерта, когда маэстро вернулся в Красноярск. Мы прошли от гостиницы «Октябрьская» до Благовещенского собора — он все еще восстанавливался. В моей памяти навсегда останется момент, как Иван Всеволодович зашел в храм. Он пребывал в этом пространстве с величайшим благоговением. В этом человеке была видна многовековая христианская культура. Даже свечи он ставил как-то по-особенному.

Православная среда формировала Ивана Шпиллера как личность. Он ведь даже был иподиаконом на службе патриарха Алексия I. И нечто в нем было необыкновенное. Однажды верующие в Софии приняли его за наследника болгарского государя. И удивительно в нем сочетались глубокая вера и патриотический дух. Это была подлинная любовь к своему Отечеству, которую он, родившись на чужбине, пронес с собой через всю жизнь.

Проект «Корни и крона» реализуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2018–2019»