Последние публикации

До 10 декабря. Приём заявок на участие в XXI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях

О старте приема заявок на участие в XXI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», которые пройдут с 20 по 22 января 2021 года, объявили в оргкомитете Чтений.

Подать заявку на участие в Чтениях можно по ссылке.  Регистрация участников продлится до 10 декабря 2020 года.

При усилении ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, Чтения могут быть проведены в режиме on-line.

По итогам конференции будет издан сборник материалов и докладов. Начиная с 2016 года, материалы конференции включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — библиографическую базу данных научных публикаций российских ученых, сборнику присваиваются соответствующие индексы (ISBN, УДК, ББК).

Подробности в оргкомитете Чтений по телефону 8 (391) 211-82-69 и электронной почте kerpc@mail.ru.

Организатор — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Министерства культуры Красноярского края, Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Сибирского государственного университета науки и технологии им. М.Ф. Решетнева, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Общества русской словесности, Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом», Красноярского института развития духовно-нравственной культуры.

Сайт Чтений — kroc.kerpc.ru

Православная неделя с 21 по 27 сентября: Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного Креста Господня

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. С 21 по 27 сентября в 2020 году — шестнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

21 сентября (8 сентября по ст.ст.). Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Первый из череды двунадесятых праздников Церкви, как нетрудно догадаться, посвящен воспоминанию о рождении Пречистой Девы Марии — Божией Матери.

Об этом радостном для каждого верующего событии повествует апокрифическое «Протоевангелие Иакова». Согласно ему, родители Девы Марии — праведные Иоаким и Анна — были честными, кроткими и богобоязненными людьми. Они отнюдь не бедствовали: у семьи было свое стадо домашнего скота.

Однако жизнь супружеской паре отравляло другое: у Иоакима и Анны не было детей, что, по представлениям еврейского общества того времени, означало только одно — Божию немилость, почти что проклятье. Над несчастными супругами потешались. Иоакиму однажды даже не дали принести жертву в иерусалимском Храме. Это настолько потрясло праведника, что потом он отправился в пустыню, где сорок дней и сорок ночей находился в непрестанной молитве и посте. Анна же неустанно молилась Богу, прося Его смилостивиться.

И однажды женщине явился ангел. Он сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Затем ангел предстал и перед Иоакимом, сообщив о беременности жены и посоветовав вернуться к ней. Супруги встретились у городских ворот и вместе отправились в храм, где принесли Богу щедрую жертву в знак благодарности. А через девять месяцев в благочестивом семействе появилась девочка, которую назвали Марией. Произошло это в их доме в северо-восточной части современного Иерусалима: сейчас на нем стоит православный монастырь святой Анны.

Праведных Иоакима и Анну Церковь называет богоотцами. Именно этих святых, по традиции, вспоминает архиерей или священник, благословляя молящихся на выход из храма после богослужения.

Сам праздник Рождества Божией Матери окончательно утвердился в календаре Церкви в V–VI веках. Сразу у нескольких славянских народов —после принятия христианства — вокруг этого торжества сложился обычай «Осенин» — праздника урожая, плодородия и семейного благополучия. В этот день земледельцы благодарили Богородицу за собранный урожай.

27 сентября (14 сентября по ст.ст.). Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Креста Господня — единственный из числа Господских двунадесятых праздников Церкви, установленный в память о событии, не относящемся к годам земного пути Спасителя или Пресвятой Богородицы.

Крест Господень был обретен в 326 году приехавшей в Палестину матерью римского императора Константина Великого императрицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием.

В результате раскопок тогда была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от нее были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определен тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Императрица Елена обозначила места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Богослужебной особенностью этого праздника является совершение чина воздвижения Креста. За Литургией вместо Трисвятого принято петь «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим». В день торжества церковная традиция предписывает верующим держать строгий пост.

Добавим, что в Красноярской епархии в этот день престольный праздник у Крестовоздвиженского храма села Новоселово.

Архипастырь возглавил Всенощное бдение в канун Рождества Богородицы

20 сентября, в канун двнаудесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель приходов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; ключарь Покровского кафедрального собора иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители собора.

За богослужением пел архиерейский хор Покровского собора.

Митрополит Пантелеимон: Рождество Божьей Матери несёт в себе начало пути Вифлеемской звезды

20 сентября, в день Предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон произнес для верующих слово проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Когда мы с вами совершаем святую бескровную жертву, Причастие,  то говорим по окончании: «Изрядно о пресвятей, пречистей,преблагословенией, славней Владычице нашей Богородице и Присно деве Марии», выражая свою благодарность Царице Небесной.

Матерь Божья неразрывно связана с историей жизни и царствования Её Сына. Она живёт, взяв на себя подвиг молитвы за весь мир. Спасение начинается с Господа Иисуса Христа. Через Его смерть и торжество Его воскресения,  мир, осуждённый и проклятый грехом, обретает святость, которая воскрешает и всех нас. Но исходит всё из божественной любви Творца к Своему творению, к нам. И эта же любовь выбирает Пречистую Деву Марию, чтобы притворить в жизнь божественный замысел о нашем спасении.

Сама жизнь и подвиг Матери Божьей является, в определённой степени, тайной. Каждый раз, когда мы соприкасаемся с Её пречистым именем и историей появления в мире ради нашего спасения, сердца наши наполняются благодарностью  и любовью к Господу. Наполняются  непревзойдённым почитанием и любовью к Ней как к матери. Мы ожидаем от Неё милостей, благословений, спасения и дарования великой надежды на Царство Божие.

Церковь, как древний мир в лице святых Божьих пророков ожидает пришествие Спасителя.  Но никому, кроме Исайи и некоторых других пророков не открылось, что Мессия родится у непорочной человеческой девы, как и человечество началось с Адама и Евы.

Сегодня мы предпразднуем Рождество Божьей Матери. День рождения  — не случайный праздник.  Это приход в мир для слёз и радости, для ада или спасения. И верующие во Христа рождены для спасения. Но это спасение началось с материнской веры Пресвятой Девы Марии, Её родителей и с Божьего милосердия к каждому из нас.

Рождество Божьей Матери несёт в себе начало пути Вифлеемской звезды, вставшей над пещерой, где был рождён Сын Божий и Сын Человеческий — Иисус Христос. Будем же с вами всегда готовы  принять свой день рождения, как тайну нашей жизни, спасения и избрания пути света и вечной жизни или — пути смерти и вечного небытия. И мы веруем, что Матерь Божья, сохраняя преданность божественным заветам, превозмогает наши грехи и благословляет верующего человека на жизнь вечную, на спасение, на продление подобных себе в поколениях для победы и торжества господа Иисуса Христа, царства Божьего и обновления прекрасной планеты Земля.

Аминь.

Правящий архиерей совершил Литургию в Покровском кафедральном соборе

20 сентября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, в день Предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска, митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель приходов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; ключарь Покровского кафедрального собора иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители собора.

За богослужением пел архиерейский хор Покровского собора.

По окончании Литургии владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

Архипастырь возглавил Литургию в день престольного праздника в красноярском Михаило-Архангельском храме

19 сентября, в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в день престольного праздника в Михаило-Архангельском храме города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель приходов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятель красноярского Михаило-Архангельского храма протоиерей Александр Садовьюк; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и Михаило-Архангельского храма.

За Литургией пел хор прихода Михаила Архангела и Чуда его в Хонех.

По окончании Литургии владыка Пантелеимон возглавил крестный ход вокруг храма и обратился к верующим со словом проповеди.

Митрополит Пантелеимон: Людской и ангельский мир объединяет бессмертие

19 сентября, в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV), по окончании Божественной литургии в Михаило-Архангельском храме города Красноярска митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Посмотрим на небо, братья и сестры, и увидим, как оно велико и как оно близко. Но ещё никто не нашёл начало неба и конца, никто не измерил его глубину и высоту. Но все мы восходим душой на небо, покидая земную жизнь. Мы знаем и веруем, что где-то там находится Царствие Божие и престол Его.

С чего же началась жизнь на Земле? Началась она с творения Божьего, с человека. Но прежде человека, господь создал бесплотные ангельские силы, и средь них был тот, кто носил имя Денница. Когда это творение стало дьяволом? Когда возгордилось над Богом, потеряло разум. Тогда архангел Михаил с небольшой ангельской силой и низверг дьявола благодатью Божьей в ад, там, где нет неба. Где лишь тьма и те, кто эту тьму заслуживает: всякий неверующий в Бога, всякий подражающий дьяволу, который борется с Богом.

Нас, людской и ангельский мир объединяет бессмертие. Человек тоже не знает смерти. Но человек знает Рай, который открывается в вере и начинается с Церкви, с семьи, со всех наших добрых деяний. А ангельский мир является величайшим Божьим свидетелем наших с вами поступков, наших мыслей и слов, и ничто не из истории жизни каждого человека не будет забыто.

И с наших же дел начинается и Страшный Суд. Он уже много тысяч лет заседает, этот Божий суд, и много тысяч душ человеческих обретают свет, покой и Царство Божье, и много тысяч душ идут в преисподнюю, уничтоженные своим собственным грехом. Но некогда в мир пришла женщина по имени Мариам, Пречистая Дева, Которой мы поём в хвалебной песне «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». И тогда мы с вами обрели заступницу в лице матери Божьей, которая выше херувимов и серафимов, обрели заступницу усердную, которая стала свидетельствовать перед Богом о человеческой вере в любви к жизни, любви к правде и истине, в любви к спасению. Архангел получил право не только быть на Небесах предводителем бесплотных сил, но и на Земле.

И вот сегодня мы вспоминаем чудо в Хонех, древнем городе, где некогда язычники соединили потоки рек, чтобы уничтожить христианский храм и затопить его водой. Тогда явился архангел Михаил, пробил своим копьем расселину в земле и направил воду в нее, и христиане города были спасены. Этим он показал пример того, что может сделать верующий человек, ведь архангел явился не просто так, но по молитвам верующих.  И это чудо люди запомнили, поняв, что можно творить верой своей чудеса ради спасения своей души, своей жизни и благословения своего потомства.

Сегодня, когда в мире свирепствует страшная болезнь, мы с вами обязаны задуматься: кто виновен в этой напасти? А виновны сами люди. Когда человек отрекается от Бога, тогда враг рода человеческого проявляет свою силу в виде страшных событий, судьбоносных для жизни людей. И если мы, верующие в Господа, будем молиться, то и ангельские силы присоединятся к нашей молитве, и ангел жизни и врачевания вступает в борьбу с тем, кто эту болезнь сеет — с ангелом злобы и болезнетворения. И с именем Божьим и с верой в спасение, мы победим эту болезнь, и Он укрепит души наши и даст силы нашим врачам.

Сегодня мы молимся с глубоким убеждением, что победят Господь и ангелы Его эту напасть. Диавол всегда готовит новые беды, но если мы будем следовать заповедям Господа — ничто не сокрушить жизнь человека, ни на земле, ни в вечности, ни в Царстве Божьем.

Аминь.

Андрей Бардаков: Этот конкурс — пространство формирования объединения не равнодушных к теме воспитания людей

 

18 сентября в Гражданской ассамблее Красноярского края состоялась церемония награждения победителей краевого конкурса «Дети одного дома».

На событии представили социокультурные практики, направленные на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. В конкурсе приняли участие общественные и образовательные, муниципальные, молодежные национальные организации, творческие и профессиональные союзы, общественные фонды, творческие коллективы, педагоги и представители родительской общественности нашего края.

Победителей наградили член Общественной палаты Красноярского края, директор епархиального Архиерейского образовательного центра и председатель экспертной комиссии конкурса Андрей Бардаков и председатель палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова.

Обращаясь к участникам конкурса с приветственным словом, Андрей Васильевич отметил, что конкурс является «серьезным исследованием нашего общества и вызовов времени»:

В условиях современных стратегических документов в области национальной культуры и образования, данный конкурс видится очень актуальным. Это место не только обмена опытом и признания достижений педагогов, вкладывающих свои жизненные силы в результаты воспитания. Конкурс — пространство формирования объединения на уровне всего Красноярского края людей не равнодушных к теме воспитания, к теме создания эффективных практик в современных условиях и объединенные единым ценностно-смысловым полем.

Хочется выразить большую благодарность всем участникам конкурса, не только победителям. Мы надеемся, что в будущем они будут с нами и будут участвовать в других мероприятиях, которые также консолидируют педагогов и общество вокруг темы воспитания. Ближайшими такими мероприятия станут общественно-педагогическая конференция, которая пройдёт 3 ноября и Краевые Рождественские образовательные чтения. Они состоятся 21-22 января 2021 года.

Хочу сказать огромное «спасибо» организаторам, устроителям, экспертам конкурса и всем, кто приложил свои искренние усилия для развития духовно-нравственного воспитания в нашем регионе.

Добавим, что организатором конкурса выступила палата просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края.

До 31 декабря. Прием работ на литературный конкурс среди школьников «Лето Господне»

Начался прием заявок на заочный этап седьмого сезона Международного детско-юношеского конкурса среди учащихся 6–12 классов «Лето Господне» имени И.С. Шмелева.

Подать работу можно на сайте конкурса в разделе «Заявка на участие». Чтобы стать участником, достаточно заполнить анкету и прикрепить творческую работу в электронном виде. Требования к оформлению работ подробно изложены в положении о конкурсе.

В ходе первого этапа будет осуществляться прием творческих работ по пяти основным направлениям:

— Священное Евангелие как основание русской литературы;

— «Не в силе Бог, а в правде». К 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского;

— «Красота спасет мир». К 200-летию великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского;

— «Пути небесные». К 200-летию преставления Ивана Сергеевича Шмелева;

— «Наше оружие – Язык». К 80-летию писателя, лауреата Патриаршей литературной премии Владимира Крупина.

На второй, очный этап, который пройдет в дни весенних школьных каникул 2021 года, в Москву будут приглашены авторы работ, набравших наибольшее количество баллов, — сообщает сайт конкурса.

Участники конкурса, педагоги и родители могут ознакомиться с лучшими творческими работами победителей предыдущих сезонов, представленными на главной странице обновленного сайта конкурса, а также вступить в тематические группы в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook».

Поездка в Енисейск открыла дивногорским исследователям новые факты о жизни основателя Знаменского скита

Поездка состоялась 14–15 сентября рамках реализуемого при при поддержке Фонда президентских грантов проекта «Наследие отцов», проводимого дивногорским духовно-просветительским центром «Наследие»

Настоятель Знаменского храма города Дивногорска протоиерей Димитрий Карнаухов, руководитель филиала дивногорского Художественного музея Анастасия Абдулхаева и руководитель духовно-просветительского центра Ирен Коше изучили связи красноярского Знаменского скита и енисейского Спасского монастыря в XIX–XX веках, посетив храмы Енисейской епархии и краеведческий музей посёлка Большая Мурта.

Исследователи, в частности, выяснили, что основатель Знаменского скита иеромонах Филарет (Васильев) занимался наставлением многих монахов и священников из Енисейской губернии, а его приемник, ставший заведующим скитом после его смерти, иеромонах Митрофан (Беляев) позднее стал настоятелем енисейского Спасо-Преображенского мужского монастыря в начале 30-х годов. Так же была совершена лития по иеромонаху Филарету.

— Мы пришли к единодушному мнению, что необходима встреча нашей исследовательской группы с заинтересованными представителями музеев, краеведческих и исторических сообществ на территории Красноярской митрополии для уточнения сведений о житии насельников Знаменского скита, служивших в XIX–XX веках на территории всей Енисейской губернии, — сообщает на своей личной странице «ВКонтакте» Ирен Коше.