25 сентября в культурно-историческом центре «Успенский» прошёл круглый стол «Служение Отечеству — история и современность. Образ Александра Невского как национального героя».
Встреча прошла в год 800-летия со дня рождения святого благоверного князя и состояла из десяти выступлений, в том числе дистанционных. Свой взгляд на образ Александра Невского представили учёные, деятели культуры, спортсмены и священнослужители.
Первую вводную лекцию по теме «Подвиг Александра Невского» в рамках просветительского цикла «Русские вечера» прочёл директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии (АОЦ), член Общественной палаты Красноярского края, кандидат философских наук Андрей Бардаков. Он же выступил модератором встречи.
— Одним из важнейших результатов встречи стало налаживание связей и возможность передать уникальный опыт края в области просвещения коллегам из других регионов, — отмечает директор АОЦ. — В частности, это опыт проведения таких разноплановых по форме и целевой аудитории мероприятий, как конференция Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения, краевой Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности и фестиваль духовной культуры «Покровские встречи».
Также Андрей Бардаков представил участникам встречи информационно-методические ресурсы, разрабатываемые в рамках проектов «Время и лица. Страницы духовной истории Приенисейской Сибири» и «Сибирская старина», реализуемых с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставленных Фондом президентских грантов. Участники встречи получили экземпляры апробационной версии медиакомплекта «Время и лица».
Круглый стол стал частью краевого фестиваля традиционной народной культуры в рамках празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского «Дружина» в культурно-историческом центре «Успенский». В его программу также вошли выставки, мастер-классы по народной художественной культуре, воинской подготовке и детской поделке, и видеовикторина.
24 сентября большим собранием открылся III трёхдневный форум анонимных алкоголиков Енисейского округа.
Штатный священник собора Михаила Архангела города Железногорска протоиерей Анатолий Бородавко, посетивший открытие форума, призвал всех собравшихся к трезвому образу жизни, а также рассказал о христианском методе борьбы с недугом через участие в Таинствах Церкви.
В конце встречи отец Анатолий преподал участникам пастырское благословение.
23-24 сентября 2021 года в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
26 сентября, в седмицу 15-ю по Пятидесятнице, в канун Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил всенощное бдение с чином выноса Креста Господня в храме Рождества Христова города Красноярска.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный церквей Правобережного округа, настоятель храма Рождества Христова Красноярска протоиерей Максим Смоляков; благочинный больничных храмов города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и храма Рождества Христова.
За богослужением пел хор храма Рождества Христова.
По окончании всенощного бдения владыка Пантелеимон помазал верующих елеем и обратился к ним со словом проповеди.
Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. С 27 сентября по 3 октября в 2021 году — пятнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
27 сентября (14 сентября по ст. ст.). Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста Господня — единственный из числа Господских двунадесятых праздников Церкви, установленный в память о событии, не относящемся к годам земного пути Спасителя или Пресвятой Богородицы.
Крест Господень был обретён в 326 году приехавшей в Палестину матерью римского императора Константина Великого императрицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием.
В результате раскопок тогда была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).
Императрица Елена обозначила места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на Небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.
Богослужебной особенностью этого праздника является совершение чина воздвижения Креста. За Литургией вместо Трисвятого принято петь «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим». В день торжества церковная традиция предписывает верующим держать строгий пост.
Добавим, что в Красноярской епархии в этот день престольный праздник у Крестовоздвиженского храма села Новосёлово.
30 сентября (17 сентября по ст. ст.). День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137)
При жизни трёх дочерей верующей римской аристократки Софии называли греческими именами: Пистис, Элпис и Агапэ. Уже спустя века их переведённые имена, символизирующие основные христианские добродетели, были включены в славянские месяцесловы.
Святые мученицы стали жертвами ранних антихристианских гонений, развернутых при императоре Адриане (правил в начале II века).
Согласно преданию, правитель лично решил отвратить Софию и её дочерей от веры во Христа, сначала суля им щедрые дары, а затем — угрожая муками и смертью. Но ответом на все посулы и угрозы был решительный отказ отважной женщины и её дочерей.
В итоге, разгневанный император приказал последовательно казнить всех трёх дочерей Софии. Мать похоронила девочек на холме за чертой города, а через три дня умерла сама. Жизнь и подвиг Пистис, Элпис, Агапэ и их матери Софии в христианской традиции стоит особняком, поскольку Церковь знает очень немного случаев, когда совсем юные дети сознательно шли на смерть ради своей веры.
Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Красноярске освящён храм при Краевой клинической больнице № 1.
3 октября (20 сентября по ст. ст.). День памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев (1245)
Современный историк Дмитрий Володихин так характеризует князя Михаила Черниговского: «Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключённых и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке».
Действительно, князь Михаил кажется лишь одним из многих правителей периода феодальной раздробленности на Руси. Он враждовал с другими князьями, ненадолго даже занимал вожделенный многими киевский престол, пытался противостоять монгольским захватчикам, неудачно силился уговорить европейских правителей выступить вместе против кочевников.
В 1240-х отчаявшийся прогнать захватчиков, уже немолодой князь Михаил вернулся править в родные земли, оказавшиеся под монгольским игом. Для этого нужно было получить ярлык на княжение от захватчиков. Михаилу и сопровождавшему его боярину Феодору приказали перед тем, как идти к хану, пройти через костер, чтобы «очиститься» от злых намерений и поклониться языческим монгольским идолам.
Князь Михаил и боярин Феодор отказались это сделать, заявив жрецам, что поклоняются только Богу, Творцу мира. Несмотря ни на какие уговоры и угрозы два христианина не стали поклоняться идолам. После долгих мучений оба были казнены. Их прославление в лике святых состоялось в конце XVI века.
26 сентября, по окончании Божественной литургии в Воскресенском храме посёлка Подгорный, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Вчера за всенощным бдением мы с вами читали Евангелие от Марка. Вопрос, который Марк для каждого из нас ставит — это вопрос веры. Он передаёт, что сказал Господь наш Иисус Христос, когда Возносился на Небо, оставляя землю, чтобы благодатью Духа Святого прийти и пребывать Святой Церкви до Второго Пришествия.
Господь избрал путь спасения рода человеческого после Потопа для того, чтобы прийти самому и помочь роду людскому возвратиться к первозданному виду души и тела и открыть знание о вечной жизни.
Но до этого момента, когда Господь пришёл, пострадал и воскрес в человеческом образе, прошло много событий, и не одна тысяча лет прошла. И диавол так укоренился на Земле, что считал, что род человеческий принадлежит ему, и люди были представлены в рабском состоянии своего духа, а значит — и морально-нравственном.
Вся культура до Христа не прославляла Бога и человека в Нём, а прославляла страсти, лживое великолепие удовольствий. Она не говорила о том, что сам человек в состоянии спасать себя. Но Господь открыл это во время бесед перед Вознесением со своими апостолами, основавшими Церковь.
И вся Его сила заключается в том, что он сказал, что верующие и крещёные имеют право на жизнь вечную. Неверующий же не имеет ничего. Он даёт нам свободу, мы свободно принимаем веру как труд спасения, неверующий же так же добровольно принимает грех и временное удовольствие вместе с погибелью души. Но Господь не осудил земную жизнь, земные радости.
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16:16–18).
В этих словах Господь раскрывает главное дарование человеку, когда он принимает веру: дар силы веры. Она заключается в том, что сказано в Евангелие, это ответ тем, кто оскорбляет Бога и веру, и обманывают, наученные диаволом, других людей. А Господь открыл, что дар веры обеспечивает человеку полноту его земного бытия и признание права человека на свободу над всем, с обязанностью хранить самого себя. И, конечно же, сила веры защищает человека от диавола.
И дай же Господь, чтобы ничто не поколебало веру, вошедшую в наши сердца вместе с любовью к Спасителю нашему Иисусу Христу и с Покровом Матери Божией.
26 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Воскресенском храме посёлка Подгорный ЗАТО город Железногорск.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских приходов великомученика Димитрия Солунского и апостола Андрея Первозванного иерей Виталий Вальтер; настоятель Воскресенского храма протоиерей Сергий Белин; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального собора и Воскресенского храма.
За богослужением пел хор Воскресенского прихода.
По окончании Литургии владыка Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди.
24 сентября под председательством атамана, казачьего генерал-лейтенанта Павла Артамонова, состоялось дистанционное заседание Совета атаманов Енисейского войскового казачьего общества (ЕВКО).
Общую молитву перед началом заседания возглавил войсковой священник ЕВКО, председатель отдела по взаимодействию с Енисейским казачеством Красноярской митрополии, настоятель Пантелеимоновского больничного храма города Красноярска протоиерей Андрей Казанцев.
На встрече обсуждались вопросы из жизни ЕВКО, в том числе подготовка к Большому кругу Красноярского казачьего общества, который намечен на 13 ноября 2021 года, — информирует сайт yenisei-cossack.pravorg.ru.
Храм пророка Иоанна Предтечи города Красноярска посетили студенты кафедры журналистики Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета — члены «Школы межэтнической журналистики».
Экскурсию по храму для студентов провели руководитель пресс-центра красноярского храма Александра Лылина и штатный священник иерей Александр Смирнов.
Будущие журналисты узнали об устройстве православного храма, святителе Луке (Войно-Ясенецком), небесном покровителе журналистов Иоанне Богослове, о храмовой иконе Иоанна Крестителя, православной традиции почитания мощей, — сообщает группа Иоанно-Предтеченского храма «ВКонтакте».
23 сентября в Ачинской православной Преображенской начальной гимназии прошёл классный час, посвящённый Международному дню жестовых языков.
Гимназистов с этой датой познакомила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Палий. Она рассказала ребятам о существовании различных жестовых языков, объяснила важность сохранения жестовых языков как части языкового и культурного разнообразия. В продолжение занятия учащиеся посмотрели познавательный видео-урок, посвящённый языку жестов. Из него гимназисты узнали, как общаются глухие, а также познакомились с профессией сурдопереводчика, — сообщает сайт pravgim24.ru.