Последние публикации

Первая секция «Воскресные школы Красноярской митрополии» состоялась онлайн в Архиерейском доме

Секция «Воскресные школы Красноярской митрополии: воспитание, катехизация и просвещение на приходе» XXII Красноярских краевых Рождественских чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» прошла 16 января в Архиерейском доме города Красноярска и на платформе Zoom.

В этом году конференция вновь проходит в смешанном формате, объединив очные и сетевые формы взаимодействия участников.

Участниками секции стали докладчики из городов Красноярска, Екатеринбурга и Железногорска, посёлка Берёзовка и села Тюльково — духовники, директора и педагоги воскресных школ епархии, представители общественных организаций.

В ходе работы секции докладчики поделились с аудиторией как своим опытом в работе воскресных школ, так и докладами на другие темы. Например, настоятель Введенского храма посёлка Берёзовка иерей Вячеслав Комаров прочитал доклад «Взрослая воскресная школа как отправная точка к началу воцерковления». Этой темой, по словам самого отца Вячеслава, он занимается уже 10 лет.

Завершилась секция масштабной презентацией пособия по преподаванию Закона Божия от Алёны Богдановой, сотрудницы Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Презентация прошла онлайн, но сами книги были представлены участникам конференции и в бумажном формате.

— Сегодня действительно прозвучали и исторические моменты, и основания к просветительской деятельности, и мотивация. Замечательные доклады! — отметила руководитель секции, заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Красноярской епархии Марина Гудошникова.

Благодаря онлайн-формату в Чтениях имеют возможность принимать участие спикеры из других городов. А нерабочий день был выбран для этой секции не просто так. Ведь формат воскресных школ и подразумевает участие в воскресных мероприятиях.

Необходимо отметить, что благодаря трансляции конференции на целый ряд площадок (Youtube, «Вконтакте», «Одноклассники» и Facebook), удалось привлечь большее количество аудитории. Зарегистрированные участники подключаются напрямую в Zoom, а кто-то выбирает другую удобную для себя площадку. Вместе с этим запись трансляции сохранилась, и её можно посмотреть в любое удобное время.

Среди недостатков такого формата участники отмечают сложности с получением обратной связи. Хоть слушатели и отправляли свои вопросы в различных чатах, всё равно сложно получать эмоциональный отклик и эффект присутствия, который иногда так необходим выступающим.

Напомним, что трансляция Открытия и Пленарного заседания Чтений состоится 20 января в 14:00 на платформе Zoom, на канале Красноярской епархии на Youtube и страницах в социальных сетях. Ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая прошедшую, можно в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

Православная неделя с 17 по 23 января: Богоявление и дни памяти святителей Филиппа Московского и Феофана Затворника

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 17–23 января — седмица 31-я по Пятидесятнице.

19 января (6 января по ст. ст.). Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Крещение Господне — один из важнейших праздников Церкви. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с Небес сошёл Дух Святой в облике голубя и глас с Неба назвал Его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза: накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — чином великого освящения воды, который ещё называют великой агиасмой, и второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

22 января (9 января по ст. ст.). День памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца (+1569)

Митрополит Филипп (в миру — Феодор Степанович Колычев, 1507–1569) занимает особое место в сонме святых Русской Церкви. Этот архипастырь принял насильственную смерть — но не от рук иноверцев или безбожников, как десятки и сотни мучеников, а по злой воле своего же, русского царя.

Будущий святитель происходил из знатного и влиятельного боярского рода Колычевых. Однако ни военное дело, ни политические интриги, ни жизнь в роскоши не прельщали юного Феодора. Известно, что уже в 1530-х он подвизался в одной из обителей на русском Севере, а в 1540 году будущего митрополита на Соловках рукоположили в монахи с именем Филипп.

Уже через 8 лет отец Филипп стал игуменом Соловецкой обители. За 17 лет на этом ответственном посту ему удалось сделать монастырь зажиточным и преуспевающим, многократно увеличив число его насельников. Будущий святой стал непререкаемым духовным авторитетом в масштабах всей страны.

Оттого и неудивительно, что летом 1566 года ему предложили стать митрополитом Московским и всея Руси. Игумен долго колебался, пытался отказаться, но затем всё-таки поддался уговорам безмерно уважавшего его духовенства. Но, став митрополитом, Филипп не пошёл на сделку с совестью: он заступался за гонимых и опальных, открыто требовал от царя Иоанна IV Грозного отменить ненавистную опричнину. Открытый конфликт с государем стал неизбежным: 22 марта 1568 года в Успенском соборе московского Кремля митрополит прилюдно отказал царю Иоанну в благословении.

Разъярённый царь сначала организовал неправедное судилище, где владыку Филиппа «извергли из сана» и отправили в ссылку в Тверь. Но и этого правителю оказалось мало: 9 января 1569 года ближайший царский подручный Малюта Скуратов задушил архипастыря во время молитвы.

23 января (10 января по ст. ст.). День памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894)

Святитель Феофан (в миру — Георгий Васильевич Говоров, 1815–1894) — один из самых почитаемых и известных богословов-проповедников в истории Русской Церкви. Его «Письма о христианской жизни» многие священники и сегодня советуют для прочтения всем желающим понять, что такое Православие.

Говоря об этом святом, в первую очередь вспоминают, что последние 22 года своей жизни он провёл в затворе в Вышенской пустыни (современная Рязанская область). Там святитель Феофан написал большую часть твоих трудов, и именно этот период дал ему прозвище, под которым архипастырь стал известен в церковной истории.

Но этим годам предшествовали десятилетия активного служения на ниве Христовой. В разные годы будущий затворник преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии, был членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, будучи рукоположенным в епископы (в 1859 году),  последовательно управлял Тамбовской и Владимирской епархиями (до 1866 года).

Знавшие святителя Феофана современники отмечали «глубокое знание всех движений сердца человеческого и его духовных потребностей, опытное знакомство с духовной жизнью, обширные познания в области и Священного Писания, и творений святоотеческих, и наук естественных и исторических» (И.Н. Корсунский). В лике святых епископа прославили на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.

Секция «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Секция регионального этапа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXX Международных Рождественских чтений «„Аз есмь Путь, Истина и Жизнь“ (Ин. 14:6): о непреходящей ценности Евангелия и жизни во Христе» в рамках XXII Красноярских краевых Рождесвтенских образовательных чтений.

Красноярские казаки передали икону для будущего храма

Передача иконы состоялась 11 января в Благовещенском соборе Красноярска. В дар казаки Енисейского войскового казачьего общества (ЕВКО) передали вышитую Казанскую икону Пресвятой Богородицы для строящегося храма в честь этого образа.

Со стороны епархии в передаче участвовал штатный священник Благовещенского собора иерей Андрей Мосолов. Автором эскиза вышивки выступил есаул ЕВКО Андрей Рымарчук, — сообщили в казачьем обществе Красноярской епархии.

Воспитанники детского дома «Самоцветы» посетили Пантелеимоновский храм Красноярска

Дети посетили храм в сопровождении воспитателя 7 января, в Рождество Христово. Там ребятам рассказали о празднике и вместе с ними пропели тропарь, кондак и величание праздника.

Освоиться в храме детям помогал штатный священник храма, духовник молодёжного казачьего братства имени святого благоверного князя Дмитрия Донского протоиерей Георгий Кривоносов. Под его руководством ребята поставили свечи и помолились.

Затем отец Георгий передал воспитанникам «Самоцветов» сладкие подарки и иконки Пресвятой Богородицы, приобретённые за счёт средств, собранных прихожанами храма, — сообщил пресс-службе епархии настоятель Пантелеимоновского прихода, председатель Отдела по взамиодействию с Енисейским казачеством Красноярской митрополии протоиерей Андрей Казанцев.

На службе также присутствовали заместитель атамана по молодежной политике Енисейского Казачьего войска подъесаул Антон Руденко и подъесаул Сергей Рябцев. Казаки прибыли, чтобы отдельно поздравить детей с праздником и вручить подарки.

Помощник ачинского благочинного посетил исправительный центр ФКУ ИК-31

12 января помощник благочинного Ачинского округа по тюремному служению, штатный священник Казанского собора Ачинска иерей Александр Сафимов посетил изолированный участок, функционирующий как исправительный центр ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Об этом рассказали на сайте благочиния.

В исправительном центре отбывают наказание осуждённые в условиях с облегченным содержанием. Отец Александр поздравил их с Рождеством Христовым, рассказав о смысле и значении праздника. В будущем такие встречи планируются проводить регулярно.

Рождественский концерт в воскресной школе железногорского собора Михаила Архангела собрал гостей

12 января актовый зал воскресной школы «Отрада» собрал детей, родителей и общественных деятелей города. Концерт состоял из выступлений детского хора и хора храма Архангела Михаила, танцевальных номеров, фокусов и спектакля, показывающего чудо Рождения младенца Иисуса. Об этом рассказали на сайте благочиния.

Почётными гостями стали заместитель главы города по социальным вопросам Евгений Карташов, который обратился к участникам и гостям концерта с поздравительным словом, и директор благотворительного фонда «Железногорск» Анатолий Коновалов, подаривший Рождественские подарки воспитанникам воскресной школы. Кроме того, ребятам подарки от Горно-химического комбината вручил его директор Дмитрий Колупаев.

После концерта прошла общая трапеза, где все участники и зрители могли попробовать плов от местной войсковой части № 3377.

Приход Трёхсвятительского храма Красноярска поздравил с Рождеством особенных детей

От его имени социальный волонтёр Наталья Дурбанова вручила Александре, Данииллу и Дионисию подарки к празднику. Их приобрели из средств прихода.

Его силами также устроили прогулку на Столбы с Дионисием, где он познакомился со спортсменами-столбистами и от этой встречи оказался под сильным впечатлением, — сообщили на сайте храма.

В Рождественскую неделю это были не единственные подарки от прихода. Трёхсвятительский храм собрал и передал вещи для нуждающихся в фонд «Под крылом ангела».

В воскресной школе шарыповского Свято-Троицкого собора прошёл Рождественский концерт

Рождественская ёлка случилась 9 января, после Божественной литургии, как семейно-приходской праздник. Об этом рассказали на сайте Шарыповского благочиния.

Дети пели песни про Рождество и рассказывали стихотворения. А главным номером стал спектакль на тему Рождества для приглашённых священнослужителей: благочинного Шарыповского округа, настоятеля Свято-Троицкого собора Шарыпово протоиерея Павла Фролова и диакона собора Феодора Карабатова. Отец Павел всех поздравил с Рождеством, сказал напутственные слова воспитанникам и вручил сладкие подарки.

Завершили праздник, по традиции, вкусным угощением и чаем.

Владыка Пантелеимон: мы приняли веру в Господа как святые апостолы

16 января, по окончании Божественной литургии в Михаило-Архангельском храме города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы с вами сегодня слышали очень проникновенные слова апостола Павла к Тимофею. Они связаны с тем, что апостол отправлялся на суд в Рим и там потом будет казнён. И вот что он говорит Тимофею, который был его ученик и первый епископ после апостола. Он ему говорит о том, как много появилось людей-обманщиков, которые соблазняют верующих людей ложными чудесами: колдовством и чародейством, которые стращают верующих ложными божествами, он также указывает, что эти испытания будут всегда сопровождать Церковь. А ты, говорит он, блюди веру. Сохраняй её и приводи чад к спасению через истинное верование и поклонение Богу. А потом апостол говорит: «я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало». Но он всё равно идёт как жертва на заклание за веру с радостью. Но говорит так: «я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Т. 4:6–8). Что же значит сохранить веру так, как этого требует пример Господа Нашего Иисуса Христа?

Это означало, и для нас с вами значит исполнение заповедей Господних, проявление чистой неложной любви и уважения к каждому человеку и самой жизни, это понимание своей ответственности перед Богом, ибо всякий верующий во Христа становится человеком жизни вечной. И каждый предстанет из нас пред Господом и будет давать ответ как он этим даром веры распорядился, какую для своей души извлёк пользу.

Удивительно то, что апостол не говорит о страхе пред своими испытаниями. Он совсем не боится физической смерти, как бы она не произошла. Он только заботится, чтоб встреча с любимым Господом Иисусом Христом была достойной, поэтому он говорит: я веру сохранил.

Браться и сестры! Мы с вами — православные христиане. Многие из нас совсем ещё недавно пришли к Богу к Церкви. Многие из нас ещё помнят своё языческое безбожное состояние, когда мы жили во грехах, а думали, что живём правильно, когда мы ходили под красными флагами и ругались нецензурной бранью, когда мы вообще не слышали о Боге и нам говорили, что Творца нет, а верующих называли умалишёнными людьми. А когда мы пришли, наконец, к Господу, то приняли веру в Бога и в Его участие в нашей жизни, как это приняли и святые апостолы в своё время. Так жизнью своей мы стали обновлёнными, иными, созданиями Божиими. И всё, что было до принятия Христа, рассеялось и сгорело в покаянии. И теперь наша с вами задача — сохранять веру каждый день, быть верными Господу Иисусу Христу, храму, святому Евангелию и, насколько хватит сил, воспитывать поколение верующих, потому что верующий обладает многими возможностями, которые претворит в своей жизни на Земле и придёт в жизнь вечную.

И когда придёт Судный день Господний, и мы восстанем костями своими и плотью, мы безбоязненно станем на правую сторону как дети Божии и как апостол сможем сказать: жизнь, жизненный путь свой я перешла или перешёл, Господи, с тобой, старалась или старался каяться и творить дела веры, спасая свою душу и желая Спасения всем, живущим на Земле. Эти слова относятся не к самому апостолу. Ясно, он говорил о себе. Но они также обращены к каждому из нас, чтобы мы исполнили то, что мы получили к исполнению во время крещения, чтобы благодать Божия вела нас по этой жизни и не стыдились мы своей веры и ничем бы её не оскверняли: никакими языческими обычаями, никакими грехами и лжеверием, потому что лжепророков и сегодня много.

Сколько сект вокруг нас, сколько в них наших детей. И это не говорит о том, что, если они не называют имя Божие, они есть со Христом. Они не могут сказать, что путь веры они проделали достойно и веру соблюли. Они никакой веры не соблюдали, а были искусителями, о которых апостол говорит Тимофею и нас чрез него предупреждает.

Только вера православная и есть истинная вера в Христа. Мы живём надеждой, что скажем Господу, не боясь кончины Земной: Господи, мы, как могли, сохраняли веру и, как могли, шли по дороге нашей веры за тобой, Иисусе Христе, чтобы жизнь нескончаемая торжествовала и побеждала всякий грех, убивающий человека, и всякую ложь, которая развращает человека.

Аминь.