Последние публикации

На музыкальной секции Рождественских чтений обсудили церковное творчество сибирских композиторов и прослушали оперу про последнего царя

Музыкальная секция XXII Красноярских краевых Рождественских чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» прошла 20 января в Доме искусств города Красноярска и на платформе Zoom.

Руководителем секции традиционно стал композитор, профессор Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского, регент хора Свято-Троицкого собора г. Красноярска, Владимир Пономарёв; участниками стали студенты и преподаватели Сибирского государственного института искусств и других музыкальных образовательных организаций.

На секции обсуждалось взаимодействие музыки и Церкви, значение вовлечения молодёжи в духовную музыку. Также участники слушали произведения церковных композиторов, например, оперу «Последний царь» Ираиды Петровны Сальниковой о последнем русском царе Николае II.

— Мотивация студентов к изучению духовной музыки, конечно, в таких мероприятиях присутствует. Но надо сказать, что она приобретает разный оттенок. Если раньше люди шли, чтобы научиться и пойти, например, в церковный хор, то теперь они просто расширяют кругозор считает Владимир Пономарёв.

Также на секции изучили духовную тематику в операх сибирских композиторов и малоизвестные духовные сочинения П. И. Чайковского.

Напомним, что ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая трансляцию Открытия и пленарного заседания Чтений, можно найти в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

Александр Усс: Приобщение молодёжи к истокам — наша общая задача

20 января, на открытии XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений, губернатор Красноярского края Александр Усс поприветствовал участников форума в видеообращении:

— Дорогие друзья, приветствую вас и поздравляю с открытием XXII Красноярских краевых Рождественских чтений! Этот традиционный форум стал значимой площадкой диалога Церкви, представителей власти и экспертного сообщества. И сегодня он проходит в очно-заочном формате.

Я уверен, ваш интеллектуальный потенциал поможет найти ответы на многие актуальные вопросы в сфере образования, воспитания культуры и послужит консолидации здоровых сил.

В этом году чтения приурочены к 350-летию со дня рождения первого российского императора Петра Великого. Годы его правления справедливо считают эпохой роста могущества России.

Сохранение памяти о вкладе предков в становление державы и приобщение молодёжи к истокам — наша общая задача. Именно через образование и воспитание, как отмечал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, усваивается национальный культурный код. У нас большое поле для сотрудничества с Русской Православной Церковью, которая сумела сберечь подлинные духовные ценности.

Желаю участникам Чтений плодотворной работы, и пусть наши добрые начинания, совместные проекты послужат укреплению патриотизма и согласия на Красноярской земле.

Приветствие губернатора Красноярского края Александра Усса и другие выступления открытия и пленарного заседания XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» можно посмотреть в разделе «Трансляции» на сайте конференции, а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях. Там же можно найти трансляции и записи других секций форума, а программу и ссылки для подключения к будущим секциям — в разделе «Программа» сайта конференции.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

Митрополит Пантелеимон: Будем по-светски гордиться Петром I, а по-христиански просить ему прощения

На торжественном открытии XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений с приветственным словом к участникам обратился председатель оргкомитета Чтений — митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон:

— Дорогие братья и сестры, достопочтенные участники XXII Красноярских краевых Рождественских чтений! Каждый год мы размышляем и делимся опытом проживания исторических событий как граждане и христиане. Тема этого года — непростая. Последние сто лет её вычёркивали из истории бытия и быта нашей страны. В этом году мы говорим о доме Романовых, что оставил свой глобальный личный след в нашей науке, культуре, религии и государственности.

Много случилось неповторимого и необратимого, а и сегодня влияющего на развитие нашего государства, но произошло ли всё по воле Божией? Какая сила двигала нашими государями? Алексей Михайлович Тишайший привлекает к себе любовь. В то же время судьба Святейшего патриарха Никона столкнулась с домом Романовых самым драматическим образом. Всё это настолько сложно и требует скрупулёзного, не смешивающего факты, расследования. Однозначно ни в чём представителей этого дома нельзя обвинить.

Из него же рождается государь по имени Пётр I. «Окно прорубил», корабли построил, армию создал, а что ещё? Что стало с крепостным правом? И главный вопрос для православного христианства: как ликвидировался раскол, чтобы из него образовались старообрядцы, наши православные братья и сестры? Это очень непростой вопрос. Пётр был суровым правителем и жестоким гонителем старой веры. Нужно ли было государю так просвещать Россию? Кого он просветил, какой класс? Что получило крестьянство и от чего у него появилось настороженное отношение к Церкви? Да, он не хотел ни католицизма, ни протестантизма, но желал что-то сделать из Церкви.

Конечно, он создал, по образцу Запада, новую армию, силу, университет, школу — это его золотые памятники. Пред ним склоняем голову. Но для кого-то он и антихрист. Поэтому, говоря о Петре I, нельзя осуждать его, ровно как и петь хвалу и молиться об его упокоении в самых райских садах. Но последствия и наследие его, а затем и всего дома Романовых мы обязаны рассматривать самым честнейшим образом и самым наиученейшим образом, в том числе и в богословии.

Для меня эта дата — 350 лет государю — есть доказательство пытливого русского ума, стремления к интеллигентности и духовности. Именно они помогут нам преодолеть безбожный XX век и облегчить наш век XXI.

Мы обязаны давать духовную оценку. И я желаю всем участникам Чтений мудрости, благоразумия и глубокой проникновенной мысли, которая должна привести к полезным выводам через доклады и общение.

Божией помощи! Будем по-светски гордиться таким государем, а по-христиански молиться и просить прощения ему за плохое!

Обращение митрополита Красноярского и Ачинского Пантеелимона и другие выступления открытия и пленарного заседания XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» можно посмотреть в разделе «Трансляции» на сайте конференции, а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях. Там же можно найти трансляции и записи других секций форума, а программу и ссылки для подключения к будущим секциям — в разделе «Программа» сайта конференции.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

На Рождественских чтениях обсудили будущее духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ОДНКНР

19 января в красноярском Архиерейском доме и на площадке Zoom прошла заключительная на этот день секция направления «Церковь и образование» XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ (ОДНКНР): практики реализации».

Возглавила работу секции заместитель директора АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры» Елена Пригодич и соучредитель и член правления региональной общественной организации Красноярского края «Творческий союз учителей», руководитель Палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова. Среди докладчиков — преимущественно педагоги и представители администрации школ Красноярска и Красноярского края.

Основной темой секции стала методика работы с детьми в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Проблематика секции связана с тем, что у многих педагогов до сих пор нет чёткого понимания как преподавать ОДНКНР. Участники секции предложили варианты программы обучения.

Работу открыла Елена Пригодич. Она кратко рассказала участникам и зрителям о достижениях в сфере духовного просвещения школьников края и обратила внимание на просветительские и образовательные проекты, реализованные при участии Красноярского института развития духовно-нравственной культуры. Наиболее успешными по словам Елены Григорьевны стали проекты «С чего начинается Родина?» (краевая грантовая программа «Партнёрство») и «Православие на Енисее» (при поддержке Фонда президентских грантов), которые сформировали основные установки, обозначили запрос, который педагогическое сообщество направляет методическим объединениям. ОДНКНР в крае уже получил чёткую характеристику, обзавёлся проблематикой. Дело лишь за формализацией испытанных стандартов в системе образования. При этом освоение предмета не должно останавливаться, напротив, методику преподавания следует углублять за счёт опыта преподавателей-лидеров, которые в том числе представили свои результаты на секции.

Учитель ОДНКНР, ИЗО и МХК из ачинской средней школы № 6 Юлия Ковтун рассказала о своём проекте «Земляки-сибиряки», и том, как он сделал преподавание «Основ духовно-нравственной культуры народов России» эффективней. В первую очередь, «Земляки-сибиряки» помогли выдержать баланс между общекультурным и краеведческим материалом; объединяющим их моментом стала, в частности, православная культура. В рамках проекта Юлия Анатольевна составила схематическую программу предмета. По ней дети должны идти от общего к частному — от России к краю, потом к городу и семье. При этом ребёнок не терял привычный контекст и мог спокойно чувствовать себя сибиряком в большой русской истории. Всё это достигалось за счёт постоянных отсылок к связи Сибири, её природы и людей с общей судьбой страны.

После учитель истории средней школы № 18 города Красноярска Анастасия Шабаева рассказала о применении технологии документально-методического комплекса в преподавании ОДНКНР. Анастасия Викторовна поделилась опытом использования разных источников информации на уроках. По её словам, разнообразие каналов информации позволяет максимально вовлечь ребёнка и не даёт ему заскучать. Особенно школьникам нравятся аудиоматериалы, портреты и другие иллюстрации, а также словари, которые раскрывают лингвистический аспект культуры.

Опыт вовлечения детей стал темой и следующего доклада. Учитель истории Гимназии № 13 «Академ» города Красноярска Екатерина Позднякова рассказала о возможностях использования пословиц, поговорок, притч на уроках ОДНКНР. Прежде всего, подчеркнула Екатерина Георгиевна, языковое наследие России не универсально, его нельзя использовать на всех уроках. Однако там, где нужно рассказать о духовных ценностях, труде и нравственности, слово незаменимо. С его помощью дети постигают не только культуру, но и учатся смысловому чтению, пониманию фразы целиком, в целом формируют в себе читательскую грамотность.

Затем учитель школы № 12 города Ачинска Полина Сопова выступила с докладом: «Рейтинговая система оценивания знаний и умений учащихся на уроках ОДНКНР». Полина Игоревна предложила свой метод оценки: прежде всего, по её мнению, каждый педагог должен понимать, кто оценивает (преподаватель, родители или другие ученики), что оценивается (письменная работа, ответы на уроке или специальный проект) и где фиксируется (журнал, аттестат). Ответив на эти вопросы, учитель может составить балльно-рейтинговую систему, которая сможет замотивировать учеников и не будет противоречить стандартам. Главным результатом при такой системе, подчеркнула Полина Сопова, становится не зачёт, а то, какого места ребёнок достиг в общем рейтинге класса.

О сегодняшних особенностях образовательного стандарта рассказала Светлана Бордукова в докладе «Воспитательный потенциал предметной области ОДНКНР» — ОДНКНР должен давать социально значимые знания, формировать социально значимые отношения, опыт участия в них в синтезе с изучением истории, культуры народа, семьи, малой родины.

Учитель истории и обществознания Гимназии № 48 города Норильска Лия Ахметзянова прочитала доклад: «Добро — главная ценность человека, его моральная святыня (в рамках проектной деятельности учащихся)». Добро, как базовую ценность, Лия Вадимовна представила в качестве примера. Как продвигать культуру добра в среде школьников? Прежде всего через понимание сути явления и практики. Освоив тему, дети начинают жить с ней — через волонтёрство, акции и флешмобы, который потом подвергаются рефлексии.

О другом проектном опыте рассказала Евгения Богучарская, учитель ОДНКНР средней общеобразовательной школы № 10 города Красноярска в докладе «Формирование семейных ценностей на уроках ОДНКНР: опыт реализации проекта „Почитай отца и мать“». Метод Евгении Владимировны строился на игре. Прежде всего ребёнка знакомили с традицией воспитания, формализованными правилами из глубины веков, и предлагали осмыслить их, попробовать переложить на современность. Затем ученики формулировали своё понимание семьи, обсуждая его в том числе с родителями. А после — приступали к творчеству. Ребятам предлагали составить собственные правила в семье, предварительно изложив, что им не нравится в нынешнем общении с родителями. То же предлагали сделать и родителям. После сверки ученикам предлагали почувствовать себя в роли родителя и попробовать применить свои правила в жизнь. В результате этой долгой игры ребёнок не только изучал историю и культуру, но и познавал себя и своих родных.

Завершающим докладом в секции стало сообщение о возможности совпадения светских и духовных ценностных категорий при изучении героических страниц истории России от учителя Гимназии № 10 г. Красноярска Марины Немцевой. Она рассказала, как осмысление искусства, — в её случае исторического мультфильма, — способствует духовному и интеллектуальному развитию детей. Достигается это через особую методику просмотра — мультфильм становится предметом анализа, материалом для ролевой игры, и словарём. Главное здесь, чтобы материал обладал исторической и культурологической ценностью, чтобы, как сказала Марина Владимировна, оставался «светлый след».

По окончании сессии Светлана Бордукова и Елена Пригодич поделились своими впечатлениями и наметили задачи на будущее:

— На федеральном уровне нет примерной программы, нет содержания, каких-то общих рабочих программ, на которые учитель-предметник может ориентироваться [в преподавании ОДНКНР], — отметила Светлана Николаевна. — Мы озвучиваем эти проблемы, предлагаем ресурсы на уровне края, на которые преподаватель может ориентироваться, не скатываясь в изучение язычества или краеведения. Чтобы решить эту проблему, нужно включить администрирование, потому что порой директора ставят на предмет непрофильных педагогов, нагружая, например, библиотекарей.

— ОДНКНР — это новая область. И есть такая проблема, что её преподают по шаблонам от других предметов. Это всё новое, ненаполненное, но обязательное. Мы сегодня не договорили об этом, но ведь сейчас год народов России. И, например, на уровне края, мы могли бы развить эту тему в виде проекта про освоение Сибири в рамках ОДНКНР. Также возникла тема оценивания. Если нет отметки, считается, что нет предмета. Чтобы оценки были введены предмет должен преподаваться минимум 64 часа. Пока найдено только 34. И мы хотели бы, чтобы часы эти нашли и появилась бы отметка в аттестате. А для этого надо определиться с содержанием предмета, — рассказала Елена Григорьевна.

Напомним, что ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая трансляцию Открытия и пленарного заседания Чтений, можно найти в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

Владыка Пантелеимон: Бог избрал Иоанна Крестителя, чтобы тот возгласил закон покаяния

20 января, по окончании Божественной литургии в Иоанно-Предтеченском храме Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди:

— Очень важны для нашего спасения торжественные события истории, которые выражены праздниками. И праздники эти отличаются от празднования других церковных воспоминаний. Особенно в этом ряду стоят Рождество, Крещение, Пасха, Пятидесятница. Эти события реально живут каждый день с нами, и мы без их не назывались бы христианами и не имели бы надежды на спасение и жизнь вечную. Но это ещё и свидетельство о реальной истории, которую невозможно переписать, переделать.

Сегодня мы вспоминаем Иоанна Предтечу, пророка Господнего, который занимает особое место в ряду святых Божиих угодников, тружеников и героев нашей веры. Мы вспоминаем Иоанна Крестителя, потому что совершил Бог нечто глобальное, совершил неповторимое. А что же он совершил? Бог после грехопадения стал скрытым от сердец человеческих и, самое главное, чувство веры, религия, пошли по другой дороге — по дороге неведения о Боге, а, значит, и неверия в Его силу и создания ложных богов, под личинами которых скрывается диавол — тот, кто совратил человека. Так не могло быть в роде человеческом вечно. И свершилось то великое, что неповторимо. Бог сам открылся человечеству. Бог сам, любовь Его открыла нам дверь к воссоединению, восприятию Божественного участия в нашей жизни. Это случилось там, на Иордане, можно сказать, в день зимней Пятидесятницы. Ибо в день Пятидесятницы после Пасхи, мы называем этот день Днём Святой Троицы, случилось сошествие Святого Духа на апостолов. А здесь явил себя Бог Отец, Бог Святой Дух и Бог Сын и Человек. В плоти Христа и в действии пророка Иоанна Крестителя. Бог стал познаваем, стал участником жизни каждого человека. А условие единое: освящённая стихия жизни, вода, и слово, покаяние и молитва свидетеля и свершителя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Бог отныне вернулся из забвения, так как произошёл грех. Человечество стремилось, искало и осознало невозможность создать себе Бога. И Бог это благодатью Своей это совершил. Иордан действительно расступился. Троица свидетельствовала о том, что Бог никогда не забывал детей Адама, что Он ждал, когда они примут Его, и наконец это произошло — в Рождестве и Богоявлении.

Древние христиане, первые, Рождество и Богоявление праздновали вместе. Потом мудрые святые отцы Церкви разделили. И не называли тогда ещё этот праздник Рождеством, а именно Богоявлением. Бог явился. Поскольку человечество, имея множество божеств, всегда по интуиции от сотворения знало, что есть верховный Бог, единый. И вот Он оказался какой. Он есть Любовь — создающая, прощающая, милосердная. Он есть любовь спасающая и раскрывающая тайны бытия и бессмертия самого человека. Праздник Богоявления это событие, которое мы с вами вспоминали молитвенно и совершали практическое деяние, освящая воду. Пастыри Церкви получили эту благодать как величайшее утверждение Божьей любви к человеку. И открытие, что Бог един в Троице, и плоть Христа как сына Божиего — это плоть человеческая, и Бог возродил падшего Адама в образе Христа. А Дева Мария, как святые отцы говорят, есть чистилище Праматери нашей Евы, всего рода человеческого. И Дух Святой невидимо поддерживает жизнь, вдохновляет и открывает нам бессмертие и жизнь вечную. И творческая созидающая сила Бога Отца. Ни одна религия среди человечества этого не знала. И не могла представить себе, и отсюда люди сталкивались со многими заблуждениями. И более того заходили и заходят в тупик, не понимая своего предназначения и, самое главное, с какой целью и как человек появился на Земле. Через Христа Господь открывает: человек на земле создан из творческой силы Господней, из Его благодатной любви. И свобода от греха и погибели — во Христе. И поддерживающая сила: человеческие надежды и ожидания прощения, и освобождение от грехов, которые мы совершаем на Земле. И великий дар земной жизни, которая услаждается глотком даже из крана простой воды. Это всё, духовное и материальное, сошлось в едином понимании, и теперь уже никто не может сказать, что он не знает, что он от Бога. И никто не может говорить из верующих христиан, что созданный из праха, туда и уходит. Нет. Тело наше из праха, но пришли мы от Бога, с Небес. Он вдохнул в нас жизнь, и, как видите, Он нас не оставляет.

И всё, что с нами происходит страшное, коварное, опасное в разных формах, не может воздействовать на человека, который в благодати, в любви Господней и творческой силе, который знает, что Христос Спаситель пришёл, чтобы было понятно каждому из нас, как совершать своё спасение, как поступать, и как наследовать по делам, по поступкам своим жизнь вечную, для которой мы созданы, и ради которой Бог избрал и послал человека — Иоанна Крестителя, чтобы тот возгласил закон покаяния и Сам пришёл к нему креститься, указывая путь смирения и спасения, которым мы с вами живём и будем жить. И не утратим Царства Божия во век.

Аминь.

Правящий архиерей совершил Литургию в день престольного праздника в красноярском храме Иоанна Предтечи

20 января, в Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник Успенского мужского монастыря Красноярска игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный больничных церквей города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального собора и Иоанно-Предтеченского храма.

За Литургией пел хор храма Иоанна Предтечи.

За богослужением в связи с престольным праздником прихода митрополит Пантелеимон вручил епархиальные награды:

— медали Красноярской епархии священномученика Амфилохия, епископа Красноярского, I степени был удостоен секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник Успенского мужского монастыря Красноярска игумен Иннокентий (Нилов);

— медали Красноярской епархии священномученика Амфилохия, епископа Красноярского, II степени был удостоен ктитор прихода Александр Афанасьевич Бугаев;

— медали Красноярской епархии священномученика Амфилохия, епископа Красноярского, III степени был удостоен председатель попечительского совета прихода Александр Юрьевич Южанников;

— медали Красноярской епархии святой великомученицы Параскевы Пятницы была награждена депутат Законодательного собрания Красноярского края Вера Егоровна Оськина.

Благодарственных писем от правящего архиерея за активное участие в жизни храма святого Иоанна Предтечи города Красноярска, а также труды в благоукрашении прихода были удостоены:

— Галина Николаевна Кузнецова;

— Надежда Николаевна Кондратьева;

— Светлана Владимировна Сазонова;

— Наталья Саулюсовна Коломыцева;

— Лариса Дмитриевна Кубарева;

— Никита Андреевич Пустовалов;

— Антонина Александровна Сергоченко;

— Татьяна Владимировна Ванчкова.

По окончании богослужения Архипастырь обратился к собравшимся со словом проповеди.

Секция учителей истории «Изучение истории России в эпоху преобразований Петра I»

Секция учителей истории «Изучение истории России в эпоху преобразований Петра I: церковная реформа, упразднение патриаршества» XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений.