Последние публикации

Митрополит Пантелеимон совершил молебен перед началом строительства нового храма в Красноярске

11 марта митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил молебен на начало всякого доброго дела в красноярском храме Александра Невского, где планируется строительство нового храма.

За богослужением молились руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов).; настоятель храма Александра Невского города Красноярска протоиерей Павел Богинский; ктитор нового храма Евгений Родионов с членами семьи и командой, которая будет заниматься строительством храма; прихожане храма.

По окончании молебна Архипастырь обратился ко всем присутствующим. «Когда мы служим молебен, мы всегда надеемся, что будем преодолевать сложности и трудности, которые несомненно будут. И мы знаем, что Господь через ангельскую силу будет помогать, защищать каждого, кто помогает в этом деле», — сказал, в частности, владыка Пантелеимон.

Новый храм составит единый храмовый комплекс вместе с ныне действующим храмом Александра Невского. Разрешение на строительство было получено этой зимой, а к весне планируется начать строительство, — рассказал пресс-службе Красноярской епархии отец Павел Богинский.

В родительских собраниях по выбора модуля ОРКСЭ приняли участие священники

10 марта родители учеников 3-х классов красноярских средней школы № 34 и общеобразовательной гимназии № 14 в онлайн-режиме обсуждали выбор модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на будущий учебный год.

В родительских собраниях приняли участие председатель Миссионерского отдела Красноярской епархии, настоятель Трёхсвятительского храма города Красноярска иерей Василий Вершинский и штатный священник Трёхсвятительского храма иерей Александр Недопекин.

После собрания, в частности, гимназия № 14 разместила на официальном сайте школы презентацию «Основы Православной культуры», видеофильм и статью отца Василия «Почему я выбираю „Основы православной культуры“» — сообщает сайт Трёхсвятительского прихода.

Педагоги Ачинской православной гимназии приняли участие в семинаре-практикуме «Библейские мотивы в начальной школе»

10 марта заместитель директора Ачинской православной гимназии по учебно-воспитательной работе Наталья Палий провела семинар «Библейские мотивы в начальной школе» для педагогов образовательной организации.

Учителя разбирали библейские мотивы в литературных произведениях, а также рассуждали о том, как их интерпретировать и объяснять школьникам. Педагоги считают, что без знания библейских сюжетов невозможно в полной мере приобщиться к культуре, созданной человечеством, — сообщает сайт Ачинской православной гимназии.

Семинар приурочили ко Дню православной книги. Напомним, что День православной книги — праздник, посвящённый памятной дате 14 марта 1564 года, когда была выпущена первая на Руси печатная книга Ивана Фёдорова «Апостол». Праздник стал общецерковным по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Круглый стол ко Дню православной книги провели в красноярской библиотеке для слабовидящих

10 марта руководитель Миссионерского отдела Красноярской епархии, настоятель Трёхсвятительского храма города Красноярска иерей Василий Вершинский встретился с читателями и гостями Красноярской краевой специальной библиотеки — центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению.

Темой для круглого стола, приуроченного ко Дню православной книги, стали православные праздники, церковная письменность и Священное Писание. В конце беседы батюшка ответил на все интересующие читателей вопросы, — рассказали на сайте храма Трёх святителей.

Архипастырь: Бояться надо не пищи, а греха

11 марта, по окончании Литургии Преждеосвящённых Даров в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы с вами освятили пшеницу, Божий дар. Мы все уже слышали много раз, когда начинаем пост, о том, что Феодор Тирон являлся христианам в Риме, когда язычники решили осквернить пост и животных принести в жертву бесам, идолам. Христиане не могли принять именно эту идольскую бесовскую жертву, но Феодор Тирон пришёл во сне к епископу и многим верующим тогда. Он сказал: у вас в закромах лежат зёрна пшеницы и мёд, вот вам и будет пища. Христиане пережили пост, самое главное — первую неделю. И никто не умер.

И вот в память об этом мы всегда кутью освящаем, и в честь усопших — она означает наши молитвы, для них это радость, — и в здравие живых, и для освящения болящих людей. Поэтому, принося домой такую кутью, сами несколько зёрен покушайте, а можете и сколько захотите, больным обязательно людям дайте, и даже животным. Потому что эта большая святыня Господня. Она призывает нас, чтобы мы даже не думали нарушать пост, и не боялись поста. Кому по болезни надо, мы всегда разрешаем, потому что в Уставе сказано, что больным, очень престарелым и детям пост послабляется, то есть разрешается кушать то, что нужно для здоровья. Ведь больной человек уже итак постится. Но когда мы с вами в силах, то должны пост держать с радостью, с благоговением, и всегда помнить, что пища для нас найдётся земная. А главное, чтобы мы не осквернились бесовскими делами: злобой, коварством, пьянством, руганью и всем тем, что называется грех. Вот к чему Господь призывает нас — что не пищи надо бояться, а бояться «обжорства» грехом.

И мы будем видеть с вами, что даже близкие наши будут согрешать, но не будем переживать. Многие страдают из-за того, что дети их не постятся, не молятся. Будем мы поститься и молиться, чтобы Господь их когда-нибудь привёл, хотя бы на один день, перед кончиной, к покаянию и к спасению души и тела.

Аминь.

 

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Покровском кафедральном соборе

11 марта, в пятницу первой великопостной седмицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); ключарь Покровского собора, настоятель храма Вифлеемских мучеников Красноярска иеромонах Мелхиседек (Цхадая); штатные священнослужители Покровского кафедрального собора.

За богослужением пел Архиерейский хор Покровского кафедрального собора.

По окончании богослужения митрополит Пантелеимон освятил благословенное коливо и обратился к верующим с архипастырским словом.

Правящий архиерей совершил повечерие с чтением канона Андрея Критского в Благовещенском монастырском соборе в четвёртый день Великого поста

10 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в монастырском соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); штатные священнослужители Покровского кафедрального и Благовещенского монастырского соборов Красноярска.

Встречали владыку и молились за богослужением насельницы Благовещенского монастыря во главе с игуменией Ефросинией (Горбачёвой).

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

Для справки:

Великий покаянный канон — широкая историческая панорама, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Канон основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нём прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника.

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), — настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца». (По материалам сайта days.pravoslavie.ru).

13 марта, 9:00. Божественная литургия архиерейским чином в день Торжества Православия

13 марта, в Неделю 1-ю Великого Поста, Торжество Православия, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в храме Рождества Христова города Красноярска (ул. Щорса, 44а).

Начало богослужения в 9:00.

Епархии реагируют на самые острые нужды беженцев и пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 марта 2022 года)

Епархии Украинской Православной Церкви продолжают собирать и передавать гуманитарную помощь нуждающимся беженцам и пострадавшим мирным жителям. Епархии Русской Православной Церкви также передают средства и помощь в пункты временного размещения (ПВР) беженцев в российских регионах. Священники, добровольцы и сестры милосердия в 34 российских епархиях посещают ПВР, передают им продукты и вещи. Священники оказывают беженцам духовную поддержку.

Информационная сводка Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 9 марта 2022 года.

Статистика

  • Более 18 000 беженцам помогает Русская Православная Церковь в России.
  • 34 епархии Русской Православной Церкви оказывают помощь беженцам на территории России.

Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви

Гуманитарная помощь

  • 879 897 рублей поступило к 8 марта через смс на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. Сбор организован Синодальным отделом по благотворительности при поддержке православной службы «Милосердие». Помочь по номеру 3443: «Беженцы 300».
  • Ростовская епархия оказывает вещевую и продуктовую помощь нуждающимся беженцам. Через гуманитарные коридоры прибывают граждане Украины. В первые дни Великого поста люди приглашаются на службы в храм.
  • Благочинный Восточного благочиния Тулы передал 80 кг гуманитарной помощи (одежду, обувь для взрослых и детей) беженцам в пункт временного размещения. Еще один священник посетил ПВР в Ленинском районе Тулы, он передал собранную гуманитарную помощь (200 кг), в том числе одежду, обувь, средства личной гигиены и канцтовары.
  • Екатеринбургская епархия собрала для отправки в Ростов-на-Дону для помощи беженцам 7 тонн гуманитарной помощи — одежду, подгузники, средства гигиены, бытовую химию, продукты питания, воду, детское питание. Ранее за неделю было собрано и отправлено в Ростовскую епархию 200 000 рублей для помощи беженцам. Еще 200 000 рублей в ближайшем будущем будут направлены для помощи беженцам Шахтинской епархии. Также завершается сбор в размере 200 000 рублей для Воронежской епархии.
  • Киевское Иерусалимское Свято-Елисаветинское сестричество и проект «Миссия Милосердия» помогают людям, которые из-за военных действий оказались на грани выживания. В условиях военного положения сёстры продолжают свое служение — они раздают продукты и медикаменты на станциях метро, где укрываются люди, и, если нужно, оказывают первую помощь. В тяжелом положении сейчас одинокие брошенные старики, люди с инвалидностью, диабетики, эпилептики и люди после тяжелых операций.
  • Одесская епархия Украинской Православной Церкви в рамках благотворительного проекта «Добро объединяет» помогла с обустройством и снабжением укрытия в Приморской районе Одессы. Для размещения жителей окрестных домов священники передали в укрытие продукты долгосрочного хранения, одеяла, матрасы и подушки.
  • Херсонская епархия передела лекарства беженцам из Антоновки, Киндийки, а также некоторым херсонским храмам и обращающимся за помощью в епархию жителям города.
  • Горячую линию духовной и психологической поддержки всем, кто находится в состоянии страха и тревоги, создали в Кировоградской епархии Украинской Православной Церкви. Консультации будут проводиться в по телефонной связи или через видеосвязь. При Кировоградской епархии также создан центр, где можно получить бесплатную помощь квалифицированных психологов. Обращения принимаются по телефону.
  • В Нижегородской епархии продолжается адресная выдача беженцам необходимых продуктовых наборов, средств личной гигиены, лекарств, питьевой воды.

Духовная помощь

  • Беженцев в церковном приюте в станице Манычская навестил епископ Шахтинский и Миллеровский Симон. Он пообщался с вынужденными переселенцами и поддержал их, а также призвал всех к особой молитве о мире.
  • В понедельник и вторник первой седмицы Великого поста беженцы посетили вечерние богослужения с чтением канона святого Андрея Критского в храмах Нижегородской епархии.
  • В выходные в ПВР на территории Выксунской епархии священники совершили молебны Пресвятой Богородице, святой блаженной Матроне Московской, за которыми молились о мире на Украине. С некоторыми ПВР организовано сообщение через чат в связи с карантином из-за коронавируса.
  • 8 марта вечером в ПВР в лагере «Родник» (Сергиево-Посадская епархия) читали канон Андрея Критского, на который пригласили всех беженцев.

Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70-70-222.

Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300».

Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на специальной странице сайта Синодального отдела по благотворительности.

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

9 марта 2022 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время Великого поста — это время покаяния, молитвы. Ради чего? А ради того чтобы освободить себя от плена, в который мы попадаем, совершая небогоугодные, греховные дела. Мы попадаем в плен к греху. Человек даже не замечает, как это происходит, — где-то сказал неправду, где-то извратил факты, где-то ответил неподобающим образом и обидел собеседника. Вот из таких маленьких конфликтов вырастает отчуждение, люди становятся врагами. А иногда конфликты разжигаются третьей стороной, заинтересованной в том, чтобы два человека поссорились, — сплошь и рядом такое происходит. Каждый, наверное, проходил через такое искушение, когда понимаешь, что ты, не имея ничего плохого в сердце в отношении другого человека, вдруг становишься в его глазах врагом. А потом оказывается, что кто-то поработал и внушил тому, кто к тебе всегда хорошо относился и к кому ты всегда хорошо относился, что ты его враг, что ты делаешь что-то плохое, что-то замыслил.

Подобные бытовые конфликты очень хорошо всем нам известны, а поскольку в их основе чаще всего ложь, то нужно помнить, кто есть отец лжи. Диавол есть отец лжи, а цель его — погубить человеческие души, столкнуть людей в конфликте, потому что конфликт раскрепощает страсти. То, что человек никогда бы не сказал и не сделал в спокойном состоянии, он начинает говорить и делать, если вступает в конфликт с ближним, если видит в нём врага. Тогда раскрепощается в человеке какая-то животная, природная стихия, и мы знаем, в какие ужасные формы облекаются конфликты. Семьи рушатся, люди погибают, но ведь это имеет отношение не только к межличностным отношениям, но и к конфликтам между народами, между странами.

Сейчас мы проходим через конфликт между Россией и Украиной. Давайте вдумаемся, что реально может нас разделять? Мы практически один народ, связанный исторической судьбой, мы все вместе вышли из Киевской купели, мы объединены верой, нашими святыми, единым упованием, одними и теми же молитвами. Что может нас разделить?! Но враг рода человеческого — через конкретных людей, через конкретные объединения людей — вбрасывает в отношения между нашими народами ложь, и на основе этой лжи развивается конфликт. И мы знаем, что это не просто ссора между соседями, а это конфликт, в который вовлекаются государства, то есть институции, которые имеют законное право употреблять силу, принуждая к повиновению своих граждан, если те нарушают законы, или принуждая другие страны, если видят в них угрозу, к тому, чтобы этой угрозы не было.

Другими словами, сегодня в конфликт вступили два братских народа — а по сути один, русский народ. Еще и еще раз напомню слова «Повести временных лет», нашей исторической хроники, в которой рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», а потом идет повествование о Киеве. Русь — одна страна, один народ, но уж очень сильным оказался этот народ, и напуганные его силой соседи стали делать всё для того, чтобы этот народ разделить, чтобы внушить частям этого народа, что вы вовсе не один народ. И мы знаем, до какого ужасного апогея доходит сейчас следствие этому внушению, когда кто-то в брате своем не видит брата, а видит врага. И ужасно, что есть некоторые религиозные организации (даже язык не поворачивается назвать их религиозными), которые поднимают на щит своей проповеди необходимость борьбы с братским русским народом.

Церковь, которая измеряет время не днями, не месяцами, не годами, а столетиями и тысячелетиями, в своем историческом опыте хранит память о множестве конфликтов, бывших начиная с глубокой древности — в Древнем Риме, Византии, Древнерусском государстве, Российской империи, современных государствах на территории исторической Руси. Церковь помнит об этих конфликтах и знает, к каким тяжелым последствиям они всегда приводили. Вот и сегодня всеми силами враги и русского, и украинского народов извне пытаются внушить, что никакие вы не братья, а вы враги, и вы должны воевать друг с другом. И ведь кто-то поддается на это искушение! И мы, конечно, сожалеем и оплакиваем тот факт, что на близкой, родной нам Украинской земле возникли политические силы, которые, используя идею врага применительно к народу русскому, выстраивают сегодня политику в отношении России. И мы знаем, к каким скорбям уже привела эта политика и на многострадальной земле Донбасса, а теперь и в более широком масштабе.

Не будем говорить о тех, кто поджигал эту войну, — Бог им судья, и Он их накажет. Нужно сегодня говорить о самих себе, и я призываю всех вас, мои дорогие, в первую очередь усилить молитву о том, чтобы прекратилась всякая военная конфронтация между Россией и Украиной, чтобы народ наш вновь сумел осознать наличие общих духовых корней и общей духовной силы, которой является неразделенная Церковь наша, пребывающая в России, в Украине и в других странах. Это действительно залог спасения, залог будущего мира, но именно поэтому на нее сегодня там, на Украинской земле, и обрушиваются гонения тех, кто не заинтересован в мире. Поэтому мы должны сугубо молиться и о Блаженнейшем владыке, Предстоятеле Украинской Православной Церкви, о украинском епископате, но и, конечно, о Церкви нашей и о том, чтобы никакие искушения, никакие соблазны не были способны разрушить духовное единство, которое обрели наши предки, выходя из Киевской купели Крещения.

Но вот ещё о чем хотелось бы сказать. Там, где диавол, там всегда ложь. Вот и сегодня — какое огромное количество лжи распространяется! Появилось даже такое новомодное слово «фейк» как синоним лжи. Но это обычная диавольская ложь, ведь именно ложь сегодня используется для того, чтобы углубить пропасть между двумя народами, чтобы сделать их врагами; и мы должны быть очень бдительными ко всему тому, что сейчас говорится в связи со скорбным конфликтом, возникшем на Донбасской земле.

Наша Церковь — и в России, и, надеюсь, на Украине, потому что у нас общие ценности, общие идеалы, общая христианская совесть, в конце концов. Мы не можем действовать иначе, как только молиться о мире и стараться снижать градус противостояния, градус эмоциональных политических дискуссий, часто переходящих границы приличия. Мы должны делать всё для того, чтобы умиротворить и умирить сердца, чтобы враг рода человеческого не сумел разрушить наше духовное единство, вокруг которого и сформировалась религиозная и культурная жизнь нашего единого народа — россиян и украинцев.

Конечно, тема, связанная с российско-украинскими отношениями, сегодня стала частью большой политики или, как теперь говорят, геополитики. И одной из целей этой геополитики является ослабление России, которая стала сильной, реально могучей страной. Но как же гадко и подло для осуществления этих геополитических целей использовать братский народ! Как ужасно натравливать этот народ на своих братьев! Как ужасно вооружать его, для того чтобы он вступил в борьбу со своими единокровными и единоверными братьями! Все те, кто это делают в виде пропаганды, массированно обрушившейся на Украину, в виде конкретных действий, в виде создания предпосылок для расширения военного конфликта, — все эти люди враги и России, и Украины. Они против нашего единства, против наших духовных корней, а значит, вне зависимости от того, называют они себя верующими или неверующими, они против воли Божией, которая всегда направлена на мир, на братство, на любовь.

Пусть Господь поможет всем нам — русским, украинцам, белорусам, всем народам, которые произошли от одного корня, вышли из Киевской купели Крещения, сохранять наше духовное единство, не допускать разделение нашей Церкви. Кстати, те, кто стремился разделить народы, начали с разделения Церкви, образовав некие расколы на Украине. С этого начали, чтобы разорвать духовное единство, но по милости Божией это единство сохраняется.

Я сегодня особенно молился и за Блаженнейшего Онуфрия, за епископат, за духовенство, за верующий народ Украины, чтобы Господь сберёг их от козней лукавого, сохранил в понимании того, что всякая война между православными братьями, принадлежащими к единой Церкви, — это дело диавольское, а не Божие. И поэтому Церковь наша единая, будь то в России, на Украине, в других странах, должна сегодня молиться о мире, о прекращении междоусобной брани, как это делал преподобный Сергий, как это делала наша Русская Церковь, когда князья русские вступали в междоусобную брань, уничтожая друг друга. Вот и сегодня мы пойдем не по тому пути, к которому нас призывают, провоцируя вовлечение и Церкви в конфликт, а мы пойдем по пути преподобного Сергия и будем молиться за единство Святой Руси, чтобы никакие силы не сумели разделить наш народ и, конечно, чтобы никакие силы не смогли разделить нашу Церковь.

Пусть Господь благословит землю нашу — историческую Русь! Да сохранит Господь нас от разделений в Церкви, да поможет преодолеть все те разделения, которые порождены не различием в вере, а влиянием политических сил на те или иные церковные круги. Чтобы все это осталось в прошлом и чтобы мы все единеми усты и единем сердцем могли прославлять святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа и, Крестом оградясь, прогонять всякую вражую, бесовскую силу от нашей общей жизни и от нашей судьбы. Аминь.