Последние публикации

Ученикам ачинской православной гимназии рассказали историю Креста Господня

27 августа, в день Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня, штатный священник Казанского кафедрального собора города Ачинска иерей Артемий Катюшкин посетил православную гимназию, где рассказал ребятам об одном из древнейших православных праздников.

Отец Артемий объяснил гимназистам события из истории Креста Господня, а также рассказал зачем нужен крестик и почему верующим нужно его носить.

Святейший Патриарх Кирилл: В судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память

27 сентября 2022 года, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь:

— Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест для погибающих — юродство, а для спасаемых — сила Божия» (1 Кор. 1:18), — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — «безумие». И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия».

А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении жизнь человека? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, — кто и в древности не понимал, да и сегодня не понимает, — просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета.

Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что крест принес не только страдания, но через страдания принес спасение? Потому что на кресте были явлены величайшие человеческие чувства, и в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва.

Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигать того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаем, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это величайшие добродетели, которые оправдывают человека пред Богом, через которые человек искупляет свои грехи.

Мы знаем, что Жертва Голгофская была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни.

А что происходит, если мы отмахиваемся от этих ценностей? В самом деле, почему я должен жертвовать чем-то ради другого человека? Человек, отрицающий значение жертвенности, может привести множество подобных утилитарных аргументов. Зачем мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но сегодняшний день может научить всех, даже тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих материальных возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в том, что жертва приносит человеку спасение. А синонимом спасения на обычном нашем языке является слово «счастье».

Вот если мы будем способны сопрягать жертвенность со счастьем, то изменятся, радикально изменятся человеческие отношения. Потому что человеку всегда хочется что-то получить. Сделал работу — получить деньги, трудишься хорошо — получить повышение по карьерной лестнице; да мало ли какие ценности для нас привлекательны, так что ради них мы готовы и трудиться, и даже жертвовать! И ведь так и происходит в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудится, теряет свое время, иногда даже рискует здоровьем, но в ответ на это получает и материальное поощрение, и продвижение по службе.

Ну, а как же поступать в духовной жизни? Сегодняшний день помогает нам понять, что когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает, что преступник должен искупить свою вину, и таким искуплением чаще всего является тюремное заключение. А как мы можем искупить нашу вину в течение нашей земной жизни, чтобы пред Богом не предстать с нашей виной? Нашим искуплением здесь и является жертвенность, жертвенная любовь, помощь тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами, или чтобы про тебя в газетах написали, а так, тихонечко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и поступают. Ко мне стекается информация, которая не попадает в общественное пространство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действительно поражаешься жертвенности, являемой многими и многими нашими согражданами. Особенно сейчас, когда такая непростая ситуация на Украине, когда, защищая все наше историческое Отечество — и Россию, и Украину, — воины наши жертвуют здоровьем и жизнью, как важно, чтобы и весь народ наш был способен жертвовать во имя Христово ради всех тех, кто нуждается, кто не словесно, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну, а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу…». А тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши очи духовные, так чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Господь всегда открывается самым неожиданным образом и дает возможность проявить свою любовь, свою жертвенность, с тем чтобы принести жертву в первую очередь Ему, а через эту жертву получить прощение грехов и радость душевную.

Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?» Потому что происходящее сегодня на просторах Святой Руси, конечно, омрачает сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страданием и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдет эта напасть, что она не подорвет тех глубинных основ нашего совместного бытия, которые сохраняют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь приклонит милость и прекратится междоусобная брань. И там, где сегодня недоумение, страдания и скорбь, должна явиться наша человеческая любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живет в России и на Украине, к тем, кто живет в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непростое время всех нас укрепит в вере и благочестии. В первую очередь обращаюсь сейчас к тем православным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году, и этого достаточно. А другие говорят: в пост надо посетить храм, причаститься, и достаточно. Третьи говорят: достаточно одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскресный день дается нам для того, чтобы мы посвящали его Богу. А кто не желает отдать Богу часть воскресного дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телевизор посмотрит, погуляет, в гости пойдет, — тот глубоко ошибается. «День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это значит, что воскресный день должен начинаться с молитвы. Но если по каким-то обстоятельствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обстоятельства надуманы), то по крайней мере в утренние часы нужно помолиться вместе со своей семьей, испросить у Господа прощения за то, что в этот день в храм не пришел. Всё это сейчас так важно, мои дорогие!

Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в Ленинграде Божии храмы, как люди голодные, почти умирающие, стекались в храмы, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы Ленинграда во время блокады были переполнены, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравнивать нынешние времена с тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие годы блокады, но в ведь в каком-то смысле и сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу. И сегодня мы должны особенно укрепить себя в вере, наполнить наши храмы, молиться за власти, за воинство, за своих родных, близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях сохраняет духовное единство Святой Руси.

И да поможет нам Господь! Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви.

Можете себе представить состояние меня как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Наверное, кто-то из носителей крайних политических взглядов скажет: вот, проповедует пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свидетельствую о нашем общем долге пред Богом — молиться о прекращении междоусобной брани, делать все для того, чтобы восстановились братские отношения двух частей единой Руси, и молиться еще и о том, чтобы Господь избавил, особенно нашу молодежь, от того, чтобы жизнь их пресеклась в этой междоусобной брани. А для того чтобы было так, надо, надо чтобы брань прекратилась.

И да помогает нам Господь, святые угодники единой Руси, преподобные Киево-Печерские и преподобные отцы многочисленных обителей, включая Троице-Сергиеву лавру, на просторах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь и их душа сегодня скорбит и страдает по поводу того, что происходит. И будем надеяться, что общими усилиями, без того чтобы идти по пути опасных компромиссов, могущих навредить единой Руси, мы все одновременно двигались по пути примирения и восстановления того духовного единства, которое было сформировано в недрах единой Русской Православной Церкви.

Пусть благословение Божие пребывает над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благополучный исход нынешнего весьма опасного столкновения двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укрепляет в вере, любви, единомыслии.

Аминь.

Ачинцы совершили крестный ход вокруг города

27 сентября штатный священник Казанского собора города Ачинска протоиерей Александр Осипов возглавил автомобильный крестный ход вокруг районной столицы.

В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, прихожане ачинских храмов устроили поездку вокруг города, а у поклонных крестов на въезде в Ачинск отец Александр прочитал Акафист Животворящему Кресту Господню.

Как сообщает сайт Ачинского благочиния, всего в крестном ходе приняло участие свыше 60 человек, которые молились о стране, русских воинах, о мире.

Архипастырь совершил Божественную литургию в храме новомучеников и исповедников Российских

 

27 сентября, в Седмицу 16-ю по Пятидесятнице, в день Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме новомучеников и исповедников Российских.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятель храма Михаила Архангела и чуда его в Хонех города Красноярска протоиерей Александр Садовьюк.

За Литургией пел хор храма новомучеников и исповедников Российских (регент — Злата Игнатьева).

На малом входе владыкой была вручена медаль Параскевы Пятницы Надежде Нальгиевой.

По окончанию богослужения и поклонения кресту митрополит обратился к верующим со словом проповеди.

Идут поисковые работы для уточнения места монастырского некрополя

25 сентября состоялась рабочая встреча по уточнению старинного плана застройки Знаменского скита, расположения монастырского некрополя и Никольской часовни.

Участие во встрече, которая прошла на территории Белого двора Знаменского скита, по согласованию с директором дивногорского Художественного музея Татьяны Чавдарь и с дивногорской администрацией, приняли: директор Духовно-просветительского центра «Наследие» Ирен Коше, волонтёры-поисковики Николай и Артём Евдокимовы, педагог Дома детского творчества Дивногорска по радиоспорту Петр Бобровский.

Решением собравшихся были установлены действия для рабочей поисковой группы, а также привлечение к отработке площади Белого двора дивногорских поисковых отрядов, состоящих из учащихся школ.

Все работы проводятся в рамках грантового проекта Духовно-просветительского центра «Наследие» «Наследие отцов. Грани жизни», который осуществляется при поддержке Фонд президентских грантов.

Шарыповский священник рассказал школьникам о традиционных ценностях

26 сентября штатный священник Свято-Троицкого собора города Шарыпово, помощник благочинного по социальному и миссионерскому служению, иерей Алексей Щербаков выступил перед учащимися 9-11-х классов школы села Берёзовское.

Отец Алексей беседовал со старшеклассниками о православном взгляде на семейный уклад и сделал акцент на важности традиционных морально-нравственных ценностей, сохранить которые необходимо в свете вызовов современности.

Как сообщает сайт Шарыповского благочиния, духовно-нравственный урок «Семейные ценности» был организован Общественной палатой Шарыповского муниципального округа, членом которой является иерей Алексей Щербаков.

Церковь помогает семьям погибших на фронте священников

25 сентября в эфире «Россия-24» об этом рассказал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Русская Православная Церковь берет на себя единовременную выплату семьям священников, которые погибли на фронте, а также занимается обустройством жизни как этих семей, так и детей-сирот.

«Церковь берет на себя, безусловно, и единовременную выплату, и потом ежемесячные выплаты, занимается устройством жизни этих семей, устройством и обучением сирот, детей, которые сиротами остались», — сказал архиерей.

Как уточняется на сайте Московского Патриархата, для того, чтобы священник смог поехать в зону проведения специальной военной операции, ему необходимо взять благословение и разрешение у своего архипастыря, а также обратиться в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами, который организует командировку.

Глава Красноярской митрополии совершил всенощное бдение в храме Рождества Христова

26 сентября, в Седмицу 16-ю по Пятидесятнице, накануне Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господнямитрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил всенощное бдение с чином выноса Креста Господня в храме Рождества Христова.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный церквей Правобережного округа, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Максим Смоляков; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер.

За богослужением пел хор храма Рождества Христова (регент — Ксения Бугаева).

На середину храма был вынесен Крест, которому поклонились священнослужители и прихожане. Этот особый чин совершается в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
За богослужением митрополит Пантелеимон совершил елеопомазание молящихся, а по окончании обратился к собравшимся со словом проповеди.

В ачинской православной гимназии провели просветительский урок

На прошлой неделе воспитатели ачинской Православной Преображенской начальной гимназии показали учащимся фильм «Тимур и его команда» по мотивам одноимённой повести Аркадия Гайдара. Мероприятие проводилось согласно Единому календарю школьника на 2022-2023 учебный год.

Как сообщает сайт православной гимназии, после просмотра фильма гимназисты поговорили о тимуровцах и о их помощи жителям посёлка. Просветительский урок был проведён, чтобы научить детей приходить на помощь, совершать добрые поступки и противостоять злу, а также для формирования у гимназистов уважения к старшим.

Владыка Пантелеимон: Как верующие, мы с вами должны не бояться, а молиться о своих сыновьях и дочерях и быть мудрыми

25 сентября, в Седмицу 15-ю по Пятидесятнице, в день Отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Архистратига Михаила и чуда его в Хонех и обратился к верующим с проповедью:

—Братья и сестры!

Святой апостол Павел писал, что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. Мы гонимы, но не оставлены. Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса Христа, чтобы Его жизнь открылась в телах наших. Ибо мы, живые, непрестанно придаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смерти плоти нашей (2 Кор. 4:6).

Бог создал весь мир. И что ценно в мире? Ответ: жизнь. Словно солнечный дневной свет, свежий воздух, вода радость от рождения детей и переживания за их взросление. Апостол Павел говорит, что человек такой же хрупкий, как и глиняный сосуд. Все мы созданы Богом из праха земного, и мы носим в себе свет Божий и веру в Бога. И Господь вложил в нас эту веру, потому что мы слабы, и мы должны помнить, что вся сила в вере в Бога.

Смерть Иисуса должна утешать нас, чтобы мы не боялись, когда наступит час нашего ухода. Но, поверьте, каждый человек боится. А избавляет от этого страха Господь Иисус Христос. Когда мы веруем, мы просим у Бога милосердия к нам и нашим ошибкам — и Бог открывает свои объятия. Как верующие, мы с вами должны не бояться, а молиться о своих сыновьях и дочерях и быть мудрыми. Мы должны приходить в храм не для того, чтобы просто поставить свечку — мы должны приходить сюда как в родной дом. И все наши сомнения мы должны разрешать в храме друг с другом, учиться отличать добро от зла. Настоящее добро — это вера в Бога, которая помогает человеку обрести иммунитет против зла и способность защищать самого себя. Жизнь с Богом с детства помогает человеку быть мужественным, знающим, что ему делать на Земле.

Бог стал человеком, чтобы говорить с людьми, своим творением. Бог говорит с нами и через причастие, и через исповедание. Благодать Божия ещё больше даёт внутреннего наполнения Божественной силой и Божиими знаниями, которым мы должны доверять в любых ситуациях. Нам нужно жить с этим светом и, пока ходят наши ноги и видят наши глаза, стремиться в храм, чтобы насыщаться энергией жизни и творить добро на Земле.

Аминь!