Последние публикации

Митрополит Волоколамский Иларион: Царственные страстотерпцы — это образец христианской семьи

14 июля 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Е. Грачева: Владыка, в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева под Екатеринбургом была расстреляна Царская семья — Николай II, его супруга и пятеро детей, включая наследника престола цесаревича Алексея. Сегодня, спустя сто лет после этой даты, какие новые данные всплывают в расследовании, на какие факты хотела бы обратить внимание общественности Церковь?

Митрополит Иларион: Вопрос о том, как произошло это трагическое событие, долгое время вообще замалчивался в Советском Союзе — об этом не говорили, об этом не писали. Известно, что после того, как Екатеринбург был взят белыми, началось расследование; его вел следователь Соколов. На основании материалов, которые на тот момент были доступны, на основании исследований он выдвинул свою версию — и убийства, и захоронения останков Царской семьи. Потом долгое время никто ничего об этом не слышал, и уже в 70-е обнаружили останки, которые были идентифицированы как останки убитых в Екатеринбурге Николая II и членов его семьи.

Дальнейшая история хорошо известна. Сейчас перед Церковью стоит вопрос о признании или непризнании этих екатеринбургских останков останками Царской семьи. Для нас это имеет особую важность, поскольку в 2000 году Церковь причислила Царскую семью к лику святых — и государя императора, и государыню императрицу, и пятерых их детей; кроме того, не так давно был причислен к лику святых доктор Боткин, который оставался с Царской семьей до последнего момента и вместе с ними был расстрелян. Следовательно, для нас это не просто останки, а мощи святых, и здесь невозможно допустить ошибку.

Как известно, когда в 90-е годы экспертизы проводились довольно поспешно, с нашей точки зрения, а церковные представители не были допущены к участию в этом расследовании, Церковь не смогла вынести положительный вердикт относительно принадлежности екатеринбургских останков к Царской семье. Сейчас проводятся экспертизы, в которых Церковь участвует, и по окончании этих экспертиз мы примем соответствующее решение.

Е. Грачева: Какие новые факты стали известны из-за рубежа, из-за пределов России? Не секрет, что в советское время замалчивали то, о чем на Западе уже активно говорили, писали книги и снимали документальные фильмы. Что наши граждане узнают впервые спустя сто лет?

Митрополит Иларион: Мне кажется, что новое уже мы мало что узнаем, потому что эта история расследовалась в течение длительного времени, на Западе о ней никогда не забывали, и некоторые наши русские исследователи имели доступ к каким-то документам, к каким-то гипотезам. Но, конечно, только сейчас становится возможным воссоздать всю картину. Массив имеющихся документов и вещественных доказательств достаточно ясно представляет, что происходило в ту страшную ночь, когда были расстреляны члены Царской семьи, а затем их трупы были вывезены, облиты серной кислотой, их пытались сжечь, но это не удалось. Есть разные версии того, как развивались дальнейшие события. Основная версия заключается в том, что останки, в конце концов, были погребены не там, где изначально их предполагалось закопать, — в Ганиной яме, а в другом месте — так называемом Поросенковом логе. Церковь должна дать ответ, признает она эту версию или нет.

Тут нужно еще учитывать, что Ганина яма стала местом паломничества. Крестный ход, который идет в ночь с 16 на 17 июля, в ночь убийства Царской семьи, начинается от Храма-на-крови, построенного на месте дома, где они были расстреляны, а заканчивается у Ганиной ямы.

Е. Грачева: Действительно, сотни тысяч верующих (и не только из Свердловской области) ежегодно идут крестным ходом в память об убитых Романовых. Многие православные говорят о том, что вообще восшествие на престол династии Романовых в 1613 году для России стало духоносным, а прерывание этой династии стало пятном крови, которое лежит не только на нашем поколении, но и на наших детях и будущих внуках. Что на Ваш взгляд, владыка, потеряла Россия с расстрелом последних из династии Романовых?

Митрополит Иларион: Я думаю, что Россия потеряла очень много. Если мы обратимся к событиям 1613 года, нужно вспомнить, что им предшествовала смута, когда у России не было власти, когда приходили самозванцы, занимали царский престол на некоторое время, а потом их свергали. Избрание Михаила Романова стало следствием того, что сейчас называют консенсусом: все общество сплотилось вокруг фигуры молодого царя, и он действительно стал основателем династии, которая продержалась на престоле чуть больше 300 лет. Пребывание этой династии на царском престоле было ознаменовано очень многими свершениями.

К моменту 300-летия династии Романовых в 1913 году, когда по всей России прошли празднования в честь этого события, страна была на пике своего развития. Но потом случились известные события. Огромнейшей ошибкой, конечно, было вступление России в войну. Сейчас трудно давать какие-то оценки этому решению — тогда все общество сплотилось в решимости вступить в военные действия и победить. Но, как мы знаем, война — это всегда нечто очень непредсказуемое. Она очень быстро подточила силы Российского государства, враги России сделали все для того, чтобы лишить ее сильной власти. Именно на этой волне к управлению государством пришло сначала Временное правительство, а уже потом при помощи немцев, которые воевали против нас, были засланы в страну большевики, дабы они взяли власть, и Россия проиграла войну. Что, собственно, и произошло.

Е. Грачева: Владыка, если говорить о последних прижизненных деяниях царя Николая II, известно, что он построил Феодоровский собор и Феодоровский городок. И вообще наиболее почитаемой иконой в Царской семье был Феодоровский образ Божией Матери. Почему именно этот образ? Насколько я знаю, даже представительницы иностранных королевских домов, выходившие замуж за членов Царской семьи, отчество себе брали в честь этой иконы — Феодоровна.

Митрополит Иларион: Когда в 1613 году Михаил Романов был избран на царство, произошло это на Земском Соборе. Из Москвы в Кострому, где юный Михаил находился вместе со своей матерью инокиней Марфой, было отправлено посольство с целью уговорить его принять это избрание. Михаил Федорович согласился не сразу, но когда прозвучало его согласие, это стало большой радостью для всего народа. Именно в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери, которая присутствовала при этом событии. И по одному из преданий, мать Михаила Романова благословила его на царство именно Феодоровским образом.

Вы справедливо заметили, что иностранные принцессы, которые выходили замуж за российских государей или представителей царствующего дома, нередко брали отчество не в честь своих отцов, у которых были иностранные имена, а в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Е. Грачева: Владыка, в год столетия расстрела Царской семьи очень много говорится именно о расследовании этого убийства. Меньше выставок, мероприятий посвящены тому, что семья Романовых была, по сути, последней христианской правящей семьей в нашей стране. Насколько важно восстановить сегодня в сознании людей образ христианской семьи?

Митрополит Иларион: Церковь его уже восстановила, когда причислила всю Царскую семью к лику святых. И это было неслучайное событие, потому что на самом деле она почиталась в Церкви даже в советское время. Я помню, как еще школьником участвовал на квартире одного московского священника в молебне Царской семье.

Споры улеглись, и Святой Дух подсказал Церкви, что этих людей надо канонизировать. С тех пор они являются для миллионов верующих символом христианской семьи. Мы знаем, каким глубоким христианским чувством были проникнуты письма Николая Александровича к Александре Федоровне и ее ответные письма к нему; и это совершенно особая страница в истории нашей страны. Я думаю, было бы очень важно, чтобы этот образ вышел за пределы Церкви. Но мы видим памятники кому угодно — деятелям революции, деятелям марксизма, прямо рядом с Храмом Христа Спасителя стоит почему-то памятник Энгельсу (хотя какой вклад этот человек внес в историю нашей страны, мне совершенно непонятно), а памятника последнему русскому императору до сих пор нет. Надеюсь, что он появится.

Е. Грачева: Владыка, раз уж Вы подняли тему памятников, я хочу поднять тему названий улиц и областей в честь некоторых коммунистических вождей и тех, кого многие называют террористами. Например, Свердлов, который отдал приказ расстрелять Царскую семью. Справедливо, что Свердловская область до сих пор носит его имя?

Митрополит Иларион: На мой взгляд, это несправедливо, и я думаю, что если город получил свое исконное название Екатеринбург, то и область должна была бы называться Екатеринбургской. Я думаю, что вообще увековечивание имен террористов в названиях городов, областей, улиц — не очень хороший пример для современного поколения. Мы сейчас боремся с терроризмом, говорим о вреде терроризма и террористической идеологии, а почему-то наши улицы, города, площади, области до сих пор носят имена тех террористов, которые пришли к власти при помощи немцев в 1917 году. Думаю, что когда-то надо было бы все-таки с этим покончить.

Е. Грачева: Владыка, а теперь к теме современных террористов. В Японии казнили семерых организаторов секты «Аум Синрикё», включая 63-летнего лидера этой секты. Как Русская Православная Церковь относится к этой казни?

Митрополит Иларион: Это очень яркий пример того, что нужно внимательно и с осторожностью относиться к сектантским организациям. Очень часто Россию обвиняют в нетолерантности к сектам, в частности, запрет секты «Свидетели Иеговы» все время ставится в вину российскому государству. А между тем, она была запрещена ни за что иное, как за свою экстремистскую деятельность.

Поэтому очень важно, чтобы мы не совершали тех же ошибок, которые имели место в прошлом, чтобы не допускали на экраны телевизоров представителей сектантства, которые сегодня проповедуют всякие кажущиеся привлекательными истины, а завтра могут совершить террористическую атаку. Важно, чтобы представители государственных органов, спецслужб внимательно следили за появлением подобного рода сект.

Е. Грачева: Владыка, в завершение программы я хотела бы попросить Вас прокомментировать одну новость: необычный способ борьбы с нарушениями правил дорожного движения придумали в ГИБДД Московской области. Там нарушителям в качестве превентивной меры предлагают на выбор Псалтирь или Новый Завет. Как Вы относитесь к подобного рода инициативам? Мне это напомнило призыв губернатора одной области на Крещение всем идти в прорубь с целью поднимать статистику. Что, не хватает исполнителям закона мирских способов привлечения нарушителей к ответственности?

Митрополит Иларион: У меня есть подозрение, что речь идет о неправильно поданной информации. Думаю, что просто где-то оказались стопки этих Нового Завета и Псалтири, причем, насколько я могу судить по переплету, это не Русская Православная Церковь издавала, а, наверное, какие-то протестантские группы. Но текст, наверное, один и тот же. Эти стопки привлекли внимание какого-то блогера или журналиста, и он раскрутил эту историю. Не думаю, что за этим стоит что-то большее.

Е. Грачева: Но не приведет ли это к тому, что человек сомневающийся или невоцерковленный еще больше убедится в том, что Господь Бог — это каратель? Если человек приходит в Церковь на исповедь, ему в первую очередь священник объясняет, что Господь Бог — это любовь. Не оттолкнут ли людей от Церкви подобные инициативы, пусть даже во благо?

Митрополит Иларион: Почему из того, что человек получает бесплатно Новый Завет и Псалтирь, он может заключить, что Бог — это каратель? Разве ему в наказание дают эту книгу?

Но вот что интересно: книга, в которой содержится Новый Завет и Псалтирь, сейчас доступна любому — ее можно приобрести в любом храме, во многих книжных магазинах, она у многих стоит на полке, однако почему-то многим людям, даже православным христианам, не приходит в голову ее читать. Я с этим часто сталкиваюсь, когда приходят люди креститься или приносят крестить своих детей. Спрашиваю: «Вы Евангелие читали?» — «Нет». — «У вас нет Евангелия?» — «Есть». Выясняю, почему не читали тогда, и получаю ответ: «Времени нет». А ведь Евангелие — это основополагающая христианская книга. Даже для неверующих она должна была бы быть интересна, потому что это очень хорошая, очень качественная литература. У нас люди читают Бог знает что, а Евангелие не читают просто потому, что им это не приходит в голову.

Е. Грачева: Я читала, но обязательно перечитаю после этой нашей программы. Большое спасибо, владыка, за эту беседу.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Допускается ли во время занятий спортом творить Иисусову молитву?

Митрополит Иларион: Это молитва, которую можно совершать внутри сердца в любое время и при любых обстоятельствах. Она очень краткая и состоит из нескольких слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Иисусову молитву можно совершать, когда мы идем по улице, когда едем в транспорте, когда готовим пищу, когда занимаемся спортом.

Но самое важное — чтобы это было не механическое или машинальное повторение определенных слов, но чтобы мы ставили себя в присутствии Иисуса Христа, то есть чтобы, произнося Иисусову молитву внутри себя, не языком, а сердцем и умом мы ощущали присутствие Христа рядом с нами. Тогда эта молитва имеет смысл.

Вопрос: Можно ли ходить в баню в церковные праздники и употреблять алкоголь? Чем нам грозит алкоголь?

Митрополит Иларион: Я думаю, что и в баню можно ходить в церковные праздники, и алкоголь употреблять, а вот делать то и другое одновременно не следует. Вообще церковный праздник, прежде всего, предполагает, что мы придем в церковь и причастимся Святых Христовых Таин — именно так православный христианин отмечает праздничный день. Прежде всего, с утра он отправляется в храм, присутствует на Божественной литургии и участвует в ней через причащение Святых Христовых Таин.

Нет никакого греха в том, чтобы потом за праздничной трапезой выпить бокал вина. Нет также греха в том, чтобы сходить в баню. Но вот совмещать баню с алкоголем не следует, потому что это, как говорят врачи, приводит к чрезмерным нагрузкам на сердце. Баня действует очищающе, а алкоголь действует в таком случае отравляюще.

А чем опасен алкоголь, если кто-то употребляет его в больших количествах, я думаю, все хорошо знают. Злоупотребление спиртными напитками грозит тем, что человек попадет в алкогольную зависимость, может стать алкоголиком, и это повлечет общеизвестные пагубные последствия.

Я хотел бы закончить эту передачу словами апостола Павла из Второго послания к Коринфянам: «Мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

Митрополит Пантелеимон: На «ТИМ Бирюса» крепнет любовь к жизни

23 июля Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон посетил XII международный образовательный форум «Территория инициативной молодежи „Бирюса“».

По прибытии Его Высокопреосвященство встретила руководитель университета ТИМ «Бирюса» Жанна Ходос-Шикилева.

Затем Владыка Пантелеимон встретился с собравшимися на смене «Общество» молодыми людьми: это около 900 человек из 22 различных дружин. Обращаясь к представителям молодежи Красноярья, других регионов России и зарубежных стран, собравшихся на форуме, иерарх, в частности, сказал:

— Наша «Бирюса» стала местом встречи молодых душ и сердец со всего мира. Лагерь словно перенял эстафету от недавнего чемпионата мира по футболу в России, который без преувеличения стал ярким праздником для всего мира.

После этого Архипастырь прочитал участникам ТИМ «Бирюса» лекцию на тему добровольчества. Выступая перед молодежью, митрополит подчеркнул, что Русская Православная Церковь в XXI веке уделяет особенное значение добровольным инициативам молодежи, направленным на качественное преображение человеческого общества или природы вокруг, будь то помощь тяжелобольным, эковолонтерство или сопровождение иностранных туристов.

По окончании лекции Его Высокопреосвященство ответил на многочисленные вопросы юношей и девушек, собравшихся на форуме, посвященные не только теме волонтерства, но и вопросам взаимодействия Церкви со сферой образования, семейных взаимоотношений и многому другому.

— Я каждый год стремлюсь на ТИМ «Бирюса», потому что сам здесь будто обретаю юношескую чистоту, импульсивность и устремленность к добру, совершенству. Здесь крепнет моя любовь к жизни, здесь я черпаю новые силы для своего служения, — сказал Митрополит Пантелеимон, отвечая на вопросы сотрудников пресс-центра территории инициативной молодежи.

Иерарха в поездке сопровождали: исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов) и руководитель епархиальной пресс-службы и службы протокола Андрей Скворцов.

Православная неделя с 23 по 30 июля 2018 года: икона «Троеручица», День Крещения Руси и равноапостольные Владимир и Ольга

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 23–30 июля в 2018 году — восьмая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

23 июля (10 июля по ст.ст.). Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)

Честную ризу Спасителя, прежде всего, стоит отличать от Его хитона. Если хитон римские солдаты решили не делить, а разыграли, бросив жребий, то ризу они как раз и разорвали на несколько частей. Каждая из них спустя годы и века стала предметом почитания верующих в разных уголках христианского мира: от Франции и до Грузии, из которой и была перенесена в столицу Русского царства.

Путь Ризы был непростым. Святыня стала добычей персидского шаха Аббаса, разграбившего вместе со своим войском Грузию в начале ХVII века. По прошествии времени этот правитель решил вернуть частицу Ризы православным — шах передал ее в 1625 году в дар царю Михаилу, первому государю из дома Романовых, и Святейшему Патриарху Филарету. Подлинность святыни засвидетельствовал лично Патриарх Иерусалимский Феофан, специально прибывший в Москву.

Добавим, что части Ризы Господней находились также в храмах Санкт-Петербурга, Киево-Софийском соборе, Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.

24 июля (11 июля по ст.ст.). День памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги

Киевская княгиня Ольга стала первым правителем в отечественной истории, принявшим Святое Крещение. Это историческое событие произошло около 955 года в Константинополе, а восприемником княгини (получившей в Православии имя Елена) стал лично византийский император, — гласит широко известная легенда.

Не менее известно и другое предание: о жестокой мести Ольги восставшим древлянам, убившим ее супруга князя Игоря. Тогда еще некрещенная Ольга действовала как язычница в языческом окружении. После принятия Крещения княгиня Ольга становится другой — и как политик, и как человек. Расправам над непокорными она предпочитает мудрое и мирное управление. По всей Руси начинают строиться первые православные храмы, делаются первые шаги по становлению православной веры. В связи с этим стихийное народное почитание княгини Ольги началось задолго до ее официальной канонизации в лике равноапостольных, в середине XVI века.

25 июля (12 июля по ст.ст.). Празднование иконе Божией Матери «Троеручица»

Этот образ Небесной Владычицы является одним из самых необычных. У Богоматери на иконе действительно три руки. Как можно объяснить подобный феномен?

Предание связывает происхождение образа «Троеручица» с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Этот святой жил в VII–VIII веках и был высокопоставленным чиновником при дворе арабского халифа, мусульманина по вероисповеданию, но терпимого к христианам.

Святой Иоанн не мог стоять в стороне и от борьбы Церкви с ересью иконоборчества, охватившей православную Византию в те годы. Сочинения преподобного в защиту святых образов вызвали гнев у императора-иконоборца. Нечестивый правитель решил оклеветать Иоанна Дамаскина перед халифом, отправив тому якобы написанное Иоанном письмо с однозначно предательскими намерениями.

Обманутый халиф в гневе приказал отсечь руку святому, но после долгой молитвы у лика Пресвятой Богородицы конечность приросла обратно. В память об этом чудесном исцелении Иоанн Дамаскин и изготовил из серебра модель своей руки, прикрепив к лику Царицы Небесной.

28 июля (15 июля по ст.ст.). День памяти равноапостольного великого Владимира (1015)

В этот день, в первую очередь, верующие вспоминают о Крещении Руси, состоявшемся ровно 1030 лет назад — в 988 году. На государственном уровне годовщина этого события уже восемь лет отмечается как День Крещения Руси.

Наиболее популярны рассуждения о пользе принятия нашими предками Православия с политической точки зрения — Крещение Руси понимается как неотъемлемый этап строительства централизованного государства, веха в объединении восточнославянских племен в единый народ и пр. Вместе с тем, принятие Православия имело большое духовное, ценностное наполнение: началось становление и развитие культуры и духовно-нравственных ценностей, в прошлое ушли многие пережитки родоплеменного строя, связанные с языческими верованиями (кровавые жертвоприношения, поклонения идолам, многоженство, пренебрежительное отношение к больным и слабым и пр.).

Лучше всего об этом говорит жизнь самого князя Владимира: некогда фанатичный язычник и жестокий правитель после Крещения становится сдержанным, незлобливым, милосердным и благоразумным, а после смерти был прославлен в лике святых как равноапостольный. Почитая в этот день память святого князя Владимира и историческое принятие на Руси Православия, мы одновременно празднуем акт преображения и духовного обновления и в масштабе личности, и в размерах всей страны.

Архипастырь: Обрести хлеб насущный можно, только живя по евангельским законам

22 июля, по окончании Божественной литургии в храме апостола Луки, Митрополит Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем отрывке из Евангелия мы услышали рассказ об умножении хлебов, которыми, как и рыбой, апостолы накормили людей по молитве Господа Иисуса Христа. Хлеб означает все полезное для человека — всю нашу жизнь, которая требует и дом, и стол, и кровать, и пищу, и одежду. Этот хлеб и есть сама жизнь, которую может дать и дает человеку только Бог. А рыба означает имя Иисуса Христа, Божественную литургию, Причастие, жизнь вечную и Царство Божие. Это древнейший христианский символ Церкви и спасения.

И где же можно насытиться тем, что мы хотим видеть, знать, и спасти душу? Только в Церкви, только живя по евангельским законам и уповая на милость Божию. И Господь показал через это действо, что хлеб насущный и совершение Таинств доступны христианам через их священников. Они раздают этот хлеб верующим людям для спасения их души, очищения и покаяния, которые должны сопровождать каждого верующего всю его жизнь.

Апостолы сказали: «отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14:15-16). И с тех пор человек не сам находит дорогу к спасению — хоть он и желает, это очень сложно, — а через святую Церковь, которая раскрывает нам всю правду о нашей душе, о нашем спасении и предлагает нам следовать через вечную пищу Тела и Крови Христовой в жизнь вечную, благословляя и освящая свою жизнь,и жизнь тех, за кого мы молимся и просим. Вот уже две тысячи лет святая Церковь раздает хлеб вечной жизни, спасения, назидания и врачевания наших душ и телес.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию в красноярском храме апостола и Евангелиста Луки

22 июля, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в храме апостола и Евангелиста Луки при красноярской Дорожной клинической больнице.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); председатель Епархиального отдела по взаимодействию с системой здравоохранения Красноярского края, настоятель храма апостола и евангелиста Луки протоиерей Павел Красков, настоятель красноярских храмов великомученика Димитрия Солунского и апостола Андрея Первозванного иерей Виталий Вальтер, штатные священнослужители Лукинского храма и красноярского Покровского кафедрального собора.

За Литургией был рукоположен во пресвитеры насельник Успенского мужского монастыря иеродиакон Калистрат (Санин).

По окончании богослужения Владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

Владыка Пантелеимон: Казанская икона явила миру, что вера сильнее любого оружия

21 июля, по окончании Божественной литургии в ачинском Казанском соборе, Митрополит Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 Братья и сестры! Сегодня мы с вами молитвенно вспоминаем обретение чудотворной иконы Божией Матери «Казанская». Как нетрудно догадаться, название свое образ получил в честь города, где Господь открыл нам это чудо ради укрепления веры и наполнения новыми силами человеческих душ.

Те края, современный Татарстан, тогда находились в непростом положении. Совсем еще недавно этот, один из последних осколков некогда могучей Золотой Орды, присоединил к Руси царь Иоанн Грозный. Была война, было разорение, вот и жилось потом там неспокойно, небогато, а иногда и совсем голодно — как христианам, так и мусульманам.  А после разрушительного пожара многие в Казани отчаялись, потеряли надежду на лучшее.

И вот, в такое время и в таком месте Господь через непорочную, совсем еще маленькую девочку Матрону открывает икону Небесной Владычицы. Не поверили ей вначале взрослые, и лишь после многих явлений Царицы Небесной родители пошли к местному архиерею, к воеводе, и нашли они на пепелище икону Пресвятой Богородицы. Откуда она могла там взяться? Писать образа святых в Казани еще не научились. Потому и все сразу поняли — свершилось великое чудо. И уже потом, когда святыню решили перенести в храм, она словно сама указала путь.

Это был далеко не первый случай в истории рода человеческого, когда Царица Небесная приходила на помощь христианам, спасала отдельных людей и целые государства и народы. Особенно — тех, кто пострадал от войн, разрушений и раздоров. Страшны раздоры между странами, страшны раздоры внутри семей и между близкими, но самое ужасное — это когда война идет внутри человека: когда душа его идет против него самого, сердцу будто нет места в груди, а душа его трепещет. Тогда иной малодушный человек порой и допускает мысль: «Да лучше бы я умер!»

Но горестей не бывает много, а в трудную минуту к человеку приходит Божественная благодать и сила, пришедшие в наш мир еще в Рождественскую ночь, когда на свет появился Господь наш и Спаситель Иисус Христос и воссиял свет Спасения над землей. Этой радостью верующие питаются уже две тысячи лет, зная, что вера порой соединяет невозможное по нашим молитвам, побеждая все невзгоды и испытания.

Вот Казанская икона и пришла в наш мир, когда очень многие уже не верили в добро, в свет и в Божию силу. Она вновь явила миру, что вера сильнее любого оружия и мощнее любой армии. Она может предотвратить любую беду, избавить от любой печали. И во все лихолетия Казанская икона будет рядом с русским народом и русским воинством.

Господь всегда слышит нас, даже в те минуты, когда мы сами себя не слышим, заблуждаясь или даже теряя веру. И такие чудеса, как явление Казанской иконы, как раз и говорят нам, что веру терять нельзя ни в коем случае: она согревает и благословляет человека, открывает ему выход из жизненных тупиков. Пример тому — хотя бы судьба нашей Матери-Церкви, которая терпела и гонения, и притеснения, и попытки уничтожения, но преодолела всё, и сейчас идет путем к святости и Спасению человеческих душ. И именно здесь мы черпаем силу Божией благодати, помогая друг другу молитвами и уповая на заступничество Царицы Небесной.

Аминь.

Правящий архиерей возглавил Литургию престольного праздника в ачинском Казанском соборе

21 июля, в день явления иконы Божией Матери во граде Казани (1579), Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Казанском соборе города Ачинска.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный церквей Ачинского округа, настоятель ачинского Казанского собора митрофорный протоиерей Евгений Фролов; настоятель Спасо-Преображенского храма поселка Козулька митрофорный протоиерей Феодор Васильев; настоятель красноярских храмов великомученика Димитрия Солунского и апостола Андрея Первозванного иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального и ачинского Казанского соборов.

За богослужением пел хор Казанского собора.

По окончании Литургии Владыка Пантелеимон возглавил крестный ход вокруг собора и обратился к верующим со словом проповеди.

К церковной жизни приобщаются ивановцы

Верующих в селе Ивановка навестил помощник благочинного церквей Шарыповского округа по миссионерскому служению, ключарь Свято-Троицкого собора города Шарыпово иерей Алексий Щербаков.

В сельском доме культуры священник совершил молебен с чтением акафиста Царственным страстотерпцам. О житии святых из дома Романовых, столетие чьей трагической кончины празднует Церковь в эти дни, сельчанам рассказала катехизатор Инна Ченчушвили.

Также в этот день Таинство Крещения приняли 10 человек. Кроме того, отец Алексий Щербаков совершил по просьбе ивановцев литию по усопшим.

— Такие поездки помогают жителям населенных пунктов района, далеких от храмов, приобщаться к церковной жизни, — приводит слова священника пресс-служба Шарыповского округа церквей, отмечая, что усилиями благочинного духовенства во всех сельсоветах на окормляемой территории действуют полноценные храмы или приспособленные для богослужения помещения, а также часовни. В малых поселениях организуются воскресные школы для детей и катехизаторские курсы для взрослых.

Народными гуляниями и богослужением встретили церковный праздник в Шуваево

Сосредоточением радости и веселья стало место будущего строительства Петропавловского храма в селе Шуваево на минувшей неделе. Концертную программу предварили молебен и крестный ход, которые совершил окормляющий местную общину верующих штатный свещенник Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска иерей Димитрий Нефедьев.

Затем жители села стали зрителями выступлений творческих коллективов, поучаствовали в творческих мастер-классах, испытать силы на колокольной звоннице и сделали памятную фотографию. С приветственным словом к участникам гуляний обратился председатель совета депутатов Шуваевского сельсовета Андрей Шестак.

Как поясняет на странице в социальной сети «ВКонтакте» заведующая шуваевской библиотекой Нина Полежаева, праздник в селе был приурочен ко дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Напомним, в честь этих святых в Шуваево была названа церковь, утраченная в годы богоборчества. Сейчас в Шуваево действует молитвенная комната и идет сбор средств на строительство нового храма.

Святые Таинства совершены в психоневрологическом интернате в Ястребово

19 июля лечебницу в селе Ястребово посетил штатный священник Казанского собора города Ачинска протоиерей Сергий Пигасов.

Священник совершил молебен о здравии подопечных учреждения, после чего те подошли к Таинствам Исповеди и Причастия.

В дар пациентам интерната отец Сергий и сопровождавшие его прихожане Казанского собора передали сладкие угощения, — информирует сайт aksobor.ru.