Последние публикации

В красноярском Свято-Троицком соборе прошел урок живописи

23 сентября в Свято-Троицком соборе города Красноярска состоялся мастер-класс по пленэрной живописи от члена союза художников России, старшего преподавателя КГПУ им. В.П. Астафьева Светланы Карповой и иконописца Анны Постниковой.

Ученики приходской воскресной школы и их родители писали этюды храма, которые позднее будут представлены в художественной выставке, посвященной юбилею освящения Свято-Троицкого собора, — сообщается на странице прихода «ВКонтакте».

К новому учебному году подготовились в воскресной школе Михаило-Архангельского прихода Красноярска

23 сентября в воскресной школе в честь святого равноапостольного князя Владимира при красноярском Михаило-Архангельском храме состоялось родительское собрание перед началом нового учебного года, которое провел настоятель храма протоиерей Александр Садовьюк.

В ходе собрания родителям представили вступившего в должность директора школы Ксению Казанцеву, рассказали о планах на год, об основных и дополнительных предметах в учебном расписании, об участии детей в Таинствах Церкви и несении послушания. Также был представлен педагогический коллектив и озвучены дисциплины каждого педагога, — сообщается на официальной странице Михаило-Архангельского прихода в социальной сети «ВКонтакте».

30 сентября для учеников запланированы молебен, спортивное мероприятие и чаепитие. Занятия в воскресной школе начнутся 7 октября.

Тренировка, субботник и Рождество Богородицы: из жизни Ачинской православной гимназии

Обзор событий прошедшей недели в Ачинской православной Преображенской начальной гимназии для читателей сайта kerpc.ru.

В начале нового учебного года в Ачинской православной Преображенской начальной гимназии прошли тренировочные занятия по эвакуации в случае пожара. Перед началом учебной эвакуации была проведена беседа-инструктаж с педагогами и работниками гимназии на тему пожарной безопасности, после чего прошла тренировочная эвакуация сотрудников и учащихся гимназии.

20 сентября в гимназии прошел традиционный ежегодный общий субботник. Участие в уборке территории приняли не только ученики с 1 по 4 класс, но и все сотрудники. В гимназии считают: субботник — это не только мероприятие по облагораживанию и очистке территории, но и прекрасная возможность для сплочения коллектива.

В канун празднования Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Ачинской православной гимназии прошла духовная беседа, посвященная празднику. Подготовил и провел беседу, сопровождаемую презентацией, штатный священник Казанского собора, учитель гимназии иерей Артемий Катюшкин, — сообщает сайт pravgim24.ru.

Два Предстоятеля призвали к ответственности за жизнь святого Православия перед лицом происходящего на Украине

Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Митрополит Варшавский и всей Польши Савва выступили с совместным заявлением, указав на необходимость предотвращения конфликта и утверждения церковного порядка на украинской земле.

Пребывающий с официальным визитом в Польской Православной Церкви Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Митрополит Варшавский и всей Польши Савва обратились к Предстоятелям Поместных Православных Церквей и ко всей полноте святого Православия, выразив глубокую тревогу в связи с событиями, касающимися положения Православия на Украине.

В заявлении говорится, что «перед лицом испытаний, с которыми сталкивается сегодня Православие на Украине», приобретает особую актуальность вопрос об ответственности «за жизнь святого Православия в современном мире, за мир, единство и сохранение его догматико-канонического порядка».

Предстоятели двух Поместных Церквей, сослужившие Божественную литургию на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, вознесли молитву о единстве и мире украинского народа и призвали сделать все для «предотвращения угрозы конфликта и утверждения церковного порядка на украинской земле».

Православная неделя с 24 по 30 сентября: Крестовоздвижение, Силуан Афонский, праведный Алексий (Мечёв), мученицы Вера, Надежда, Любовь и София

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 24–30 сентября в 2018 году — восемнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

24 сентября (11 сентября по ст.ст.). День памяти преподобного Силуана Афонского (1938)

Силуан Афонский (в миру — Семен Иванович Антонов; 1866–1938) родился в Тамбовской губернии и происходил из небогатой верующей крестьянской семьи.

По окончании военной службы Семен уехал на Афон. Осенью 1892 года будущий святой прибыл в русский монастырь великомученика Пантелеимона. Спустя четыре года его постригли в монашество с именем Силуан. В 1911 году подвижник принял схиму с оставлением прежнего имени. В разные годы нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.

Подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. Спал он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению.

С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.

В 1992 г. его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

27 сентября (14 сентября по ст.ст.). Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Креста Господня — единственный из числа Господских двунадесятых праздников Церкви, установленный в память о событии, не относящемся к годам земного пути Спасителя.

Крест Господень был обретен в 326 году приехавшей в Палестину матерью римского императора Константина Великого императрицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием.

В результате раскопок тогда была найдена пещера Гроба Господня, а неподалеку от нее были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определен тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Императрица Елена обозначила места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Богослужебной особенностью этого праздника является совершение чина воздвижения Креста. За Литургией вместо Трисвятого принято петь «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим». В день торжества церковная традиция предписывает верующим держать строгий пост.

Добавим, что в Красноярской епархии в этот день престольный праздник у Крестовоздвиженского храма села Новоселово.

29 сентября (16 сентября по ст.ст.). Обретение мощей праведного Алексия Московского (Мечёва)

Священник Алексий Мечёв (1859–1923) — один из наиболее чтимых подвижников Русской Церкви рубежа XIX и XX веков.

Большую часть жизни будущий святой нес служение в храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках на московской Маросейке. Это был один из самых маленьких храмов исторической столицы России, в котором изначально было очень мало прихожан. Постепенно священник получил известность как добрый пастырь, в храме становилось все больше прихожан, со временем сформировалась одна из самых известных в Москве православных общин. По воспоминаниям верующих, проповеди отца Алексия были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни.

Святой помогал неимущим, преподавал в воскресной школе, способствовал возрождению древнерусской иконописи, был близко знаком с такими выдающимися людьми своего времени как праведный Иоанн Кронштадский или философ Николай Бердяев.

Был прославлен в лике святых Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года. Спустя год были обретены мощи праведного Алексия Московского и перенесены в Никольский храм, где святой нес служение при жизни.

30 сентября (17 сентября по ст.ст.). День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137)

При жизни трех дочерей верующей римской аристократки Софии называли греческими именами: Пистис, Элпис и Агапэ. Уже спустя века их переведенные имена, символизирующие основные христианские добродетели, были включены в славянские месяцесловы.

Святые мученицы стали жертвами ранних антихристианских гонений, развернутых при императоре Адриане (правил в начале II века).

Согласно преданию, правитель лично решил отвратить Софию и ее дочерей от веры во Христа, сначала суля им щедрые дары, а затем — угрожая муками и смертью. Но ответом на все посулы и угрозы был решительный отказ отважных женщин.

В итоге, разгневанный император приказал последовательно казнить всех трех дочерей Софии. Мать похоронила девочек на холме за чертой города, а через три дня умерла сама. Жизнь и подвиг Пистис, Элпис, Агапэ и их матери Софии в христианской традиции стоит особняком, поскольку Церковь знает очень немного случаев, когда совсем юные дети сознательно шли на смерть ради своей веры.

Во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Красноярске освящен храм при Краевой клинической больнице № 1.

Владыка Пантелеимон: Иисус Христос явил нам пример праведной жизни, ведущей к спасению

23 сентября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV), по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком соборе города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к прихожанам с архипастырским словом:

— Дорогие братья и сестры, верующие в Бога люди, православные христиане!

Мы приходим в храмы не только чтобы увидеть друг друга — потому что верующие люди не могут без общества других верующих — мы приходим не только чтобы поблагодарить Господа или попросить Его о чем-то. Мы приходим в храм, чтобы нас услышал Бог, чтобы Он ответил на вопросы, которые мы носим в своем сердце, чтобы утешил и успокоил нас. Излечил страдания души и сердца, помог обрести терпение, надежду и спасение.

Каждый из нас приходит в храм с чувством вины перед Господом за свои грехи — прошлые, настоящие и даже будущие. И ни одна религия мира не дает человеку оправдания его грехов. Но искреннее покаяние перед Иисусом Христом, Спасителем нашим, позволяет священнику простить эти грехи. И прощение их исцеляет и очищает нас, укрепляет наши силы.

Сегодня мы прочли евангельское повествование, посвященное неделе перед Воздвижением Честнаго Животворящего Креста Господня. Праздник Воздвижения, как вы знаете, будет 27-го числа. И это великий праздник, ибо в этот день Крест Господень был найден царицией Еленой, матерью святого равноапостольного императора Константина. И прикосновением Креста она вернула к жизни мертвое тело, доказав этим, что именно на нем, ради спасения каждого из нас и всего мира, был распят Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

И в Евангелие мы сегодня слышали слова: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Это говорит о любви Бога к роду человеческому. Он создал человека не зля того, чтобы указывать ему на его грехи, Он создал нас разумными, дабы мы сами могли осознавать свои грехи. И Сын Его, распятый на Кресте — это жертва Бога во имя всех нас.

Грехи всегда будут сопровождать человечество, потому что однажды люди, в лице праотца Адама и праматери Евы оступились на своем пути. И теперь все человечество несет в себе семя непослушания, самовольничества и самообмана. Но мир не мог вечно жить во лжи, ибо ложь есть порождение Сатаны. И тогда всему человеческому роду была дарована возможность спасения через Господа нашего Иисуса Христа — через послушание и исполнения заповедей Господних, через подражание Иисусу в своей жизни, ибо Он явил нам пример истинно праведной жизни, ведущей к спасению. И наша воля и наше желание должны участвовать в этой Божественной работе по общему спасению, и тогда Царствие Божье, которое есть внутри нас, пребудет с нами во веки веков.

Аминь.

Митрополит Пантелеимон совершил Божественную литургию в красноярском Свято-Троицком соборе

23 сентября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV), Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Свято-Троицкого собора Красноярска митрофорный протоиерей Игорь Котомцев; штатный священник Успенского мужского монастыря города Красноярска иеромонах Мелхиседек (Цхадая); штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального и Свято-Троицкого соборов.

За Литургией пел хор Свято-Троицкого собора.

По окончании богослужения Владыка Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Нельзя узаконивать грех ради каких-либо геополитических или национальных вопросов

Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний рассказал в интервью РБК-Украина о настроениях среди духовенства и верующих Украинской Православной Церкви в связи с последними церковными событиями, вероятную реакцию со стороны других Поместных Церквей в случае предоставлением Константинополем Томоса украинским раскольникам, а также о том, что власти готовятся к ряду действий против Украинской Православной Церкви — принятию антицерковных законов и провокаций в отношении главных православных святынь Украины и о том, что верующие будут отстаивать свои права всеми законными способами.

 — Какими будут действия УПЦ МП в ответ на решение Константинополя о назначении в Украину двух своих экзархов?

— Важнейшие решения Украинской Православной Церкви принимаются на Синоде. Мы решаем все коллегиально. Возможно, даже будет созван и Архиерейский Собор. Но свою позицию мы уже высказали: это недружелюбные, неканонические действия Константинополя относительно другой Православной Церкви.

— А как будете действовать, если Томос об автокефалии будет выдан?

— Все зависит от того, как далеко пойдут представители Константинопольского Патриархата на канонической территории Украинской Православной Церкви, то есть, какими будут их действия. Пока мы имеем только заявления.

— В интервью РБК-Украина «патриарх» Филарет заявил, что назначение экзархов — это уже необратимый шаг по предоставлению Томоса.

— Как говорят, люди полагают, а Бог располагает. Возможно, будет создан украинский экзархат Константинопольского Патриархата. Очень многое зависит от того, как поведут себя на объединяющем соборе раскольники — Киевский патриархат и УАПЦ. И еще большой вопрос, будет ли этот Собор. Это достаточно сложная вещь — объединиться. Потому что, если бы это было легко, то за 25 лет это уже бы произошло.

— А какая, по Вашему мнению, главная причина того, что это до сих пор не произошло?

— Причина в положении самих этих организаций. Появление самого так называемого Киевского патриархата было очень конфликтным, связанным с личными амбициями бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Ситуация в украинском Православии является заложницей амбиций этого человека.

— То есть, причина именно в персональных амбициях? Или и в том, что значительная часть украинских православных хочет иметь абсолютно независимую, прежде всего от Москвы, Церковь?

— Мы ориентируемся на людей церковных, которые переполняют наши православные храмы. Большая часть украинских православных являются членами канонической Украинской Православной Церкви.

— Но по опросам Центра Разумкова на протяжении последних лет все большая часть граждан причисляют себя к УПЦ КП. Уже сейчас таких больше, чем тех, кто относит себя к УПЦ МП.

— Если доверять этим опросам на протяжении последних, скажем, десяти лет, то мы вообще уже не должны были бы существовать. Но мы есть, и мы являемся самой большой Церковью в Украине. Результат таких опросов, в частности, зависит от того, как именно сформулировать вопрос. А реальность такова: зайдите в воскресенье в храмы Украинской Православной Церкви и храмы так называемого Киевского патриархата, и вы сразу увидите, где больше людей.

Можно сравнить и масштабы крестных ходов. Возьмем наш ход 27 июля, который возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий, и на который пришли люди по зову своих сердец, и тот ход, который происходил на следующий день, организованный государственными учреждениями по разнарядке, куда пришли не только православные, но и греко-католики и неверующие. И все же в нашем ходе принимали участие 250 тысяч людей, на другом — 60-65 тысяч. Мы живем во время больших мировоззренческих и геополитических сдвигов, и, к сожалению, мы стали даже не стороной, а объектом этих движений, а иногда даже жертвой.

— В любом случае, признания новой автокефальной церкви от вас не будет ни при каких обстоятельствах?

— Это незаконные и антиканоничные действия. Я знаю, что не только наша Церковь не признает этого, но и другие Поместные Православные Церкви.

— Какие именно? В интервью РБК-Украина «патриарх» Филарет заявил, что кроме РПЦ Украинскую Церковь, возможно, не признают еще Болгарская, Грузинская, Антиохийская, Сербская Церкви.

— Это его личная позиция. И откуда он может знать позицию других Православных Церквей, если с ним никто из Предстоятелей этих Церквей не общается? Ведь это раскольническое течение, я имею в виду «Киевский патриархат», не признает ни одна из Поместных Церквей.

— Наверное, с Константинополем как минимум есть общение.

— Прямого общения с Константинополем у Филарета нет. В отличие от нашей Церкви, которая имеет общение со всеми Поместными Церквями и получает информацию из первоисточников.

— И что говорят источники, кто еще не признает новую украинскую церковь?

— Я не хотел бы забегать вперед, но имею основания думать, что ни одна Церковь, кроме Константинопольской, не признает.

— Какие сейчас настроения в среде духовенства УПЦ? Активно распространяется информация, что десять архиереев УПЦ тоже обратились к Константинополю с просьбой о Томосе, а, по словам Филарета, до двух третей епископата могут перейти в новую церковь.

— О списке из десяти людей мы знаем из СМИ, и нам тоже об этом говорил при встрече в Стамбуле Патриарх Варфоломей. Но во время разговора с ним появилась другая цифра — восемь. Я знаю список этих людей. Из этого списка достоверными являются только два имени — те, которые это публично признали. Возможно, еще один человек — под вопросом. Насчет остальных — я не знаю, каким образом эти архиереи в этот список попали, кто их туда вписал. То есть «список десяти» — это фейк, чтобы создать впечатление, будто наши архиереи поддерживают создание новой церкви.

— То есть, Вы отрицаете наличие тенденций по поддержке автокефалии среди ваших архиереев?

— Безусловно, отрицаю. Каждый из них при хиротонии давал присягу быть верным канонической Церкви и не делать ничего без согласования с другими епископами.

— Но в случае получения Томоса новая церковь получит канонический статус, и туда можно будет свободно переходить. Так трактует ситуацию «патриарх» Филарет.

— А как может создаться каноническая структура неканоническим путем? Она априори будет неканонической. В начале ХХ века, после победы большевиков, атеистическое государство создавало свою квазицерковь, так называемую обновленческую церковь. Для своей легализации они начали общаться с Константинопольским Патриархатом. И тогда Константинополь начал легализировать обновленцев — то есть тех, с помощью которых СССР пытался уничтожить Православную Церковь.

Есть классическое высказывание митрополита Сергия: «Общение Константинопольского Патриархата с обновленцами может разве что Патриарха сделать обновленцем, а не обновленцев православными». Это является прямой параллелью с современными реалиями.

Я не знаю, почему на Фанаре забыли о других событиях 1920-х годов, когда турецкое руководство создавало Турецкую православную церковь, которая не была бы связана с греческим Православием. Учитывая ту боль, которую тогда чувствовала сама Константинопольская Церковь, она должна понимать последствия своих нынешних действий в Украине. Почему они об этом все забыли — я не знаю.

— Насколько вероятен разрыв молитвенного общения с Константинополем?

— Если действительно, не дай Бог, до такого дойдет дело, да. Но вся ответственность будет на Константинополе за его решение.

— То есть, решение внеочередного Синода РПЦ «о приостановлении поминовения Патриарха Константинопольского за богослужением РПЦ» можно трактовать как первый шаг к этому разрыву?

— Да.

— Можно ли будет говорить именно о «расколе» Православия или стоит применить другой термин?

— Эти действия могут привести к расколу украинского общества, и на ближайшие годы или на века надо будет отбросить мысли о единой Церкви — именно это нас сейчас волнует больше всего. Существование двух церковных юрисдикций разрежет тело нашего общества очень глубоко, и я не представляю, как потом его исцелять. Конечно, это приведет и к расколу во всем Православном мире.

К сожалению, от ереси и раскола никто не застрахован, если не жить соборно. В церковной истории бывали случаи, когда великие патриархи становились ересиархами и раскольниками. Церковь живет своей Полнотой. Епископат поступает не так, как хочет сам или имеет от кого-то задание, а чувствуя, чем живут люди. Люди для нас не электорат, как у политиков, у нас — народ Божий.

— Если Верховная рада примет закон, по которому УПЦ МП должна изменить свое название, вы выполните его?

— Подобные законодательные инициативы в народе уже окрестили антицерковными законами. Я считаю, что это антизаконно и, по сути, неправильно. Прихожанами нашей Церкви являются украинцы, граждане Украины, и их Церковь должна носить название Украинская Православная Церковь. Не надо искусственно делать миллионы собственных граждан чужими в собственной стране. Это к добру не приведет.

— И как вы будете действовать? Оспаривать в судах?

— Мы живем в демократической стране, где как минимум декларируется право на жизнь на основе законов. И мы будем использовать все законные методы. Также у нас есть документ, который называется «Основы социальной концепции УПЦ», согласно которому, в очень сложных ситуациях — я процитирую: «Церковь может обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению». Это крайняя мера, но она зафиксирована в нашей социальной концепции, утвержденной Собором архиереев.

— Разговоры о возможности каких-либо гражданских конфликтов постоянно звучат именно от представителей УПЦ МП и их сторонников, тогда как в КП подчеркивают, что все должно происходить мирно и спокойно, что все конфликты будут искусственно созданными и тому подобное. Почему так происходит?

— Вопрос не в риторике, а в жизни. Есть ли хоть один зафиксированный публичный призыв к агрессии от нашего священника? Нет. А о чем говорят представители КП? Филарет сам говорил, что если будет создана такая квазицерковь, то первым, чем они займутся — это захватом лавр.

Во-вторых, слова словами, а действия действиями. На протяжении последних четырех лет наша Церковь хоть один храм у кого-нибудь захватила? А посмотрите, что творят представители КП. За это время захвачено около 50 наших храмов, и это происходило даже с применением оружия. Что же будет, когда они получат государственную поддержку — поскольку создается именно государственная церковь?

— А что именно будет?

— Из наших источников нам известно, что Министерство культуры уже получило директиву готовить все документы для регистрации новой структуры. Также некоторые националистические группы получили указание 14 октября совершить провокации в Киево-Печерской и Почаевской лаврах.

Наши люди будут защищать свои храмы. Людей доводят до такой ситуации, что у них не остается другого выхода. Если нет надежды на законность, то не остается другого варианта, как защищаться самим. Но никто из нас не призывает к агрессии, мы лишь предупреждаем: люди, не дай Бог, не сделайте такой шаг, который может привести к конфликтам, и конфликтам серьезным. Вот это мы подчеркиваем.

— А какие именно националистические организации получили такие указания и от кого?

— Это закрытая информация, и я не хотел бы ее раскрывать.

— Лавры сейчас находятся в собственности государства, но в пользовании УПЦ МП, в связи с решениями властей. Если эти решения будут отменены, взамен Лавры передадут будущей церкви. Какие ваши действия в таком случае?

— Во-первых, мы будем молиться, чтобы этого не произошло. Последнюю точку во всех вопросах ставит Бог. Во-вторых, если у нас заберут эти Лавры, то кто там будет жить? У нас в одной Киево-Печерской лавре около 300 монахов, а насколько мне известно, если объединить монахов УАПЦ и КП, их не наберется и 200 человек.

— Вы не ожидаете большого перехода ваших приходов в ряды новой церкви?

— Я снова вернусь к началу ХХ века, когда большевики создали несколько обновленческих течений и передали им храмы. Но эти храмы стояли пустыми. Народ туда не ходил, зато ходил в церковь, которую тогда возглавлял Патриарх Тихон. Храмы «тихоновской» церкви были заполнены, а обновленческие стояли пустыми, потому что люди знают, где правда. Нельзя узаконивать грех ради каких-либо геополитических или национальных вопросов. Грех всегда остается грехом.

— Насколько позиция УПЦ МП во всех вопросах относительно автокефалии формируется здесь, в Киеве, и насколько она координируется с РПЦ?

— На основе наших канонов и устава Украинская Православная Церковь является самостоятельной в своем управлении. Как член Священного Синода могу сказать, что из Москвы не приходило ни одного указания ни по каким вопросам, будь то создание епархий, будь то избрание епископов и т.п. Мы пользуемся реальной даже не автономией, а фактически автокефалией, хоть юридически это и не зафиксировано.

— В российском информационном пространстве сейчас активно звучат заявления о том, что Вселенский Патриарх Варфоломей впал в ересь. Вы разделяете такую точку зрения?

— Такое заключение может дать только Вселенский Православный Собор, это — единственная инстанция.

— Патриарху Варфоломею также вменяют обвинение в «восточном папстве». Видит ли УПЦ угрозу создания своего рода восточного Святого Престола?

— Я могу судить об этом из открытых источников. На последнем собрании их епископства в Константинополе звучало нечто такое, чего Православная Церковь раньше не знала, в плане экклезиологии, то есть учения о Церкви. Вопрос первенства, папства в свое время стал причиной раскола христианства на западное и восточное. И Константинополь как раз защищал православное учение, по которому каждая Поместная Церковь является самостоятельной и равной. Такие тенденции начались не сейчас, а где-то с начала ХХ века. Но это очень сложный вопрос, его сначала надо обсудить на богословских форумах, а уже потом что-то решать.

— УПЦ будет отдельно обращаться в другие Поместные Церкви в случае издания Томоса об автокефалии?

— К нам уже звонят из других Православных Церквей. Первоиерархи сами интересуются ситуацией. Если уж так станет вопрос, если произойдет то, что не может состояться по правде Божией и по церковным правилам, то действительно будут официальные обращения. Но я подчеркиваю: Поместные Церкви достоверно знают из первоисточников, что здесь происходит.

— На внеочередном Синоде РПЦ предложили собрать Всеправославный Собор в связи с ситуацией вокруг автокефалии. Когда это может произойти?

— Трудно говорить о сроках. Однако вопрос является очень актуальным для всех Поместных Церквей, ведь если легализация раскола действительно состоится, это станет проблемой и для каждой Поместной Церкви, потому что у многих из них есть какие-то свои расколы. Пересмотр границ Поместных Церквей — очень опасный процесс. Сейчас эти границы устоялись, но некоторые области в свое время находились в других Церквях. Тогда какой-нибудь патриарх может сказать: если уже подвергли сомнению реальность, которая сейчас сложилась, то почему я не могу сделать то же самое в отношении какой-либо области, которая 500 лет назад принадлежала моему патриархату и ее надо вернуть? Это может привести к абсолютному хаосу во всем Православном мире.

— Тема автокефалии очень активно используется украинскими политиками. Президент Петр Порошенко сделал ее одной из главных в своей предвыборной кампании. Но, с другой стороны, к ней подключились представители «Оппозиционного блока», которые активно поддерживают позицию УПЦ МП, идут во главе крестного хода и прочее. Получается, что обе стороны используют эту историю в своих прагматических политических интересах?

— Видимо, такое желание есть, но Церковь всегда заявляла о своей нейтральности. Двери наших храмов открыты для всех, независимо от политических убеждений. И мы на наши крестные ходы официально приглашаем и президента, и премьер-министра, и председателя Верховной Рады. Кто-то из политиков является членом нашей Церкви, и не только по названию, ходит в храм, исповедуется и причащается, просто как верующий человек, а не как политик. И мы не можем ограничивать кого-либо по партийному признаку.

О двунадесятом празднике Церкви рассказали в лечебнице под Дивногорском

Краевой психоневрологический интернат № 2 в селе Овсянка 20 сентября посетил штатный священник Знаменского храма города Дивногорска иерей Алексий Руминас.

Отец Алексий совершил молебен для подопечных лечебницы и рассказал им о грядущем двунадесятом празднике Рождества Пресвятой Богородицы, сообщил сайт дивногорского Знаменского прихода.

Как отмечает социальный работник ПНИ, встречи со священником благотворно влияют на людей, находящихся на лечении. Пациенты всегда с радостью ждут новой возможности пообщаться с батюшкой, задать ему вопросы и вознести общую молитву.

Храм Новомучеников и исповедников ждет помощи красноярцев в создании приходской библиотеки

Делиться экземплярами духовной литературы всех неравнодушных призывает община верующих при храме Новомучеников и исповедников Российских города Красноярска (ул. Академгородок, 50г).

Помимо этого, приходская воскресная школа будет рада принять в дар новые книжные стеллажи, — сообщает на личной странице в социальной сети «ВКонтакте» настоятель храма Новомучеников и исповедников, штатный священник красноярского Покровского кафедрального собора иерей Максим Золотухин.

За подробной информацией обращаться по телефону: +7 903-986-74-95.