Последние публикации

7 января, 19.00. Рождественский фейерверк на о. Татышев г. Красноярска

7 января, в день Рождества Христова, на красноярском острове Татышев состоится праздничный фейерверк.

Начало в 19.00.

Напомним, что традиция рождественского салюта в Красноярске взяла начало в 2015 году.

6–7 января. Бесплатные автобусы для верующих красноярцев в Рождественскую ночь

В ночь на Рождество Христово, с 6 на 7 января, Департамент общественного транспорта города Красноярска организует бесплатное автобусное движение от храма Рождества Христова (ул. Щорса, 44а) и Успенского мужского монастыря (Лесная, 55а).

Напомним, что в Христорождественском храме праздничное богослужение возглавит Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Автобусы будут ходить по пяти маршрутам:

Маршрут № 1: Храм Рождества Христова – ул. Мичурина – пр. им. газеты «Красноярский рабочий» – ул. Тамбовская – ул. Шевченко – ул. Амурская – ул. Суворова – ул. Мичурина – ул. Павлова – ул. 60 лет Октября, 169а (МП «КПАТП №7»).

Маршрут № 2: Храм Рождества Христова – ул. Щорса – ул. Мичурина – ул. Московская – пр. им. газеты «Красноярский рабочий» – ул. Матросова – ул. Свердловская – пер. Кривоколенный – ул. 60 лет Октября, 169а (МП «КПАТП №7»).

Маршрут № 3: Храм Рождества Христова – ул. Щорса – ул. Мичурина – Октябрьский мост – ул. Авиаторов – ул. Партизана Железняка – ул. Аэровокзальная – ул. Взлётная – ул. 78 Добровольческой бригады – ул. 9 мая – пр. Комсомольский – ул. Краснодарская – пр. Металлургов – ул. Тельмана – ул. Воронова – ул. Гайдашовка – Енисейский тракт – мкрн. Солнечный.

Маршрут № 4: Храм Рождества Христова – ул. Щорса – ул. Мичурина – Октябрьский мост – ул. Партизана Железняка – ул. Белинского – ул. Ленина – ул. Железнодорожников – пр. Свободный – ул. Ладо Кецховели – ул. Копылова – ул. Высотная – ул. Тотмина – ул. Калинина, 84 (МП «КПАТП №5»).

Маршрут № 5: Свято-Успенский мужской  монастырь – ул. Лесная – пр. Свободный – ул. Лесопарковая – ул. Чернышева – ул. Гусарова – ул. Мирошниченко – ул. Е. Стасовой – ул. Высотная – ул. К. Армии – ул. Копылова – ул. Профсоюзов – пр. Мира – ул. Вейнбаума – Коммунальный мост – ул. Матросова – ул. 60 лет Октября,169а (МП КПАТП-7).

Ориентировочное время отправления: 02.30, — сообщили в пресс-службе городской администрации.

В послании Патриарху Варфоломею Предстоятель Русской Православной Церкви призвал его отказаться от участия в политической авантюре легализации раскола на Украине

Москва, 31 декабря. Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей направил в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла письмо, в котором известил о таких действиях Константинопольской Церкви, как принятие ею в общение неканонических сообществ Украины; «отмена действия» грамоты Патриарха Константинопольского Дионисия IV, передавшей Киевскую митрополию в юрисдикцию Московского Патриархата; проведение в Киеве «поместного собора» неканонических сообществ, принятых Константинополем в общение; об избрании ими «предстоятеля новой автокефальной церкви Украины»; о намерении в ближайшие дни предоставить новоучрежденному сообществу статус автокефальной Поместной Церкви. Как подчеркнул в ответном послании Предстоятель Русской Православной Церкви, он прочитал это письмо «с глубокой болью, недоумением и возмущением».

«Воссоединение раскольников с Церковью стало бы великой радостью как для православных Украины, так и для всего православного мира, если бы проходило в соответствии с предписаниями канонического права, в духе мира и любви Христовой, — напомнил Святейший Патриарх Кирилл. — Но нынешний политизированный процесс принудительного объединения далёк от норм и духа святых канонов. Ему сопутствует чудовищное нагромождение лжи, а теперь уже и насилие по отношению к подлинной Украинской Православной Церкви. А ведь это та самая Церковь миллионов украинских верующих, которую Вы признавали канонической все годы своего служения вплоть до последнего времени — теперь же делаете вид, словно её не существует, а есть лишь отдельные епархии, вернувшиеся под Ваш омофор».

«Ваши советчики уверяли Вас, будто епископат Украинской Православной Церкви готов поддержать политический проект киевских властей, будто значительная часть, десятки канонических епископов ждут лишь Вашего благословения, чтобы покинуть свою Церковь, — продолжил Его Святейшество. — Я предупреждал неоднократно, что Вас вводят в заблуждение. Теперь Вы можете убедиться в этом воочию».

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, на так называемом «поместном соборе», который созвал Константинопольский Патриарх, а возглавила тройка, состоявшая из его представителя, самозваного «патриарха» (теперь именуемого «почётным») Михаила Денисенко и светского главы украинского государства, присутствовали лишь двое из 90 епископов Украинской Православной Церкви. «То, что Вы называете «поместным собором», стало собранием раскольников под прикрытием имени Святой Константинопольской Церкви. Что это, как не легализация украинского раскола, которой Вы публично обещали не допустить?», — с такими словами обратился Предстоятель Русской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею.

Он упомянул о том, что своих решениях Константинопольский Патриарх ссылается на волю православного народа Украины, который будто бы просит о вмешательстве Константинополя. Но, как отмечается в ответном послании Патриарха Кирилла, именно воля подавляющего большинства духовенства и верующих, подлинно церковных людей Украины побудила епископат Украинской Православной Церкви не отвечать на приглашения Патриарха Варфоломея и отказаться от участия в так называемом «объединительном соборе» украинского раскола.

В этом послании Его Святейшество также касается затронутого Патриархом Варфоломеем вопроса о двух епископах Украинской Православной Церкви, которых Константинопольский Патриархат вопреки канонам принял в свою юрисдикцию, — это управлявший Винницкой епархией митрополит Симеон (Шостацкий) и митрополит Александр (Драбинко). Констатировав, что только один из этих иерархов был епархиальным архиереем, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил, что духовенство и паства его епархии не приняли действий митрополита Симеона. «После того, как митрополит Симеон был правомерно запрещён в священнослужении Синодом Украинской Православной Церкви, все монастыри Винницкой епархии и подавляющее большинство приходов вместе с их духовенством остались в подчинении нового канонического архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия, — отметил Его Святейшество. — В настоящее время местные власти оказывают давление на духовенство епархии, угрожают священникам расправой, но клирики, монашествующие и миряне не желают находиться в общении с архиереем, который предал их и Церковь». Что же касается митрополита Александра, также запрещённого в служении Синодом в Киеве, он имел в своём ведении единственный храм: в его общине возник конфликт, а духовенство храма в большинстве своём уклонилось от сослужения с отпавшим архиереем.

«Принципиальное решение архиереев Украинской Православной Церкви отказаться от участия в собранном Вами лжесоборе объясняется не мифическим «давлением Москвы», что в данных политических условиях было бы и невозможно, а единством архипастырей со своим духовенством и верующими, — свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл. — Такому единству не страшны ни грубое вмешательство властей Украины во внутрицерковную жизнь, ни многократно возросшее за последние месяцы государственное давление на Церковь. Его не упразднить единым росчерком пера».

Отвечая на предпринятую в письме Константинопольского Патриарха попытку пересмотреть смысл комплекса документов, подписанных в 1686 году его предшественником Патриархом Дионисием IV и Священным Синодом Константинопольской Церкви, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «О содержании этих исторических документов на протяжении сотен лет между нашими Церквами не было разногласий. А теперь Вы заявляете об «отмене действия» Патриаршей и Синодальной грамоты, поскольку «внешние условия изменились». Я предлагал Вам провести собеседования по данному вопросу с привлечением авторитетных историков, богословов и специалистов по церковно-каноническому праву. Вы отказались, сославшись на недостаток времени. Могу лишь выразить сожаление, что Ваши разрушительные для общецерковного единства решения так сильно зависят от «внешних», то есть от политических условий, о чём Вы не стесняетесь прямо сообщить».

Что же касается содержащихся в письме Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви очередных повторений весьма спорных утверждений о якобы принадлежащих его Церкви «исключительной ответственности предоставлять автокефалию» и рассматривать апелляции из других Поместных Церквей, согласно «духовному содержанию» 9 и 17 правил Халкидонского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ответном послании констатировал: «Предпринимаемая Вами трактовка будто бы принадлежащих Вам прав никогда не имела общецерковного признания. Против Вашего понимания апелляционных прав Константинопольского Престола свидетельствует целый ряд возражений авторитетных комментаторов церковного права».

В своем послании Предстоятель Русской Православной Церкви приводит слова выдающегося византийского канониста Иоанна Зонары: «Константинопольский [Патриарх] признается судьей не вообще над всеми митрополитами, но только над подчиненными ему. Ибо ни митрополиты Сирии, ни палестинские, ни финикийские, ни египетские не привлекаются помимо воли на его суд, но сирийские подлежат суждению Антиохийского Патриарха, палестинские — Иерусалимского, а египетские судятся Александрийским, которым они рукополагаются и которому подчинены».

Не признают такой привилегии за Константинопольским Патриархом и современные Поместные Православные Церкви, отмечает Святейший Патриарх Кирилл.

«Но присваивая себе незаконно такое право, в данном случае Вы даже не озаботились соблюдением существующих канонических норм, определяющих действия стороны, принимающей апелляцию», — продолжил Его Святейшество. Например, известно, что Михаил Денисенко продолжал своё служение после наложенных на него церковных прещений и отлучения от Церкви, чем лишил себя права подавать апелляции и, согласно базовым нормам канонического права, сам себя осудил. «Вы выразили своё согласие с низложением Денисенко, хотя к тому времени получили его первую апелляцию, — напомнил Святейший Патриарх Кирилл Предстоятелю Константинопольской Церкви. — В письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от 31 августа 1992 года Вы сообщили: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решённое о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей сестре-Церкви»».

«Кроме того, Священный Синод Константинопольской Церкви не принял во внимание многочисленные проблемы канонического преемства и морального облика «иерархов», принятых ею в общение, несмотря на то, что ранее Константинопольская Церковь признавала важность решения этих вопросов для уврачевания украинского раскола и получала по ним необходимую информацию в ходе переговоров делегаций наших Церквей», — указал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По его мнению, о том, с какой поспешностью и необдуманностью рассматривались апелляции украинских раскольников, свидетельствует тот факт, что решением Синода Константинопольской Церкви был «восстановлен» в епископском сане Макарий Малетич. В официальных Патриарших грамотах Патриарх Варфоломей именует его «бывшим митрополитом Львовским», и в качестве такового он присутствовал на так называемом «объединительном соборе». «Между тем, Макарий Малетич ушёл в раскол, будучи священником канонической Церкви, и никогда не имел канонического епископского рукоположения. Его «хиротония», равно как и «хиротонии» значительной части «епископата» так называемой «Украинской автокефальной православной церкви», принятой в общение Константинопольской Церковью, восходят через его предшественников к одному лишённому сана архиерею, совершившему эти акты вместе с самозванцем Виктором Чекалиным, бывшим диаконом Русской Православной Церкви, никогда не имевшим даже священнического рукоположения», — констатировал Патриарх Кирилл. Он подчеркнул, что принятие подобных лиц в общение с Церковью без рассмотрения указанных обстоятельств подрывает каноническое преемство хиротоний и приводит к тяжким, деструктивным последствиям для всего мирового Православия.

«Веками Русская Церковь была глубоко благодарна Святой Константинопольской Церкви за её вклад в созидание мирового Православия, её роль в христианском просвещении языческой Руси, за помощь в развитии традиций монашества и духовного образования, — засвидетельствовал Его Святейшество. — Ныне же наши верующие как на Украине, так и в других странах испытывают горькое разочарование в связи с тем, что историческая Церковь-Матерь не слышит их голосов. В Вашу резиденцию привозили сотни тысяч подписей верующих Украины в поддержку Украинской Православной Церкви и с просьбами не подрывать её единство. Украинская власть пыталась препятствовать доставке этих писем, а Вы проигнорировали их. И теперь Вы не хотите услышать голос Украинской Православной Церкви, которая стоит на пороге новых тяжких испытаний».

Святейший Владыка напомнил, что уже сейчас архипастырей и духовенство на Украине под надуманными предлогами вызывают на допросы, шантажируют, угрожают близким людям, проводят обыски в храмах и жилищах, оказывают давление на семьи и детей. На днях вступил в силу закон, цель которого — лишить Украинскую Православную Церковь её имени, чтобы под видом «добровольного перехода общин» провести насильственные захваты её храмов.

«Таким Вы видите объединение православных Украины?», — обращается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви.

«О планах Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине я говорил с Вами и наедине, и при немногих свидетелях, — продолжил Патриарх Кирилл. — Теперь же, когда эти планы в значительной степени реализованы, возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви. Поступая так, руководствуясь заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15-17)».

Его Святейшество отметил, что диптих Святейших Патриархов Константинопольских числит в себе десятки имён великих богословов, подвижников и учителей благочестия. Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл, Флавиан Исповедник, Иоанн IV Постник, Тарасий, Мефодий, Фотий и многие другие своим служением прославили Святейшую Константинопольскую Церковь. Но были и те, кто её позорили. «Не вписывайте своё доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя, как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II Матереубийца и Григорий III Мама. Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит Вас, а история сохранит память о Вас в числе тех святителей Константинопольского Престола, кто в труднейших политических условиях сумел не уронить достоинство Церкви и сохранить её единство», — пишет Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарху Варфоломею.

Он подчеркивает: «Если же Вы поступите в соответствии с намерениями, изложенными в Вашем письме, то Вы навсегда утратите возможность служить единению святых Божиих Церквей, перестанете быть Первым в православном мире, насчитывающем сотни миллионов верующих, а причинённые Вами страдания православных украинцев последуют за Вами на Страшный суд нелицеприятного Господа нашего и будут свидетельствовать перед Ним против Вас».

«Всем сердцем молюсь, чтобы этого не случилось. Ещё не поздно остановиться», — таким словами завершает свое послание Предстоятелю Константинопольской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пострадавшим при взрыве в Магнитогорске помощь оказывают при участии Церкви

31 декабря 2018 года епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий совершил Божественную литургию в домовом храме Магнитогорского епархиального управления в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. За Литургией архипастырь молился о пострадавших этим утром при взрыве газа в одном из многоквартирных домов Магнитогорска (Челябинская область).

По окончании богослужения владыка Иннокентий возглавил экстренное совещание священнослужителей Магнитогорской епархии. Создан епархиальный штаб помощи пострадавшим под председательством правящего архиерея. В него вошли настоятели всех храмов Магнитогорска. Епископ Иннокентий выехал на место трагедии, посетил штаб помощи пострадавшим в школе № 14. Здесь же находятся пострадавшие в результате трагедии и родственники (шесть человек), которые ждут, когда спасители проведут работы по извлечению людей из-под обломков здания.

Руководитель епархиального отдела по социальному служению протоиерей Сергий Резепов и благочинный Магнитогорского церковного округа протоиерей Феодор Сапрыкин выехали в СШ № 14 для оказания помощи тем, кого коснулась трагедия. Магнитогорская епархия предоставила МЧС России полевую кухню. Социальная служба епархии направила теплые вещи в школу. В городском штабе организовано дежурство священнослужителей, которые оказывают необходимую помощь пострадавшим и их родственникам. В числе волонтеров, помогающих в городском штабе, — жены священнослужителей, иподиакон правящего архиерея, прихожане городских храмов.

Во всех храмах Магнитогорска возносятся молитвы об упокоении погибших и выздоровлении пострадавших при обрушении дома.

31 декабря, в 6.00 по местному времени, в Магнитогорске произошел (по предварительной версии) взрыв бытового газа в девятиэтажном доме по пр. Карла Маркса, 164. По сообщению регионального МЧС, в результате взрыва обрушился один подъезд, произошло обрушение перекрытий с 3 по 10 этаж над аркой между 6 и 7 подъездами, повреждены 48 квартир. Есть погибшие. На 14.00 известно о судьбе 52 человек: из них четверо погибли, 16 эвакуировано, в том числе семь детей, госпитализированы четверо, включая двух детей, 28 человек вышли на связь с родственниками и оперативным штабом

Предстоятель Русской Церкви соболезнует жертвам магнитогорской трагедии

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате обрушения подъезда жилого многоэтажного дома в Магнитогорске (Челябинская область).

31 декабря 2018 года, в 6.00 по местному времени, в Магнитогорске произошел (по предварительной версии) взрыв бытового газа в девятиэтажном доме по пр. Карла Маркса, 164. По сообщению регионального МЧС, в результате взрыва обрушился один подъезд, произошло обрушение перекрытий с 3 по 10 этаж над аркой между 6 и 7 подъездами, повреждены 48 квартир. На 14.00 было известно о судьбе 52 человек: четверо из них погибли, 16 эвакуировано, в том числе семь детей, госпитализированы четверо, включая двух детей, 28 человек вышли на связь с родственниками и оперативным штабом. На место трагедии прибыли глава МЧС Евгений Зиничев и глава Минздрава Вероника Скворцова.

«Выражаю свои искренние соболезнования всем, кого затронуло это страшное несчастье. Молю Господа о том, чтобы Он ниспослал Свое благодатное утешение близким погибших и укрепил их духовно и телесно», — отмечается в обращении Его Святейшества к губернатору Челябинской области Б.А. Дубровскому.

«Надеюсь, что власти региона окажут всю необходимую поддержку семьям пострадавших и тем, кто потерял в результате произошедшей трагедии своих родных. Священнослужители и миряне Магнитогорской епархии Русской Православной Церкви, со своей стороны, готовы духовно помочь всем нуждающимся и разделить с ними тяготы и скорби непростого испытания», — заявил Святейший Патриарх Кирилл.

«Трагедия произошла в преддверии новогодне-рождественских торжеств, когда многие люди готовились встретить праздники дома, в кругу семьи и близких. Те, кого коснулась эта беда, сейчас особенно нуждаются в нашем внимании и заботе. С признательностью хотел бы отметить, что духовенство и миряне Магнитогорской епархии стремятся оказывать деятельную помощь пострадавшим и духовно поддерживает родственников погибших», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви в послании епископу Магнитогорскому и Верхнеуральскому Иннокентию.

«Возношу молитвы ко Господу, дабы Он вселил души усопших в селения небесные, идеже праведные упокояются, и ниспослал скорейшее исцеление всем раненым», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Православная неделя с 31 декабря по 6 января: Рождественский сочельник, преподобный Илия Муромец, праведный Иоанн Кронштадатский и святитель Петр Московский

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 31 декабря 2018 — 6 января 2019 года — седмица 32-я по Пятидесятнице.

1 января (19 декабря по ст.ст.). День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского (1188)

Доподлинно известно, что преподобный происходил из города был ро­дом из Му­ро­ма. Во взрослом возрасте он под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, где отошел ко Господу око­ло 1188 г.

 По преданию, когда мощи святого были обретены, то монахи обнаружили: Илия пребывал в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии, сло­жив пер­сты пра­вой ру­ки так, как при­ня­то и те­перь в Пра­во­слав­ной Церк­ви – три пер­вые пер­ста вме­сте, а два по­след­ние при­гнув к ла­до­ни. В пе­ри­од борь­бы со ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом этот факт из жи­тия свя­то­го слу­жил силь­ным до­ка­за­тель­ством в поль­зу трех­перст­но­го сло­же­ния.

Неко­то­рые из ис­то­ри­ков счи­та­ют, что пре­по­доб­ный Илия и бы­лин­ный бо­га­тырь Илия Му­ро­мец – од­но и то же ли­цо, однако, окончательно эта гипотеза пока еще не доказана.

2 января (20 декабря по ст.ст.). День памяти праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908).

Вся земная жизнь этого священника являлась ярким примером того, как человек может противостоять тому шаблону, который сформировался в обществе. Праведный Иоанн (1829–1908) показал, как христианин может без внешних протестов и бунтов активно восставать против привычного, но греховного порядка вещей.

В молодости святой мечтал стать миссионером и уехать проповедовать среди народов Сибири и Дальнего Востока. Однако его благословили служить в предместье Санкт-Петербурга Кронштадте. При первом же знакомстве с своей паствой отец Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньше трудов, нежели в далеких языческих странах.

Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, живших в жалких условиях.

Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.

Эти кронштадтские «босяки», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.

Для общецерковного почитания Иоанна Кронштадтского канонизируют в 1990 году.

3 января (21 декабря по ст.ст.). День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (1326)

Этому святому довелось нести архипастырское служение в нелегкое время татаро-монгольского ига на Руси.

Много трудностей испытал владыка Петр в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под иноземным игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Святой прославился многими трудами во благо Церкви; именно он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Святитель Петр пророчески предсказал будущее возвышение города как столицы всей России и освобождение русских земель от татарского ига. По его же благословению в Московском Кремле в августе 1326 года заложили знаменитый собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

6 января (24 декабря по ст.ст.). Навечерие Рождества Христова — Рождественский сочельник

Само слово «Сочельник» происходит, как полагают, от сочива (колива) — вареных зерен риса или пшеницы. Вкушать его положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Часть верующих после этого предпочитает воздерживаться от еды до первой вечерней звезды: эта традиция связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом она не предписана.

Однако все православные в этот день по-особенному готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Владимир Легойда: Важным пунктом повестки заседания Священного Синода стала ситуации на Украине

Москва, 28 декабря. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о решениях, принятых на последнем 2018 году заседании Священного Синода, состоявшемся сегодня под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве.

В.Р. Легойда подчеркнул, что одним из центральных пунктов повестки дня заседания Священного Синода было обсуждение ситуации на Украине.

Он подчеркнул, что Священный Синод в своем постановлении указал на «неканонический характер состоявшегося в Киеве 15 декабря 2018 года так называемого «Объединительного собора» в составе членов раскольнических групп под руководством представителя Константинопольского Патриарха митрополита Галльского Эммануила и Президента Украины П.А. Порошенко».

В.Р. Легойда отметил, что Священный Синод расценил вступление в силу дискриминационного Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях»», на основании которого светские политики намерены добиваться лишения Украинской Православной Церкви ее канонического и законного наименования, «как грубое нарушение принципа невмешательства государства во внутренние дела религиозных общин, закрепленного в Конституции Украины».

«В постановлении Священного Синода обращается внимание на «противоречие данного закона основополагающим международным документам о защите прав и свобод человека», — добавил он.

Как сообщил В.Р. Легойда, Синод Русской Церкви «обратился к Предстоятелям и Священным Синодам братских Поместных Православных Церквей с призывом поддержать митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, епископат, духовенство, монашествующих и верных чад Украинской Православной Церкви в связи с переживаемыми испытаниями, а также не признавать сообщество, учрежденное на так называемом «Объединительном соборе» 15 декабря 2018 года в Киеве, в качестве автокефальной Поместной Православной Церкви».

В.Р. Легойда сообщил также о создании Священным Синодом двух Патриарших экзархатов: в Западной Европе с центром в Париже и Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре.

«Главой Патриаршего Экзархата в Западной Европе с титулом «Корсунский и Западноевропейский» назначен епископ Богородский Иоанн, а главой Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии с титулом «Сингапурский и Юго-восточно-азиатский» архиепископ Солнечногорский Сергий, с временным оставлением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии», — сообщил В.Р. Легойда.

По словам В.Р. Легойды, Священный Синод также одобрил ряд документов, в том числе решения Высшего Церковного Совета, принятые во второй половине 2018 года, журналы Белорусского экзархата, Среднеазиатского Митрополичьего округа и Митрополичьего округа в Республике Казахстан, утвердил обновленный состав Издательского совета Русской Православной Церкви.

Синодом утверждены также ряд богослужебных текстов и акафистов.

В.Р. Легойда рассказал также об утверждении Священным Синодом новой редакции Регламента присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации».

По словам В.Р. Легойды, в новой редакции документа усовершенствованы процедуры предоставления и отзыва грифа, а также уточнены критерии к отбору периодических печатных изданий, подлежащих грифованию.

Итоги служения Главы Красноярской митрополии в 2018 году

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии представляет краткие итоги Архипастырского служения Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в уходящем году.

В 2018 году Его Высокопреосвященство совершил 249 богослужений, в том числе 5 освящений новых храмов: святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и великомученика целителя Пантелеимона в Назаровском районе (поселки Степной и Сахапта, соответственно), Воскресения Христова в поселке Подгорный ЗАТО города Железногорска, преподобного Илии Муромского в городе Красноярске и блаженной Таисии Египетской в поселке Манский.

Помимо этого, Митрополит Пантелеимон совершил освящение двух закладных камней будущих церквей: храма пророка Илии в селе Тесь Минусинского района и часовни Архистратига Михаила при войсковой части Росгвардии № 7486 (место дислокации — Красноярск).

Из других богослужений, совершенных правящим архиереем, особо выделим связанные с принесением в Красноярск ковчега с десницей святителя Спиридона Тримифунтского. Его Высокопреосвященство вместе с иерархами Красноярской митрополии возглавил встречу святыни в аэропорту «Красноярск», совершил молебное пение перед ковчегом у поклонного креста на месте возрождения Богородице-Рождественского собора и богослужение в Покровском кафедральном соборе.

Также в уходящем году Архипастырь освятил место под строительство поклонного креста у въезда в город Красноярск — на Дрокинской горе в Емельяновском районе. В интервью красноярским тележурналистам митрополит так объяснил смысл возведения монумента:

— Что будет призван символизировать крест? Прежде всего, это будет дань памяти первопроходцам Сибири. К какому они принадлежали вероисповеданию, с упованием на какие силы шли покорять этот край? Все они были православными, все верили в Господа.

Помимо этого, по уже сложившейся традиции, Владыка Пантелеимон возглавил молебен у памятника святителю Луке (Войно-Ясенецкому) в день Собора святых Красноярской митрополии и возглавил  два общегородских и детское молитвенные шествия в краевой столице.

В минувшем году Митрополит Пантелеимон совершил 6 священнических и 6 диаконских хиротоний и посетил с Архипастырскими визитами приходы всех шести благочиний Красноярской епархии, расположенных за пределами кафедрального града.

В уходящем году Глава Красноярской митрополии дважды сослужил за Божественной литургией Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу: 1 февраля — в московском храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Первоиерарха и 11 сентября —  в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Норильске, во время визита Его Святейшества в Норильскую епархию. А 23 марта Митрополит Пантелеимон вместе с Губернатором Красноярского края стал участником торжественного приема у Предстоятеля Русской Церкви. Также митрополит в качестве постоянного члена участвовал в работе комиссии Межсоборного присутствия по осуществлению соборности и по церковному управлению.

Вместе с первыми лицами края и города Владыка Пантелеимон  неизменно посещал важнейшие для всего края церковно-общественные мероприятия: XVIII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения, XXII Красноярский краевой Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности, III Международный гуманитарно-просветительский форум «Славянская душа» и XI церковно-общественную выставку «Сибирь Православная». Правящий архиерей регулярно становился участником важных событий жизни краевой столицы, будь то торжества в честь 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, празднование Дня семьи, любви и верности или мероприятие в память о жертвах политических репрессий.

Глава митрополии неизменно поддерживал проведение знаковых событий красноярской духовно-культурной жизни, таких как, например, презентация монографии «Архиерейский дом Красноярска: вехи истории (XIX–XX века)» или Международный фестиваль искусств в культурно-историческом центре «Успенский».

Его Высокопреосвященство в минувшем году неоднократно, на разных площадках и в различных форматах встречался с педагогами православных гимназий и заключенными, учащейся молодежью и сотрудниками МЧС, врачами и жителями сельской местности. С неизменной энергией и усердием Митрополит Пантелеимон участвовал в налаживании эффективного соработничества со светской системой образования, став участником Августовского педсовета и IV общественно-педагогической конференции в красноярском Архиерейском доме.

4–13 января. Богослужения архиерейским чином в дни празднования Рождества Христова и накануне

В дни празднования Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во всех храмах Красноярской епархии будут совершены праздничные богослужения. В городах Красноярске и Ачинске Рождественские богослужения возглавит Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

В день двунадесятого праздника Его Высокопреосвященство обратится к клиру и пастве Красноярской митрополии с Рождественским посланием.

4 января, пятница
Великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Царские часы.

6 января, воскресенье
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Божественная литургия.
Покровский кафедральный собор города Красноярска (ул. Сурикова, 26).
Начало в 8.00.

Всенощное бдение.
Покровский кафедральный собор (ул. Сурикова, 26).
Начало в 17.00.

Великое повечеря, утреня и Божественная литургия
Храм Рождества Христова  города Красноярска (ул. Щорса, 44а).
Начало в 22.30.

7 января, понедельник
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Великая Рождественская вечерня.
Храм Рождества Христова (ул. Щорса, 44а).
Начало в 17.00.

8 января, вторник
Собор Пресвятой Богородицы. Попразднство Рождества Христова.
Божественная литургия.
Благовещенский собор города Красноярска (ул. 9 Января, 30)
Начало в 9.00.

9 января, среда
Ап. первомч. и архидиакона Стефана.
Божественная литургия.
Казанский собор города Ачинска (ул. К. Маркса, 21).
Начало в 9.00.

13 января, воскресенье

Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом
Божественная литургия.
Храм праведного Иосифа Обручника и Святого Семейства (ул. Кутузова, 7).
Начало в 9.00.

Решением Священного Синода учреждена Минусинская епархия

В составе Красноярской митрополии образована пятая епархия — Минусинская, с выделением из состава Красноярской епархии.

Об этом стало известно по итогам заседания Священного Синода, состоявшегося 28 декабря в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Заслушав рапорт Главы Красноярской митрополии Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, Синод постановил в рамках продолжения работы по разукрупнению епархий Русской Православной Церкви образовать в административных границах города Минусинска, Ермаковского, Идринского, Каратузского, Краснотуранского, Курагинского, Минусинского и Шушенского районов Минусинскую епархию.

Правящему архиерею епархии усвоен титул «Минусинский и Курагинский». Новообразованную Минусинскую епархию определено включить в состав Красноярской митрополии.

Преосвященным Минусинским и Курагинским определено быть  епископу Енисейскому и Лесосибирскому Никанору, с освобождением его от управления Енисейской епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды. Временное управление Енисейской епархией поручено митрополиту Красноярскому и Ачинскому Пантелеимону.

С полным текстом журналов Синода можно ознакомиться по ссылке.