Последние публикации

Архипастырь: Благодаря заступничеству святого Георгия Русь жива и по сей день

6 мая, по окончании Божественной литургии в храме Новомучеников и исповедников Российских города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Христос Воскресе!

День Георгия Победоносца всегда приходится на период Пасхальных торжеств. И этот великомученик не зря занимает особое место в сонме святых Православной Церкви, да и других христианских Церквей. Воин, защитник правды, победитель дракона, которого местные жители считали божеством и отдавали ему на съедение своих детей. Но святой Георгий, преисполненный благодати Духа Святаго, сразился с чудовищем, и посланник диавола был побежден.

В некоторый момент Георгий Победоносец стал покровителем Московского царства, а затем — и всего русского воинства. И по сей день он изображен на гербе нашей столицы, города Москвы.

Русский народ, будучи, в массе своей, народом христианским, издревле занимался хлебопашеством и скотоводством и почитал святого Георгия еще и как покровителя животноводства. В этот день крестьяне выгоняли коров на первую траву, украшали их венками. Служились молебны, благословлялись луга и домашний скот. По милости Божией и благодаря заступничеству святого Георгия наша Русь, дорогие братья и сестры, жива и по сей день.

Сегодня мы совершали крестный ход, молились за этот храм, за наш город и всю нашу страну. Дай же Господь, чтобы во всех семьях в Красноярске, в Сибири, в России и на всем земном шаре были мир и любовь. И избавь нас Господи от всякой войны, но если будет необходимость защищать себя с оружием в руках, то молитвами святого Георгия да дарует Всевышний нашим воинам силы, отваги и милосердия к врагу.

Аминь.

Правящий архиерей совершил литургию в красноярском храме Новомучеников и исповедников

6 мая, в седмицу 2-ю по Пасхе, день памяти великомученика Георгия Победоносца (303), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель красноярского храма святого Иоанна Предтечи протоиерей Николай Ши-кэ-мин; настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских иерей Максим Золотухин, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятели и штатные священнослужители Енисейской епархии; клирики Покровского кафедрального собора и храма Новомученников и исповедников.

За Литургией пел хор храма Новомучеников и исповедников Российских.

За богослужением иерарх удостоил ряд клириков Енисейской епархии Патриарших и архиерейских наград. Напомним, что глава Красноярской митрополии митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон является временным управляющим Енисейской епархии в соответствии с решениями Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 2018 года (журнал № 112).

Права ношения наперсного креста с украшениями был удостоен председатель церковного суда Енисейской епархии, духовник епархии, штатный священник Иверского монастырского храма города Енисейска протоиерей Александр Постанчук.

Права ношения палицы были удостоены:

— Настоятель кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы города Енисейска протоиерей Сергий Лукашенко;

— Настоятель храма великомученика Георгия Победоносца поселка Мотыгино иерей Владимир Пузаков;

— Настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» села Чалбышево иерей Владимир Кунц;

— Настоятель Спасского храма поселка Северо-Енисейский иерей Сергий Романенко.

Архиерейской грамотой был награжден председатель Отдела по социальному служению и церковной благотворительности Енисейской епархии, настоятель кафедрального собора Воздвижения Креста Господня г. Лесосибирска протоиерей Андрей Чугунов.

По окончании Литургии Митрополит Пантелеимон возглавил крестный ход вокруг храма, совершил заупокойную литию в память о новомучениках и обратился к пастве со словом проповеди.

Православная неделя с 6 по 12 мая: Георгий Победоносец, Родительский день, память погибших в Великую Отечественную и Неделя жен-мироносиц

6–12 мая в 2019  году — вторая седмица (неделя) по Пасхе. В народе ее иногда называют «Фоминой», так как в открывающий ее воскресный день Церковь молитвенно вспоминала святого апостола Фому.

6 мая (23 апреля по ст.ст.). День памяти великомученика Георгия Победоносца (+303)

Этот святой — без преувеличения, один из самых почитаемых во всем христианском мире. Трудно перечислить все отображения Георгия Победоносца в геральдике, в скульптуре, в нумизматике и топонимике.

Потому и несколько странно то, что о великомученике Георгии известно не так много по-настоящему неоспоримых исторических фактов. Согласно византийскому житию, изложенному преподобным Симеоном Метафрастом, святой жил в III–IV веках на востоке Римской империи, на территории современной Турции.

Георгий происходил из богатой семьи, у него были все возможности построить успешную военную карьеру. Но, как повествуют агиографы, узнав о начале антихристианских гонений императора Диоклетиана, святой раздал всё имущество и открыто объявил о том, что верит во Христа. Его арестовали и подвергли недельным жестоким пыткам; лично Диоклетиан уговаривал Георгия отречься от веры — тот был непоколебим.

Согласно преданию, даже во время мучений и уже после самой мученической смерти, Георгий не прекращал совершать чудеса. Наиболее известен эпизод с чудом святого о змие — его явлением близ Берита (Бейрута в современном Ливане), где святой Георгий убил досаждавшее местным жителям животное.

7 мая (24 апреля по ст.ст.) — Радоница

Радоницей (в народе — Родительский день) — день всеобщего общецерковного поминовения усопших. Приходится она на вторник второй седмицы по Пасхе (на 9-й день после Светлого Христова Воскресения). В этот день верующие посещают кладбища, навещая места упокоения родственников (вопреки распространенному заблуждению, Церковь совершенно не приветствует делать это в день Пасхи).

Слово «Радоница» происходит от слова «радость». Чему же можно радоваться на кладбище? Каждый верующий знает, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Потому и уход близких из земной жизни вовсе не означает их абсолютной кончины: они предстали перед Господом и, как мы надеемся, готовятся к жизни вечной.

А помочь им в этом мы можем только молитвой, — не устают напоминать из года в год священнослужители. Оттого псевдотрадицонные «пиры» с распитием спиртного на могилах и другие причудливые суеверия, связанные с похоронами, с точки зрения Церкви, являются бессмысленными и откровенно вредными.

9 мая (26 апреля) — день памяти святителя Стефана, епископа Пермского (+1396)

Святитель Стефан, живший во второй половине XIV века, прославился, прежде всего, тем, что обратил в Православие коренных жителей Урала — «зырян» (с ХХ века этот народ в русской традиции принято именовать в соответствии с самоназванием — коми).

Уже сами по себе эти труды были непростыми: святой Стефан с нуля создал для коми алфавит, перевел на него с русского и греческого Святое Евангелие, жития святых и богослужебные тексты. Требовали они и личного мужества, упорства в диспутах с языческими жрецами. Однажды, как повествует предание, святой Стефан даже не побоялся войти в горящую избу и нырнуть в прорубь, чтобы засвидетельствовать зырянам силу православной веры. Его стараниями большая часть коми приняла Православие, а почти все языческие капища были разрушены. В 1383 году в Перми была учреждена архиерейская кафедра, первым епископом на которой стал сам Стефан.

Будучи нетерпимым к тем, кто продолжал тайно поклоняться идолам, святой до последних дней оставался добрым и заботливым пастырем. Епископ Стефан многократно хлопотал перед московским князем об уменьшении налогов для коми, их защите от воинственных соседей, не допуская при этом русификации коми и с уважением относясь к их языку и культуре.

Вне всякого сомнения, именно святителя Стефана Пермского следует считать продолжателем апостольского служения в истории Русской Церкви и основоположником отечественной традиции миссионерского служения.

Также 9 мая, в государственный праздник День Победы, определением Архиерейского Собора 1994 г. в Русской Православной Церкви установлено совершать особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, другими словами — всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

12 мая — Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Каждый из следующих за Пасхой Христовой воскресных дней по-своему раскрывает значение Воскресения Спасителя из мертвых. В Неделю (воскресенье) 3-ю по Пасхе Церковь прославляет подвиг святых Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа и первыми решились идти к Гробу Господню после Его распятия, чтобы по обычаю намазать тело Учителя благовониями, главным из которых было миро (отсюда название — мироносицы).

День святых жен-мироносиц иначе называют Православным женским днем. Он служит напоминанием о том, что христианство принесло в мир взгляд на мужчин и женщин как равных, подчеркнув, что и у тех, и у других одинаковые возможности для Спасения и обретения вечной жизни.

 

Владыка Пантелеимон: Апостол Фома верил в Бога всей душой, но хотел видеть правду своими глазами

5 мая, по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком соборе города Шарыпово, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

После ночного Пасхального богослужения мы с вами восемь дней совершали торжество Пасхи, встречаясь в храмах, причащаясь Святых Христовых Таин и всем сердцем восхваляя Господа нашего Иисуса Христа. И вот, вчера прошла суббота первой седмицы по Пасхе. А сегодняшний воскресный день носит название Антипасхи или Фоминой Недели.

Этот воскресный день дает ответ на вопрос: почему Господь совершил подвиг, почему Он пошел на такие страдания и воскрес? Какая польза роду человеческому от этого Божественного проявления любви через страдания, смерть и светлое Воскресение? Кому оно интересно, и важно, и что за этим стоит для людей?

Апостол Фома был среди других учеников Христа, и, наверное, он был более других ошеломлен тем, чем закончился приход Господа в этот мир — Его распятием. Еще более он был потрясен вестью о том, что Спаситель воскрес. Фома был, можно сказать, скептик, он сомневался в Воскресении. Но верил в Бога всей душой, но хотел видеть правду своими глазами, видеть, что Он — Спаситель мира.

И вот, другие апостолы сказали Фоме, что пока его не было, их Учитель воскрес. Но Фома ответил, что не может поверить в это, пока собственными глазами не увидит воскресшего Господа и не прикоснется к ранам Его. Тогда явился Господь ученикам своим и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). И тогда только апостол поверил в Воскресение Господня.

По духу своему Фома был близок ко многим современным людям, с которыми мы сейчас живем бок о бок. Они точно также захотели бы проверить истинность этого чуда. Ведь диавол, через ложь и словоблудие атеистических лженаук приучил людей сомневаться и думать, что правды и вовсе не существует. И когда Господь обратился к Фоме, сердце его дрогнуло. Он понял, что Господь — воскрес, что перед ним — Бог в человеческой плоти.

Фома понял, что не обманулся, а истинна — существует и она торжествует всегда, зло не может поглотить великую правду. И тогда Господь, увидев веру ученика, сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:29).

Невидевшие и уверовавшие — это мы. Потому что Господь воскрес, и это истинная правда, которая открывает верующим знания о жизни вечной, которая спасает нас.

Вспоминая сегодня это событие, мы, православные христиане, празднуем свою вечную жизнь. Принимая Святое Крещение, мы получаем защиту от диавола, принимает то, что являемся детьми Божиими. Да, мы согрешаем, порой. Человек слаб. Но Господь дал нам покаяние и очищение в Церкви, чтобы мы сохраняли свои души, свой путь в вечность. Страшен не ад, страшно, когда в сердце, в душе нет Бога. Ведь лишь верующим дан великий дар и великая обязанность передавать веру будущим поколениям и хранить Царство Божие здесь, на Земле, и наследовать его в вечной жизни.

И когда настанет час Страшного Суда, православные придут на этот суд с твердым знанием того, что получат прощение любящего нас Господа, и Спасение в жизни вечной! Аминь.

Христос Воскресе!

Правящий архиерей совершил Литургию на Антипасху в шарыповском Свято-Троицком соборе

5 мая, в Антипасху, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в соборе Святой Живоначальной Троицы города Шарыпово.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель красноярского храма святого Иоанна Предтечи протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный церквей Шарыповского округа, настоятель шарыповского Свято-Троицкого собора протоиерей Павел Фролов, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители красноярского Покровского кафедрального и шарыповского Свято-Троицкого соборов.

За Литургией пел хор шарыповского собора.

За малым входом штатный священнослужитель Свято-Троицкого прихода диакон Феодор Карабатов был удостоен права ношения двойного ораря.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

7 мая, 09.00. Литургия архиерейским чином в красноярском Свято-Троицком соборе

 

7 мая, в Седмицу 2-ю по Пасхе, день поминовения усопших, Радоницу, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в соборе Святой Живоначальной Троицы города Красноярска (ул. Игарская, 6).

Начало в 9.00.

6 мая, 8.00. Литургия архиерейским чином в храме Новомучеников и исповедников Российских г. Красноярска

6 мая, в седмицу 2-ю по Пасхе, день памяти великомученика Георгия Победоносца (303), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских (ул. Академгородок, 50г).

Начало в 8.00.

Митрополит Пантелеимон: Пасха — это утверждение вечной жизни

4 мая, по окончании Божественной литургии в Знаменском храме города Дивногорска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Дорогие братья и сестры!

Восемь дней после Воскресения Господа солнце не опускалось, а сияло на небе, тем самым, благословляя Пасхальный день — этот длинный, но в то же время краткий миг человеческой жизни.

Но не только в Пасху и в Светлую седмицу мы будем жить с Пасхальной радостью в сердце — мы будем жить с ней еще сорок дней. Потому что Пасха — это утверждение вечной жизни, это утверждение справедливости и правды. Чтобы никто из людей не думал, что на Земле нет правды, нет защиты от несправедливости. Но от Господа защита нисходит каждому человеку, кто обращается к Нему. Человеческие законы несовершенны, но, когда они опираются на Законы Божии — они справедливы, они отстаивают добро и мир.

Пасха Христова входит в нашу жизнь, чтобы и жизнь наша была достойна имени «христианин». Но для этого мы должны помнить Заповеди Господни, не забывать Господа, помнить, что вся наша жизнь — в ладони Его, и что Бог дал нам силу и право отстаивать свою жизнь, бороться за нее. Бороться с болезнями, несправедливостью; иметь смирение и терпение перед Богом, воспитывая будущие поколения в вере Христовой. Тогда жизнь на Земле не прекратится.

Но самое главное то, что для верующих открыта вечная жизнь, Царство Божие, которое начинается с нашей веры, с нашего сердца. Оно недоступно неверующим, оно недоступно всевозможным сектантам, которые имеют веру, но заблуждаются в ней. Оно открыто лишь тем, кто называет себя православным христианином, кто принимает Крещение, покоряясь тем самым воле Господа.

Сказано в Святом Евангелии: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37). Речь идет не только о плохих словах, сквернословии, но о том, когда мы отрекаемся от святынь, когда словом поддерживаем ложь и клевету, или сами клевещем. Когда не терпим и когда не молимся.

Молитва — это слово, которое оправдывает нас. Молитва к Господу Иисусу Христу. Молитва о добре, свете, тепле и вечной жизни. Аминь.

Христос Воскресе!

Владыка Пантелеимон совершил Литургию в дивногорском Знаменском храме

4 мая, в субботу Светлой седмицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Абалацкая) города Дивногорска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин; настоятель Знаменского храма иерей Димитрий Карнаухов; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и Знаменского храма.

За Литургией пел хор Знаменского прихода.

За богослужением архипастырь удостоил настоятеля дивногорского Знаменского храма иерея Димитрия Карнаухова и штатного священника прихода иерея Аркадия Власова, права ношения, соответственно, палицы и наперсного креста.

По окончании Литургии Митрополит Пантелеимон возглавил крестный ход вокруг Знаменской церкви и обратился к пастве со словом проповеди.

Храм на сорока шести «квадратах»

МАКСИМ РЫЧКОВ

Эта весна в Красноярске отмечена небывалым количеством споров о строительстве новых храмов. Люди, имеющие весьма поверхностное представление о церковной жизни, уверяют, что в краевой столице «и без того много церквей». Самозванные аналитики пытаются рассуждать о том, сколько храмов нужно «на самом деле» верующим, и где те, по их мнению, должны стоять.

 В действительности же, современный Красноярск является одним из наименее «храмонасыщенных» региональных центров в современной России. Из других городов-миллионеров нашей страны меньше церквей «на душу населения» в одном только Челябинске. Занимательна и другая статистическая выкладка: на 100 тысяч красноярцев приходится 33 ломбарда, 32 алкомаркета, 11 отделений микрофинансовых организаций и… лишь четыре храма. Действительно, так ли уж их «много»?

Да и из этих нескольких десятков церквей далеко не все представляют собой величественные и масштабные соборы. И сегодня многим общинам верующих приходится буквально ютиться в скромных и тесных помещениях, за пределы которых они уже давным-давно выросли.

Храм в форме буквы «Г»

Наверное, даже не каждый верующий красноярец знает о том, что при краевом госпитале ветеранов войн действует храм. Действительно, это не отдельно стоящее красивое здание, с блестящими позолоченными луковицами куполов и устроенной прилегающей территорией. Купол здесь есть, но только один — над крыльцом (его установили сравнительно недавно, в 2011-м). А сам храм святого Георгия — по сути, приспособленное помещение, притом не самое даже удачное: закуток коридора и небольшая комнатка общей площадью чуть больше 45 м2 . Человеку со стороны трудно и представить, как на этом тесном пространстве (да еще и в форме буквы «Г»!) люди умудрились создать православный храм. Но нет: здесь есть всё — и алтарная часть, и наос, и даже притвор с целой свечной лавкой.

Специфические обстоятельства обустройства храма Георгия Победоносца обусловили одну его, без преувеличения, уникальную особенность. Не так много можно сосчитать православных церквей, где алтарная часть устремлена не на восток, а на запад — но здесь по-иному спроектировать было никак нельзя.

— Когда я попал сюда первый раз уже как настоятель, то подумал, что это неправильно, что это можно как-то исправить. Но как мы ни планировали, как ни намечали — если делать «правильно», то либо наос исчезнет, либо в нем света не будет. Наверное, каждый новый человек в Георгиевском храме через это проходил, — смеясь, делится нынешний настоятель, председатель епархиального Миссионерского отдела иерей Андрей Дорогов

Храм маленький, но родной

Георгиевский храм начал свою работу в далеком уже 2001 году. Тогда, на рубеже двух веков, усилиями приснопоминаемого протоиерея Валерия Солдатова — председателя епархиального отдела по тюремному и социальному служению, — домовые храмы были открыты при почти каждой красноярской лечебнице.

Прошли годы, и судьба каждого из них сложилась по-своему. Где-то скромная молитвенная комната дала начало полноценному храму — великомученика и целителя Пантелеимона при городской больнице № 20, апостола Луки при Железнодорожной больнице или мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Краевой клинической больнице. Где-то — не все сложилось так благополучно. А в каких-то случаях, пусть и в силу объективных причин не удалось возвести сами стены церкви, получилось создать крепко спаянную, живую и полноценную приходскую общину. Георгиевский храм при Госпитале ветеранов — как раз тому пример.

Маленькое, скромное по размерам храмовое помещение может похвастаться совсем немалым костяком прихода: это почти 60 верующих. Кажется невероятным, что несколько десятков людей могут собраться на таком маленьком пространстве ради молитвенного общения — однако это действительно так. Причем ходят сюда отнюдь не жители близлежащего микрорайона: приходская «география» обширна и включает в себя едва ли не все районы краевого центра, от Солнечного и до улицы Кутузова.

Все, с кем мне довелось говорить при подготовке этого материала, в один голос утверждают: это неоспоримая заслуга преставившегося ко Господу 11 сентября 2018 года протоиерея Анатолия Нефедова. Способ сплочения прихода батюшка выбрал не самый обычный: паломнические поездки. Каждый год (а порой и несколько раз за год) он вместе со своей паствой ездил на богомолье к святыням в разные концы России, ближнее и дальнее зарубежье. Среди прихожан Георгиевского храма даже сама собой появилась интересная традиция — из каждой такой поездки они привозили иконы тех или иных угодников, освященных на их мощах. Святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Андрей Критский, праведный Иоанн Русский… про каждую из этих святынь, кажется, часами готова рассказывать вдова отца Анатолия Светлана, при жизни изо всех сил помогавшая нести ему нелегкий крест пастыря.

Незаметные большие труды

— Отец Анатолий был настоящим священником в том смысле, что никогда не принадлежал себе сам. Никогда и ни к чьим проблемам он не был равнодушным, каждого готов был утешить, каждому был готов помочь советом, — делится воспоминаниями матушка Светлана. Даже когда нам удавалось куда-нибудь выехать в отпуск, батюшка и там не переставал быть священником. Везде он старался за Литургией сослужить; даже, помню, как-то в Анапе уже и все местные священники по домам разошлись, а отец Анатолий всё уйти не мог: разговаривал с людьми, исповедовал.

Отец Анатолий стал священником в 2002 году. До этого еще несколько лет был послушником. Время было знаковое, переломное: в Красноярске, как и по всей России, строили новые храмы, возрождали старые. Батюшке и его супруге довелось внести свою лепту и в восстановление Благовещенского собора с Иоанно-Предтеченским храмом, и поучаствовать в создании церкви Архистратига Михаила. А потом — в 2007-м — началось их служение здесь.

Матушка Светлана убеждена: быть священником в больничном храме — совсем не то, что нести служение при храме обычном. В церкви Георгия Победоносца при Госпитале ветеранов и раскрылись в полной мере все качества отца Анатолия — и как пастыря, и как человека. Многие врачи долгое время не могли взять в толк: как так, при их больнице — и храм? Зачем? Однако своим терпением, добротой и кротостью батюшке удалось установить добрососедские отношения с персоналом. Некоторые доктора и медсестры в итоге стали если не прихожанами, то частыми «захожанами» больничной церкви; регулярно просят освятить их отделения и медицинское оборудование.

Протоиерею Анатолию Нефедову ничего не стоило «дежурить» буквально ночи напролет в своем небольшом храме: вдруг кто из больных пожелает исповедаться или причаститься? Вдруг вызовут? Как результат — и спустя годы многие пожилые люди со всего края стремятся попасть на лечение именно в Госпиталь ветеранов: знают, что здесь им окажут помощь не только медицинскую, но и духовную.

 Непостижимым образом отцу Анатолию удавалось несколько лет окормлять и еще два больничных храма: иконы Божией Матери «Скоропослушница» при Городской гинекологической больнице № 4 и Преображения Господня при Краевом онкологическом диспансере. Случай действительно уникальный: ведь обычно больничные храмы приписывают к соседним крупным храмам, а не к своему «собрату» при другой лечебнице, да еще и на противоположном конце города.

***

В этом году церкви при Госпитале ветеранов исполняется восемнадцать лет. Возраст, если так можно выразиться, совершеннолетия. И, как 18-летнему юноше или девушке порой не терпится переступить порог родительского дома навстречу взрослой жизни, так и приход Георгия Победоносца уже давно ждет переезда в отдельное полноценное храмовое здание.

Построить здесь «настоящий» храм было заветной мечтой протоиерея Анатолия Нефедова при жизни. И он сделал для этого всё от него зависящее (а, быть может, даже больше): добился создания архитектурного проекта, собрал все необходимые документы, получил все соответствующие разрешения от надзорных органов. Осталась лишь самая малость — взять да построить заветное здание.

Теперь эту работу предстоит продолжать настоятелю нынешнему — иерею Андрею Дорогову. Символично, что когда-то, на заре «нулевых» годов, этому батюшке — тогда еще совсем юному послушнику — приходилось именно в Госпитале ветеранов делать свои первые шаги в служении Господу. Тогда будущий настоятель обходил больничные палаты, поздравлял пациентов с праздниками, помогал священнику. Нынешняя «камерность» прихода, с одной стороны, создает ощущение домашнего уюта, но с другой — ставит серьезные преграды в развитии общины верующих, — признает отец Андрей.

Как на 46 м2 можно говорить о воскресной школе, молодежном клубе или полноценном сестричестве милосердия? Для всего этого нужно свободное место, а в нынешних условиях его не хватает катастрофически. Вопрос о строительстве новых храмов в наше время приобрел необычайную остроту. Однако разве это может перечеркнуть надежды одной большой и крепкой семьи прихожан Георгиевской церкви, уже почти два десятка лет молящихся о новом, просторном и прекрасном храме?..