Последние публикации

Выставка «Этапами веры»

На телеканале «Спас» рассказали о выставке «Этапами веры» в музейно-просветительском центре «Касьяновский дом».

 

Православная неделя с 28 октября по 3 ноября 2019 года: апостол и евангелист Лука, преподобный Иоанн Рыльский и святитель Афанасий Ковровский

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 28 октября — 3 ноября в 2019 году — двадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

28 (15 по старому стилю) октября. День памяти святителя Афанасия (Сакарова), епископа Ковровского

Святой Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии.

Лишившись отца в раннем детстве, Сергей воспитывался матерью, желавшей видеть сына монахом. С детских лет он часто посещал богослужения и полюбил молитву, научился вышивать церковные облачения.

В 1896–1902 годах юноша учился в Шуйском Духовном училище, где написал свое первое литургическое произведение — тропарь Божией Матери ради Ее чтимой Шуйской-Смоленской иконы. Затем он обучался во Владимирской семинарии и Московской Духовной академии, которую окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной».

12 октября 1912 года ректором академии епископом Феодором (Поздеевским) будущий святитель был пострижен в монашество с именем Афанасий в честь святителя Афанасия (Пателлария), Патриарха Константинопольского, и рукоположен сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха. Первым его послушанием стала преподавательская деятельность в Духовных семинариях Полтавы и Владимира.

В январе 1918 года святой Афанасий вошел в состав членов Поместного Собора Русской Православной Церкви, приняв активное участие в подготовке Соборных решений. В 1920 году он был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, а после его закрытия настоятелем монастыря в Боголюбове. 10 июля 1921 года состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

С этого момента начался крестный путь святителя. Он мужественно пас Христово стадо, обличая гонителей Церкви, обновленцев, соглашателей с безбожной властью. Святой Афанасий многократно арестовывался и долгие годы (почти 28 лет) провел в лагерях: в Зырянском крае, на Соловках, в Сибири, Архангельской области, везде сохраняя верность Христу и выполняя пастырский долг. В ссылке им был написан крупный литургический труд — «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви».

После освобождения в 1955 году святитель Афанасий продолжал работать на благо Церкви. К этому времени относятся его письма духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Эти письма имели широкое хождение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха. В 1956–1958 годах он возглавлял действовавшую при Патриархе Богослужебно-календарную комиссию.

Деятельность святителя связана с восстановлением празднования в Русской Церкви памяти Всех русских святых. Он отдал много сил работе по исправлению богослужебных текстов, составлению точного месяцеслова и общецерковного календаря, Богослужебных указаний. В последние годы жизни святой вел обширную переписку. Святитель Афанасий мирно отошел ко Господу 15 (28) октября 1962 года. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 2000 году причислил святителя Афанасия к лику святых в чине священноисповедника.

31 (18 по старому стилю) октября. День памяти апостола и евангелиста Луки

Святой апостол и евангелист Лука родился в Антиохии Сирийской. Он получил высокое и разностороннее греческое образование, был врачом и хорошо владел искусством живописи. Услышав о Христе, святой Лука прибыл в Палестину, где горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников он был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10:13). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус (Лк. 24:13–35).

Святой апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла и с тех пор был его постоянным спутником, разделяя с ним все трудности благовестнического подвига. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла (+ ок. 67) святой Лука покинул Рим и продолжил проповедь в Ахайи, Ливии, Египте и Фиваиде. В городе Фивы он мученически окончил земной путь на 85-м году жизни во время гонения Домициана.

Апостол Лука написал Святое Евангелие в 62-63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении Евангельской проповеди.

Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, повествующую о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Спасителя. Богословским предметом Книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое Христовой Церковью от Вознесения и Пятидесятницы до второго пришествия Христова.

По Преданию Святой Церкви, апостол Лука написал первые иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, при виде которых Пресвятая Богородица, благословляя образы, пророчески произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшагося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Апостол Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Иконографическим символом святого Евангелиста Луки является телец, жертвенное животное у древних евреев.

1 ноября (19 октября по старому стилю). Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского

Преподобный Иоанн Рыльский — великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец — ныне София).

Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как посуху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома.

Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней.

Там же вскоре поселился и его племянник — святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха.

Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные — рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного».

С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927–969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976–1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927–972).

Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых — 18 августа — он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми.

Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 году венгерский король Белла II (1174-1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу — Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.

В КИЦ «Успенский» открылась посвященная истории Енисейска выставка

24 октября, в рамках Сибирского исторического форума в выставочном зале Культурно-исторического центра «Успенский» состоялось торжественное открытие выставки «Енисейск. Перекресток сибирских дорог».

В экспозиции были представлены предметы из археологических раскопок самых ранних русских поселений на Енисее: Туруханского зимовья, Маковского, Енисейского, Красноярского и Саянского острогов, а также находки с территории Минусинской котловины. Все эти артефакты относятся к XVII — началу XVIII веков.

Мероприятие началось с выступления Сибирского мужского хора. После этого с приветственным словом к гостям обратилась директор «Успенского» Татьяна Веселина, которая вручила благодарственные письма партнерам выставки.

Затем слово было предоставлено члену Общественной палаты Красноярского края, заведующему отделом духовно-просветительской работы Центра, директору Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрею Бардакову.

— Чтобы строить будущее, мы должны понимать и знать прошлое. Нельзя решать проблемы современности, не понимая, каковы их корни. Что было раньше, каков был опыт, какие вопросы остались без ответа, а какие — уже были успешно решены в прошлом? Нужно уметь смотреть в прошлое трезвым взглядом и видеть в нем сегодняшнюю жизнь и призыв к тому, что нужно следовать тем высоким идеалам, которые есть в нашей истории и культуре, — сказал, в частности, Андрей Васильевич.

В оформлении выставочного пространства также будут использованы репродукции гравюр знаменитой Кунгурской летописи конца XVII в., рассказывающие о походе Ермака в Сибирь и первых русских поселениях за Уралом, положивших начало освоению территорий Енисейской Сибири.

Как сообщают организаторы выставки, среди предметов особое место занимают вещи-свидетели укрепления православной веры на берегах Енисейской Сибири. Это нательные кресты и части церковной утвари. Также будут представлены уникальные находки — вышитые золотой нитью двухсотлетние узоры одеяний священнослужителей, найденные во время раскопок в Енисейске.

После церемонии открытия для гостей выставки была проведена обзорная экскурсия и организован премьерный кинопоказ фильма «Археология Енисейска» с участием его автора — доцента кафедры журналистики и литературоведения Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, телеведущего программы «Вести. Красноярск», кинорежиссера Андрея Гришакова.

Выставка «Енисейск. Перекресток сибирских дорог» доступна для посещения ежедневно до 24 ноября с 10:00 до 19:00 по адресу: г. Красноярск, поселок Удачный, ул. Лесная 55а, строение 3.

Вход свободный.

Сосновоборский приход организует сбор зимней одежды для подопечных реабилитационного центра

Социальная служба Введенского храма города Сосновоборска принимает зимнюю обувь, варежки, носки и зимнюю верхнюю одежду для мужчин.

Как сообщает сайт vhram.ru, все собранные вещи будут переданы в реабилитационный центр при братстве трезвения «Неупиваемая Чаша» в деревне Малый Кускун.

Телефон для справок: +7 (913) 184-13-52 (Рузалия Можайская). Звонить с 9 до 17 часов.

5 ноября — 4 декабря. Выставка художника Ивана Старушкина в «Касьяновском доме»

5 ноября в стенах Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» (пр. Мира, 43) откроется выставка работ красноярского и абаканского художника Ивана Семеновича Старушкина (1935–1988) «Три секунды полета».

В экспозиции будут представлены более пятидесяти работ, сохраненных и предоставленных «Касьяновскому дому» сыном художника Андреем Ивановичем Старушкиным.

— Все в этом мире совершается по промыслу Божиему, и ничего случайного не бывает. И то, что именно в этом году, накануне 75-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне мы делаем эту выставку — это абсолютно правильно.

Мы хотим, чтобы на выставке в витринах были определенные вещи, создающие ту самую эпоху, и звучала музыка с пластинок. В конце каждой экскурсии мы будем показывать документальный фильм, над которым сейчас работаем, посвященный Ивану Старушкину и его эпохе. И я хочу, чтобы в этот фильм вошли небольшие фрагменты художественных фильмов о войне — тех, где она показана через судьбы ровесников художника, каким он был в годы Великой Отечественной, — рассказывает организатор выставки, историк Церкви и главный хранитель «Касьяновского дома», руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Геннадий Малашин.

Вход по записи. Телефон для записи +7(904)897-44-06.

Для справки.

Иван Семенович Старушкин (03.02.1935 — 27.11.1988) родился в с. Благодарном Семипалатинской обл. Казахстана. Служил в армии в Сталинграде, где погиб на войне его отец, там же работал на тракторном заводе. В 1957 г. окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, с 1978 г. –– член Союза художников СССР. С 1971 года проживал и трудился в Красноярске, с 1984 г. –– в Абакане. В 1970-х — 1980-х гг. работал в оформительских мастерских Худфонда, принимал участие в художественном оформлении помещений предприятий и организаций, музеев Красноярска, Минусинска и Абакана. Автор работ по дереву, графических серий «Из тылового детства», «Письма без ответа», «Память», «Старики», «Портреты музыкантов» («Музыка»). Участник областных, краевых, республиканских, всесоюзных и международной выставок. Диплом Всесоюзной выставки станковой графики (1987 г., за цикл «Письма без ответа»). Персональные выставки: «Тревоги и радости мира» (1988, Абакан), «Памяти художника И.С. Старушкина» (1989, Абакан, Красноярск).

«Корни и крона». Виктор Астафьев

Без малого двадцать лет назад в нашем крае можно было воочию увидеть живого классика русской литературы. Именно такой статус в глазах красноярцев получил Виктор Петрович Астафьев. А его «Царь-Рыба» стала образом колоссальной силы слова и искренности сибирского писателя. О нашем великом земляке – в новом выпуске проекта «Корни и крона».

Проект осуществляется при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».

О духовной безопасности рассказали будущим медикам и их преподавателям

Лекция «Духовная безопасность в современном мире» состоялась 23 октября в Красноярском медицинском техникуме.

Перед студентами и преподавателями выступил член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков.

Андрей Васильевич рассказал о традиционных религиях народов России, выделив особую роль Православия как стержневого фактора культурной самоидентификации русского народа. В ходе беседы были затронуты темы противодействия деструктивным псевдорелигиозным объединениям, ответов на глобальные информационные вызовы современности, возможных духовных оснований гармонично развивающейся личности

В завершение лектор ответил на вопросы аудитории.

Добавим, что встреча в медицинском техникуме стала частью цикла лекций по духовной безопасности, которые проходят в Архиерейском доме, Культурно-историческом центре «Успенский» и образовательных организациях города в рамках XXIV Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи».

Воспитанники ачинского Дома ребенка приняли Православие

Таинство Крещения детей-сирот в возрасте до полутора лет в учреждении совершил штатный священник Казанского собора города Ачинска протоиерей Александр Яблушевский, — сообщает сайт aksobor.ru.

Добавим, что Казанский собор и Дом ребенка сотрудничают на регулярной основе.

Войсковой священник принял участие в выборах казачьего атамана

19 октября состоялся отчетно-выборный круг Енисейского войскового казачьего общества. Общую молитву перед началом собрания возглавил войсковой священник ЕВКО, председатель отдела Красноярской митрополии по взаимодействию с казачеством, настоятель красноярского Пантелеимоновского больничного храма протоиерей Андрей Казанцев.

Главным решением круга стало переизбрание на новый 5-летний срок полномочий войскового атамана, генерал-лейтенанта казачьих войск Павла Артамонова. Также на собрании были переизбраны Совет атамана и Совет стариков ЕВКО, заслушаны отчеты главы войска и ревизионной комиссии, — информирует сайт yenisei-cossack.pravorg.ru.

Добавим, что, участниками события стали начальник Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Роман Баринов и представители органов власти региона.

Запрещен в служении клирик Красноярской епархии иерей Сергий Кутузов

Указом митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона № 59 от 24 октября 2019 года настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» поселка Памяти 13 Борцов иерей Сергий Кутузов запрещен в священнослужении без права преподания благословения и ношения наперсного креста, а так же совершения различных треб.

Действие запрета распространяется на период уголовного преследования в отношении Сергия Кутузова.