Проповеди

Глава Красноярской митрополии: Через осознание своего греха и страдания приходят к Богу

13 февраля, по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Что начинается сейчас в Церкви? Начало подготовки к Великому посту. Это начало размышления о том, что значит для нас, верующих людей, пост.

Неделя эта носит название мытаря и фарисея. Кто такой мытарь? Есть славянское слово «мытница» — место, где брали налоги с человека. Конечно, никто не любил мытарей, тем более когда они собирали налоги в пользу захватчика, например, императорского Рима, что взымал подати со Святой Земли. Все мытари считались предателями, как во время Великой Отечественной войны фашистские полицаи. Люди обходили стороной и презирали мытарей. А вот фарисеи — это были учителя, люди, которые толковали Писание, учили добру, мудрости, проповедовали. Но часто они слишком много налагали на людей: лишние посты, молитвы, ограничения в семейной жизни. И получилось, что слово «фарисей» стало означать «лицемер». Но всё равно фарисеев любили, потому что они учили слову Божиему. Тут лицемерить фарисеи не могли. Бога все боялись. И сегодня боимся. Иными словами Господь приводит притчу о добре и зле, которые живут в душах, сердцах и умах людей.

Единственный был храм на Земле в Иерусалиме. И единому Творцу и Богу нашему тогда молились в нём. Кроме иудеев, остальные вокруг были язычниками, поклонялись бесам, как святые отцы говорят. Когда приходили праздники в храм стремились все. И вот пришёл туда мытарь. Он сознавал, что грешник. Но мы с вами должны понимать, что порой человек трудится на самых непростых работах, например в морге. Почивших укладывают, убирают грязь после вскрытия, но при этом остаются людьми. Мы же их не прогоняем и приглашаем в храм. Мы не прогоняем тех, кто сидит на паперти и просит милостыню. Дверь не закрыта, потому что мы знаем: это люди, их надо беречь, понимать, что так сложилось, и молиться Богу за них. В храм приходят все. Так и мытарь, зная всю нелюбовь к себе, видимо, переживая, всё же нашёл в себе силы прийти и помолиться Господу. Он делал это у самого порога со словами «Боже, будь милостив». По-другому в молитве и не скажешь — когда осознаёшь грехи свои, ждёшь только милости от Господа и помощи. А фарисей привык к своему положению и даже иногда пытался и Бога, как бы, обмануть. Он говорил, что платит налоги на храм, что подаёт бедным. Он говорил это в своей молитве, хотя помнил завет: хочешь раздать милостыню, делай это тайно.

За этой картиной наблюдал Господь наш Иисус Христос. И увидев, какой глубины греха эти фарисеи, что считают себя достойными людьми, но при этом содержат притоны и тянут из людей деньги, Спаситель обратился на мытаря. Этот мытарь молился. Он, так же как палачи, приходил и просил прощения, потому что понимал, что совершает плохие или даже непростительные вещи. Он надеялся только на милость Божию. Разве сейчас нет таких людей? А наши женщины, которые имеют по восемь-девять абортов? Такие женщины лучше всех нас молятся, потому что не вернётся уже назад содеянное. Тогда в храме Господь сказал, что мытарь вышел более оправданным, осознавая перед Богом, что он нарушает его закон. Так, через осознание своего греха, через страдания и приходят к Богу.

Господь сказал, что мытарь, собирая налоги, зарабатывал себе на хлеб, ибо никто его просто так не давал. В наше время сейчас люди также ожесточились. Мы не проявляем милосердия друг к другу, не только окружающим, но в семье, к детям. Вера, которая живёт в наших сердцах, должна, наконец, обратиться в решение изменить свою жизнь, повернуться к ближним и к Богу. Этот мытарь просил у Господа не только прощения, но помощи, чтобы измениться. Он утаивал часть денег для себя. И считал, что поступает неправильно.

Вспомним, что приближается пост. Все мы его ждём: кто-то, почему-то, со страхом, кто-то равнодушно, хотя старается поститься, кто-то с радостью. Но важно понимать, что тут не в пище дело, а в душе нашей. Что внутри души нашей? Как мы дальше будем жить в страшно лукавом мире XXI века? С чем мы придём к Светлой Пасхе? И приблизимся ли к вечной жизни? Церковь тонко подводит нас к духовной работе над этими вопросами. Самое главное тут — это понимать себя и знать грехи свои. В следующее воскресенье будет проповедь о блудном сыне. Опять о том, как возвращаться к Богу, потеряв Бога. Потом мы вспомним об изгнании Адама из Рая, о Страшном суде. И так духовно подготовимся к Великому посту. Прийти к нему нужно спокойно, и, как учат святые отцы, даже с радостью. Попробуйте испытать себя в покаянии, в исповеди и изменении своей жизни. Никакого героизма не надо, братья и сестры. А надо веру свою открыть.

Не надо бояться ничего. Господь испытывает мир, потому что тот погряз в страшных грехах. Они хуже, чем убийства, хуже, чем аборт. Открываются настоящие врата ада на Земле. И только Церковь, верующие люди под руководством Господа нашего Иисуса Христа, перегораживают их, не дают хаосу поглотить мир. Молитву во спасение нужно возносить и дома, и в храмах, и, насколько хватит сил, исправлять своё лукавство перед Господом и ангелами.

Господь послал очень жёсткий призыв на весь мир: там прекратятся бедствия, где будет покаяние. И я верю, что Россия, весь наш русский народ это мужественно принимает и также твёрдо, не целиком, но большим числом, обратится к Господу. И такое страшное поветрие, как коронавирус, прекратится. Как только люди прекратят страшные грехи, окончится и страшное вразумление от Господа. И, ожидая и готовясь к Великому посту, попросим же Господа дать нам мужества пребывать в храмах, дома в молитве, чтобы всем до единого встретить Пасху радостными восклицаниями «Христос Воскресе!» и благодарить Бога за его любовь к каждому человеку.

Аминь.