6 марта, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие мои братья и сестры! Если кто-то скажет вам: «Мы не знаем, есть ли вечная жизнь, ещё никто не вернулся», вы можете смело сказать, что бессмертие существует. Церковь две тысячи лет со времён Господа нашего Иисуса Христа неубиваема. Меняются поколения. А души людей воскрешаются и воскресают от своих грехов, от своего зла и духовной смерти. Сегодня Прощёное воскресенье, сегодня мы просим у Бога прощения и друг у друга примирения. Так с давних времён, и сейчас ещё в некоторых семьях, дети ранним утром приходят к родителям и просят прощения. Родители же ждут детей с хлебом и солью и так же коленопреклонённо просят прощения у своих чад. Потом все вместе они отправляются в храмы, прославляют Господа, просят мира, а затем происходит торжественный, трогательный обычай, искреннее действо — прощение друг друга и «обретение», нахождение покаяния.
Ещё этот день — годовщина Адамового изгнания из Рая. Старшие поколения всегда ждали субботнего вечера, как вчера, чтобы услышать в церкви серьёзное пение, напоминающее о чём-то ответственном и важном, гимн «Седе Адам прямо Рая». Он плакал и говорил: «О Рай! О мой Рай!». Что случилось с человечеством вот в этот момент, когда закрыли врата Рая для Адама? Господь создал первого человека и поставил его быть не просто хозяином, а заботливым хранителем всего сущего, что Бог создал. Он дал ему право учувствовать в его божественной заботе об этом мире. Между Богом и человеком не было никакой стены, не было никакого разделения. Но говорящий змий соблазняет праматерь Еву, и тут же она соблазняет Адама, и нарушается заповедь о плоде, который нельзя вкушать. И они понимают, что совершили роковое, ничем не исправимое, неизгладимое преступление. Но каково им было встретиться теперь лицом к лицу с Создателем? Они прикрылись смоковными листьями. Они стали ссылаться друг на друга. И они создали вражду к Богу.
Говорящий змий — никто иной как диавол. И вот они оказались изгнаны. Но с этой злобой, грехом их дети, мы знаем их как Каина и Авеля, как знаем Адама и Еву, но их было больше, они все вдруг восприняли самое страшное — убийство. Каин убивает брата Авеля. И земля, непорочная, из которой мы созданы в святой частоте, отверзает уста и поглощает кровь. И так поступают все потомки Адама до потопа.
Человечество восприняло как неисправимую повинность, обязанность творить зло. И по сей день мы видим с вами насилие, злобу, убийства и войны, в том числе братоубийственные. Мы видим, как в некоторых семьях не ценится жизнь детей и стариков. Мы видим, как с ненавистью воспринимается имя Божие и стремятся многие и многие ко лживому наслаждению, которое убивает. Изгнание из Рая ознаменовало человеческую жизнь, наполненную грехами.
Сейчас мы уже не прикрываемся листьями, но обнажаемся до гола, потому что грех вдруг восприняли как некое достижение. Грех и извращения вновь поглощают тела и души людей, и мерзость восстаёт пред глазами Божиими. Но она не может пройти мимо. Бог это кино, этот театр хорошо смотрит. И пришло время, когда Господь вторую часть своего разговора с Адамом и Евой посылает нам через Евангелие, ту, где он осуждает их. Еву осуждает рождать в муках. И по сей день многие и многие женщины даже умирают. А сотни тысяч сегодня в XXI веке не могут выносить ребёнка, потому что слишком рано вкушают грех, как юноши, так и девушки. Потом они в тридцать пять лет приходят к докторам и начинают их обвинять, вместо того, чтоб обратиться к Богу. Мужчине же Бог сказал, что «будешь в поте лица своего питать род человеческий свой, а земля тебе будет рождать сорняки и тернии». И так мы видим. Но было ещё страшней до момента, когда Бог обратился к людям и Светлым Рождеством пришёл и создал лечебницу, школу — Церковь.
Только Церковь, а это верующие люди, разного возраста и пола, народ Божий, дети нового Адама, то есть Иисуса Христа, ответственна за то, что закон справедливости и чистоты, закон Божий, мы воспринимаем как указание для жизни. И из Церкви исходит свет, вочеловечение человечества. Церковь подаёт человеку мощь и силу восстановить образ Божий. Каин и Авель не могли. И дети Сима и Хама и Иафета не могли. Дети Христа — могут.
Бессмертие, которое Господь дал, в полной мере постигается верующим в Христа. И уже не смоковные листья должны прикрывать нас, а святой крест, вера, которая даёт право на покаяние и примирение с Господом.
Изгнание Адама завершилось Воскресением Иисуса Христа. И в Христе мы — новые. И завтра мы начнём с вами Великий пост. И, сколько есть сил, так и будем поститься. Никто не должен себя насиловать и терзать. Пост должен быть в радость. Но каждый должен заглянуть в свою душу и сказать Богу правду сам о себе. И самое главное дело — хотя бы вознести молитвы о соседях наших, о врагах наших. Некоторые святые даже молились о диаволе, так они любили творения Божии. А мы хотя бы молитвами своим попытаемся помочь миру, который пытается погрузиться в растление. Но назад ко временам Каина он не вернётся. Придёт Господь во второй раз. И это самое глубинное, самая великая скрытая надежда Церкви и глубокая вера, что это свершится.
Размышляя об аде, о Рае, мы всегда должны помнить, что меж ними существует покаяние, очищение и, как можем, исправляемся и каемся, и не оставляем крест Господень: и в падении греховном, и в падении материальном, и в таком как сегодня, когда возникло братоубийственное испытание.
Без Христа это было бы невозможно. Но со Христом мир придёт и восстановится. Самое же главное, чтоб он пришёл в наши души, сердца и «каинова печать» не коснулась нас, но коснулась печать святого мира в крещении и вечной жизни.
Аминь.