Проповеди, Служение

Митрополит Пантелеимон совершил Божественную литургию в день Святого Духа

В седмицу 1-ю по Пятидесятнице, день Святого Духа, 8 июня митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе Красноярска.

После богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:

— Мы сегодня завершили Пасхальный круг богослужений днём Святой Пятидесятницы и сегодняшним днём, который посвящён ипостаси Духа Святого и означает вечное пребывание Господа среди людей, вечное пребывание Божественной любви среди верующих и благословение земле, которая даёт плоды человеческому роду, чтобы люди питались, укрепляли свои силы, трудились и стремились к жизни вечной. Господь един, и мы поклоняемся единому Богу, в Троице прославляемому. Раскрывая Божественное Своё начало, Господь открывает три особых свойства, которые принадлежат только Его личности, могуществу и Его славе. Как Создатель, Творец, как любящий Отец всё, что он создал, сохраняет равновесие и ничто не погибает. Среди всех творений только человек — причина такой Божественной заботы, что Он приходит и воплощается от Пречистой Девы Марии и Духа Святого, чтобы пострадать, Воскреснуть и показать торжество жизни и победу над адом и диаволом. И наконец, Господь приходит невидимой силой, но она с нами всегда, она сохраняет нашу душу бессмертной, нашу жизнь бесконечной и открывает нам смысл бытия. Бог даёт человеку верующему, только верующему, творить суд над самим собой, своей совестью, своей верующей душой и защищать самого себя перед Господом Покаянием, очищением и обновлением жизни. Это доступно и даётся верующему человеку, пребывающему в лоне Святой Церкви. Духом Святым пастырь читает молитвы над нами и произносит простые слова, но они не имеют обратного действа: «Прощаю тебя и разрешаю от грехов твоих во имя Отца и Сына и Святого Духа». И Дух Святой приводит нас в церковь, открывает нам знания, которые никогда не были доступны человеку — знания Царства Божиего, знание правил спасения от греха и смерти и открывает путь в жизнь вечную.

Господь Духом Святым укрепляет человека и помогает пользоваться и жить земными достижениями и благословляет научные, материальные, семейные устремления. Он радуется и обогащает человека духовно, когда человек стремится своим трудом созидать и оставлять память. Как говорил отец Серафим Саровский, что Дух Святой благословляет человека итогами, результатами труда и скорбит, когда человек разрушает их пьянством, наркоманией, преступлениями, отречением от Бога. А главная цель — богатеть духовно, но достичь этого можно только с Господом Иисусом Христом, потому что Он обновил Адама, обновил каждого из нас. Дух Святой не дарит нам миллиарды и дворцы, это человеческое. Дух Святой даёт человеку веру и укрепляет, и когда человек приходит к Богу, то должен знать, что не будет Бог ему зарабатывать материальное, это забота самого человека. Бог будет тебя спасать, а Дух Святой присутствовать в твоей жизни. Поэтому веровать и быть в Духе, как призывает апостол Павел, значит, понимать, что земное никакой цены не имеет, что ложно земное, и лишь небесное ценно. А земное настолько необходимо человеку, насколько нужно для его телесных, земных дел — пища, одежда, дом, достижения. Но Спасение и всё богатство — в Царствии Божием, и каждый из нас стоит в каждую минуту перед его дверями. Поэтому мы не можем бояться смерти, старости и болезни, мы только бояться должны богатеть в грехе. Грех в любой форме уничтожает в человеке человеческое — совесть, дух, душу, веру, любовь, добро. Поэтому и даётся нам Покаяние, очищение и Причастие.

Мы благодарим сегодня Духа Святого и благодать Божию. Но мы не знаем, что такое благодать — говорим о ней, как о счастье. Но счастье в том, что человек встретил Бога и принял крещение в Духе Святом и стал христианином. Тогда благодать даёт земные плоды — достижения, плоды интеллекта; но даёт и горькие плоды греха, чтобы мы, познавая их вкус, стремились к спасению от греха. Этот день освещает землю, её плодородие и силу, раскрывает и обнажает ось жизни всего мира, объединяет тех, кто в загробном бытии, и кто стоит перед гробом. Мир бесплотных, движимый Духом Святым, устремляется человеку на помощь в Спасении и укреплении жизни. Каждый человек достоин такой божественной помощи.

Аминь.