30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, в красноярском Архиерейском доме состоялось торжественное открытие выставки в память «о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении». Почётным гостем открытия стал митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.
Открытие выставки освещали федеральные и региональные средства массовой информации, в частности телеканалы Россия 1, Спас, Енисей.
Осматривая выставку, Глава Красноярской митрополии рассказал о значении памяти о жертвах репрессий:
— Это невозможно забыть. Моему поколению и тем, кто немного моложе, очень чётко ясно, что происходило. Потому что жертвы этих репрессий, которые попадали под молот на наковальню, и те, кто эти репрессии творили, они нам знакомы. Мы слышали их рассказы. В советское время репрессии оправдывали. Но нет ни одной семьи, которая бы не умылась кровью после крушения царской России. Это был страшный период. Не сами репрессии, как таковые, но зло, с которым они воплощались, жестокость и невежество, они были самым страшным.
Репрессиям не может быть никакой положительной оценки. И то, что это зло пытались оправдать, обрядить в героизм, это делает репрессии схожими с тем, что творили на нашей земле фашисты. Весь советский период – это репрессии. И, чтобы не говорили их защитники, они сами себя обманывают. Страна не двигалась к прогрессу. Она остановилась и стала скатываться в недочеловеченость, самым страшным проявлением которого были репрессии. Были ещё и уничтожение памятников культуры и ценностей тысячелетней истории. Но при этом память о репрессиях должна быть не с осуждением кровопийц, что их творили, а с осуждением самого времени сумасшествия русского народа.
Сегодня как никогда важно про это помнить, потому что поднимаются силы, которые, как и век назад не понимают ценность нашей культуры и государственных устоев. И дурман от крови отцов и дедов ещё витает, и детей учит беспамятству. Хотя дети достойны знать эту историю и достойны дать ей свою оценку, чтобы жить в мире, процветании и благоденствии.
Этот день должен жить в веках, как День победы. Этот день — не призыв к мести. Это призыв к разуму и свету. Репрессии ничем не оправданы, и только через память прошлого Россия будет просвещённым, образованным и умеющим ценить жизнь человека государством. Человека надо ценить любого, что бы он ни делал, какое бы место не занимал. С таким принципом, я думаю, добро победит.
Познакомил посетителей выстави с экспозицией руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, церковный историк и главный хранитель музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин. Общаясь с журналистами, он отметил уникальность и ценность представленных на выставке материалов:
— Что здесь самое интересное? Здесь интересно всё. Мы постарались по крупице о каждом нюансе, о каждом пласте этой темы — православные жертвы политических репрессий — сказать хоть немного. Здесь есть впервые представленные документы, связанные с житием священномучеников, прославленных на нашей земле, Порфирия Фелонина, из бывшей Тасеевской волости, и Александра Поливанова, священника, который был убит, спущен под лёд в деревне Алтат нынешнего Назаровского района. О святителе Луке (Войно-Ясенецком) — целый раздел выставки, и среди тех документов, которые представлены, некоторые так или иначе уже входят в оборот историков, связанные со службой владыки Луки как хирурга-консультанта эвакогоспиталей Красноярского края, а вот документы, например, 1924 года, представлены на этой выставке впервые. Ведётся переписка между соответствующими органами о том, что надо вернуть владыку Луку из Ангарского района обратно в Енисейск. Почему? Из сострадания? Нет, основание иное — не хватает в Енисейске хороших хирургов и совершенно отсутствуют профессора, — рассказал, в частности, Геннадий Викторович.
Событие проходит в рамках XXVI Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи» и приурочено к 10-летию Красноярской митрополии. Выставка будет работать на втором этаже Архиерейского дома до 12 декабря. Посещение выставки возможно только с обязательным соблюдением превентивных мер: наличии сертификата о вакцинации или перенесённом заболевании (на бумажном носителе или QR-кода), защитной маски и перчаток, по предварительной записи для групп по телефону +7(391)211-82-69.
Организаторы выставки — Комиссия по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии Русской Православной Церкви, Дом дружбы народов Красноярского края и Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка» при поддержке Губернатора Красноярского края (в рамках государственной программы Красноярского края «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края»).
О выставке:
В 2010-х годах в Красноярской митрополии уже состоялись несколько таких экспозиционно-исследовательских проектов под названием «Этапами веры», и вот –– встреча с новыми материалами, экспонируемыми в тот день, когда вся полнота Русской Православной Церкви молитвенно вспоминает православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
В экспозиции представлены избранные материалы из фондов Государственного архива Красноярского края, архива Управления ФСБ России по Красноярскому краю, Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова и Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» — документы и фотографии, касающиеся политических репрессий за религиозные убеждения и веру, и отношениям Церкви и государства в разные периоды времени. Среди материалов выставки –– новые документы к житию подвижников веры и святых новомучеников Красноярского края, в частности, впервые представляемые материалы о священномучениках Александре Поливанове (†1919) и Порфирии Фелонине (†1919), о почитаемом на юге края подвижнике, архиепископе Минусинском и Усинском Димитрии (Вологодском) и других подвижниках. В экспозицию войдут новые материалы о ссылках и служении в годы Великой Отечественной войны на территории региона святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа и хирурга.
Среди подобранных устроителями выставки архивных документов –– материалы, раскрывающие непростые аспекты церковной жизни и положения Церкви в регионе в различные периоды ХХ века.
К 1920-м годам относятся документы, регламентирующие новые отношения Церкви и государства, когда начинались многочисленные ограничения церковной жизни и продолжились репрессии в отношении церковнослужителей и верующих. Среди них, например: «Отношение Красноярского окружного отдела народного образования о запрещении бывшему священнику Подставину заниматься репетиторством в г. Красноярске» (Ф.Р-137 Оп.3 Д.7.); документы Канской уездной Чрезвычайной комиссии о рассмотрении дела по обвинению Орлова Я.П. в предательстве большевиков, открытый лист на заключение Орлова Я. П. в концлагерь (Ф.Р-1743 Оп.1 Д.229);
1930-е годы – время ожесточённых репрессий и массового закрытия храмов (к 1941 году не действовал уже ни один из храмов Красноярского края). Несмотря на изменение положения Церкви, произошедшее в стране в годы Великой Отечественной войны, идеологический гнёт, преследования верующих и дискриминация их по религиозному принципу продолжались вплоть до периода празднования Тысячелетия Крещения Руси (1988 г.), когда Церковь в годы перестройки смогла вернуться в жизнь общества как полноправный социальный и духовный институт. Эти периоды также нашли отражение в материалах выставки. Например, в таких документах:
Цели и задачи выставки отражают взгляд Церкви на драматические события ХХ века. Об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл 30 октября 2017 г. на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби» в Москве: «Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок: ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь, а потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости, а осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал. …жертвы братоубийственной войны, голода, религиозных и сословных гонений — это не безликая масса, а абсолютно конкретные люди, это наши предки, которые живут в нашей памяти, фамилии которых мы продолжаем носить и имена которых помним или должны помнить в наших молитвах».