22 февраля исполнилось 200 лет со дня обретения мощей святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутского.
В Иркутской епархии к этому светлому празднику приурочено освящение часовни святителя Иннокентия в Свято-Вознесенском монастыре, проведение уроков в школах, посвященных первому иркутскому епископу. Областные музеи совместно с частными коллекционерами организовали выставку, рассказывающую о жизни святителя Иннокентия. Выпущены значки, календари, буклеты в память сибирского чудотворца.
Святителя Иннокентия любят и почитают не только в Иркутской епархии, но и как «всея Сибири чудотворца», в том числе и в Красноярске. В Свято-Троицком соборе г. Красноярска освящен придел в честь святителя Иннокентия, там же находится и икона с частицей его святых мощей. Есть подобная икона с мощами святого и в Свято-Благовещенском женском монастыре.
На поклон к святителю шли богомольцы со всех Сибирских городов, особенно после его прославления Церковью в 1804 г. Многочисленные случаи исцелений и чудесной помощи по молитвам святителя Иннокентия совершались не только по глубокой вере наших предков, но и продолжаются и в наши дни.
Паломники и ныне едут в Иркутск поклониться мощам Святителя, в первую очередь, в дни его памяти — 9 декабря и 22 февраля, чтобы принять участие в праздничных богослужениях в Свято-Знаменском монастыре, где сейчас находятся мощи святителя Иннокентия.
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ
Святитель Иннокентий, в миру Иоанн, родился около 1680 года в Малороссии в семье священника, происходившего из польского дворянского рода Кульчицких. После получения домашнего образования обучался в Киевской духовной академии. Приняв монашеский постриг, он был в 1710 году назначен преподавателем в московскую Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия.
В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай.
Без малого год добирался святитель до места назначения, но китайское правительство так и не пустило членов миссии через границу. «Духовной особе, великому господину», как именовался владыка Иннокентий в просьбе о разрешении на въезд, было отказано в визе на том основании, что в Поднебесной может быть только один «великий господин» — Император.
Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Чтобы не умереть с голоду, смиренный владыка наравне с прочими членами миссии занимался рыболовством, нанимался на работу к местным жителям. Сохранились иконы, писанные им для Троицкого Селенгинского монастыря в качестве платы за разрешение жить на монастырской даче.
В 1725 году владыка Иннокентий получил повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. В том же году скончался Петр I назначивший святителя главой Духовной Миссии в Китае. Со сменой власти изменилось и решение о назначении владыки Иннокентия в Пекин, вместо этого ему предписано было возглавить новообразованную Иркутскую епархию и быть самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским.
Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования с момента назначения в Китай до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы — монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство — подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.
Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.
Немногим более четырех лет окормлял владыка Иннокентий Иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. На теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим.
При жизни владыка не раз еще поражал современников своей духовной прозорливостью. Различные проявления на нем Божией благодати стяжали ему еще при жизни любовь и уважение паствы, а по кончине стали основанием к благоговейному почитанию его памяти.
В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, — говорил святитель, — должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, — засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.
Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года. Пречистое тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1764 году, во время ремонтных работ, тело святителя было обретено нетленным.
В декабре 1804 г., после обстоятельного расследования многочисленных случаев чудес по молитвам свт. Иннокентия и обследования его честных останков, которые за семьдесят лет совершенно не предались тлению, Святейший Синод принял решение о прославлении первого епископа иркутского в лике святых.
9 февраля (по старому стилю) мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую.
В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно, вплоть до 1920 года в Иркутске совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери.
В начале 1920 года власть в Иркутске перешла к большевикам. Начались аресты насельников Вознесенской обители.
В 1921 году безбожные власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования». Позднее, под усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении.
Долгое время мощи святителя считались безвозвратно утерянными. Лишь в 1990 году они были обнаружены в одном из подсобных помещений ярославской церкви святителя Николая, где располагались фонды местного музея. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного при вскрытии раки в 1921 году в Иркутске.
Мощи святителя были торжественно возвращены в Иркутск и помещены в Свято-Знаменском женском монастыре, где почивают по сей день, подавая помощь с верой и упованием просящих заступничества святителя Иннокентия.