Новости, Проповеди

«…и увидим правду Его» (Мих. 7:9). Слово Архиепископа Антония при освящении храма св. Матроны Московской в Канской детской воспитательной колонии в день Отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

— Великую благодарность, дорогие мои, приносим мы сегодня руководству этой воспитательной колонии и всем вам, вложившим свой труд в святое дело строительства новоосвященного храма! Подобные свершения важны, необходимы — как обществу в целом, так и самому человеку, ибо человек создан по Образу и Подобию Божию. К соответствию к сему он и должен стремиться. Пройдет жизнь эта, земная, временная и все мы предстанем перед судом неземным, в ожидании милосердия Вечного Судии. «Милостив и щедр Господь, долготерпелив и многомилостив», — говорит Священное Писание (Пс. 144:8). Но этого милосердия мы должны быть достойны, его должны мы заслужить своей жизнью и своими делами.

Время в истории человечества до Христа было временем ожидания Мессии в надежде на избавление от тьмы греха. Когда человек вслед за сатаной ушел от Бога, поддавшись грехам гордыни и превозношения перед Господом, то он попал в тенета лукавства и зла, в сети диавольской ненависти и противостояния человека человеку, в череду постоянных, страшных истребительных войн. Человечество впало в эту бездну греховности и отчуждения от чистой, настоящей, святой жизни. Но надежда на милосердие Божие не исчезала у праведных. Мир вечный и мир земной столь же далеки друг от друга, как и небесная твердь от земной тверди, но Господь послал на землю во спасение людей Сына Своего, Христа Спасителя, Мессию, о явлении которого и говорилось в Ветхом Завете. С тех пор человечество обрело путь к единению со своим Творцом.

Нелегок этот путь и долог. Никто из нас с вами, дорогие мои, никогда не сможет сказать, что вот, уже стал совершенно чистым духом, стал совершенным и абсолютно безгрешным. Евангелие говорит, что нет ни единого безгрешного человека на земле (Ин. 8: 7). Но, пребывая в сей смертной тени, грехами нашими отчуждающей нас от Бога, мы почерпаем силы в Священном Писании, почерпаем силы в слове Божием, которое дает нам надежду на прощение, которое дает нам возможность вернуться в состояние духовного, нравственного возвышения, с его множеством неисчислимых духовных возможностей, изначально дарованных каждому человеку.

Говорят, любая сфера науки, в которой подвизается человек на земле, бесконечна. Точно так же бесконечен и сам потенциал человеческой мысли, потенциал открытий в видимом мире, который нас окружает. И сама способность совершать эти бесконечные открытия также дана человеку Творцом, Творцом дано человеку постоянное стремление открывать новое. И в этом своем неустанном движении вперед человек не должен, конечно, ограничивать, но и превозносить не должен ни себя, ни свои открытия. Не себе и не своим успехам следует воздавать славу, а Источнику разума нашего, Источнику жизни, Источнику Света — Вечного, никогда не заходящего! Для этого Света, в конечном итоге, и сотворена была душа каждого человека.

Понятие «страха Божия» должно существовать не в смысле какого-то тотального страха, физического ужаса перед чем-то неведомым. Иметь страх Божий — это значит страшиться согрешить, страх сей означает боязнь греха и постоянное следование человека божественным заповедям. В каждом человеке должен быть страх Божий. От этого зависит вся твоя жизнь. «Оступился — восстань», — этому учит нас Святое Писание: «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Мих. 7:9); и читаем в Евангелии: «Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Оступился, совершил не должное, согрешил… — восстань же, приди в храм, помолись, исповедуйся в грехах, и отпустит тебе Господь прегрешение твое, и на душе твоей станет легко: «Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). И поймешь ты, каково жизненное предназначение твое и каждого человека. Много прекрасных и замечательных дорог в жизни. Но, выбирая между ними, достигая на одной из них затем преуспеяния, не надо забывать, что нельзя при этом ни на секунду предаваться страшному греху гордыни, отчуждения и забвения Бога.

Когда храмы порушили, то обнажили, оголили свои души, и стала беззащитной душа русского народа, который в беспамятстве своем поднял руку на Святая Святых. Сейчас Русь воистину возвращается к своим истокам — потому что именно Церковь есть основа тех государственных начал, тех моральных, духовных и культурных ценностей, без которых не выживет ни одно государство, ни один народ. Слава Богу, сейчас и все мы к ним возвращаемся. Строительство этого храма — тому свидетельство.

И я еще раз хочу принести слова благодарности тем, кто хоть малую лепту внес в возведение и благоустроение храма во имя блаженной Матроны Московской, — слова благодарности всем, кто понимает, как важно сейчас возвращаться к своим духовным истокам, к нормальному человеческому существованию. Многие из вас, дорогие мои дети и юноши, попали в эту колонию в результате каких-то жизненных ошибок, после того, как вольно или невольно нарушили закон Божий и закон человеческий. Но не нужно отчаиваться. Нужно, чтобы пребывание в этих стенах, то есть пребывание вне свободы, стало для вас школой — школой, в которой есть возможность и есть время обдумать, осмыслить еще раз эти, совершенные вами когда-то ошибки. Может быть, угнетает вас и мысль о том, что где-то несправедливо поступили с вами, мучает боль от встречи со злом, которое вы увидели, — ведь на проступок, который вы когда-то совершили, толкнули вас какие-то злые силы, злые люди, которые воспользовались вашим юным возрастом или ситуацией безысходности, в которой вы пребывали… И вам тогда показалось, что в жизни для того, чтобы получить какие-то блага, есть путь несложный и легкий. Сейчас вы уже осознали, что путь этот был ложным. И я хотел бы пожелать вам, чтобы вы, находясь здесь и посещая отныне сей храм, научились вмещать в себя силу духовную, дабы уметь в будущем противостоять злу. Надо суметь принять ту благодать Божью, которая через храм подается, и тем самым — в дальнейшем в жизни — утверждаться!

Вы еще все очень молоды. И в моей жизни было, например, когда я служил в армии, состояние некоторой «несвободы», когда ты самому себе не принадлежал, а должен был выполнять приказы вышестоящего начальства. Ну, что ж, надо — так надо! Такие минуты бывают в жизни любого человека. Для вас такие ограничения ваших действий и желаний, конечно, переживаемы во много болезненней — ибо они даны в наказание за жизненные ошибки. Но пройдут у вас эти несвободные годы, годы в неволе — как все проходит. И когда вы вернетесь обратно в общество, не становитесь на прежний путь, который привел вас сюда. Упаси Господь. И я вновь говорю: хотел бы, чтобы в этом помог вам сей храм.

И еще одно: никто не может лишить человека свободы внутренней. Человек создан Творцом свободным — это величайший дар Бога. Нельзя лишить человека свободы в выборе им своего дальнейшего жизненного пути. Человек часто оказывается на распутье: вот — путь зла, а вот — добра; выбирай: добро — или зло. Выбрал путь зла — и покатишься вниз, а вниз можно катиться бесконечно, нет предела, и дна нет в этом падении в бездну. Выбрал добро — и будет свет в твоей душе, и будешь утверждаться в этой жизни во благо свое и во благо близких, во благо твоей будущей семьи, во благо будущих твоих детей, во благо нашего великого русского народа. Утверждайся в добром. А для того, чтобы все это было, для того, чтобы правильно направить свою свободную волю, — для этого и существует храм, существуют те духовно-нравственные ценности, которые в нем вам будут преподаны.

Я от всей души вас поздравляю с этим удивительным днем, с этим праздником. Желаю вам терпения и смирения. Повторюсь, в жизни часто приходится смиряться, да и через себя иногда, как говорится, следует переступить, через свои сиюминутные желания. Да, вам сейчас тяжело, трудно. Но вот смотрю я на вас и вижу, что рядом с вами работают заботливые, думающие о вас старшие люди: на вас красивая форма, у вас хорошее питание, для вас организованы и учеба, и досуг. Вам не приходится заботиться сейчас о хлебе насущном, а ваш внутренний мир, его гармония — зависят, прежде всего, от вас самих, от того, какими вы готовы будете войти в свою будущую жизнь. Дорожите же заботой о вас со стороны старших, которая проявилась особенно и в устроении этого храма. Если есть храм в твоей жизни — значит, есть и надежда, есть будущее, есть в этом грядущем хорошее, светлое, прекрасное. Построение храмов на русской земле в немалой мере будет помогать тому, чтобы наша молодежь не подпадала под влияние зла и насилия, не была отчуждена от тех моральных установлений, которые необходимы в нашей жизни. Оттого и вам, мои дорогие, предстоит обновиться в душе своей подобно этому новому храму, родившемуся рядом с вами. И будет все в вашей жизни, если вы будете с Богом. Если же почувствуете, что слабы еще в этом движении, — то придете к Творцу заступничеством святых, которым будете молиться в этом храме, придете через блаженную Матрону — святую, которую чтит вся Россия и которой посвящен ныне и этот храм.

Поздравляю вас и желаю вам доброго здравия, благополучия и счастья в той новой жизни, которую вы будете созидать, в жизни честной, хорошей, доброй, — и тем утверждаться для блага нашей великой России, чтобы все свои силы потом отдавать к счастию близких своих и других людей, нас окружающих.

Да будет так. Аминь.