Проведение в Красноярске под патронажем Красноярской епархии молодежного музыкального фестиваля «Погляди на Небо» вызвало широкие отклики средств массовой информации. Диапазон электронных и газетных публикаций на эту тему в местной прессе оказался огромен: от ернических и откровенно недоброжелательных циничных «реплик», смакующих это никак не укладывающееся в голове их авторов «неординарное событие», – до серьезных аналитических статей и комментариев, ставящих перед автором и перед читателем (слушателем, зрителем) вопрос о том, что есть духовная миссия Церкви в 21 веке. Эти авторы размышляют о взаимоотношениях Церкви – и всего многополярного и многомерного российского общества, делятся своими раздумьями о мере ответственности ведущей конфессии страны за судьбу молодого поколения. Думается, что уже появление таких, пусть и спорных порой, подчас дискуссионных, но профессионально состоятельных материалов – есть один из общественно значимых положительных результатов решения о проведении и о духовной поддержке Красноярской епархией фестиваля, к тому же это – результат, опередивший само событие.
Церковь с уважением относится к труду журналистов, признанных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в сложных реалиях начала третьего тысячелетия от Р.Х. При этом средства массовой информации вольно или невольно, осознанно или неосознанно, но формируют общественное мнение, влияют на общественное сознание, в большой мере определяют и векторы духовного (или – бездуховного) развития общества. С учетом этой особенности современных масс-медиа, полагаем, что общество, важной и общепризнанной частью которого является вся полнота Русской Православной Церкви, вправе ожидать от своих сограждан, работающих в СМИ, что при информировании нас о тех или иных событиях общественной и культурной жизни они будут основываться не только на составляющей суть их профессии твердой приверженности правде, но и на выполнении, в меру сил и возможностей, своего гражданского долга: заботе о нравственном состоянии личности и общества – вне зависимости от личной конфессиональной принадлежности, возраста, музыкальных, художественных, литературных или иных культурных пристрастий и интересов журналиста.
В связи с этим не может не вызывать удивление стремление некоторых, зачастую — молодых и, следовательно, достаточно хорошо ориентирующихся в направлениях музыкальной молодежной культуры журналистов г. Красноярска, снабдить выступающие на фестивале «Погляди на Небо» рок-группы ярлыком не меньше и не больше как – «сатанистских». Этот, рассчитанный на обычного, далекого от проблем молодежной культуры человека прием порой «подкрепляется» спонтанными интервью, в спешке взятыми у сосредоточенных на «борьбе» с масонством, мировым злом, ИНН и прочими «вселенскими ужасами» людей, полномочно представляющих, якобы, мнение православных обществ, союзов, «епархиальных центров» и пр. Делается это, на наш взгляд, в поисках ложных, но громких сенсаций, ради сообщения о желанном, видимо, для авторов таких «репортажей» «роковом расколе», произошедшем, якобы, «среди верующих епархии в преддверии фестиваля». Стоит заметить, что по-настоящему воцерковленные, православные люди в случае возникновения у них каких-то вопросов, сомнений, недоумений по поводу событий церковной и епархиальной жизни, первым делом обратятся не к журналистам близлежащих телекомпаний с «протестами» и «заявлениями», а придут с просьбой о совете к своему духовнику — или просто к любому батюшке в храме, к приходу которого они принадлежат. Насколько нам известно, ожидаемой некоторыми журналистами «лавины» подобных обращений по поводу предстоящего фестиваля так и не наблюдается: в благословленной епархиальным священноначалием культурной акции православные прихожане ни малейшего повода для «раскола» до сих пор не обнаружили.
Откровенно говоря, представляется не слишком профессиональным и не слишком этичным проявленное рядом журналистов Красноярска желание «раскопать» некий «компромат», найти какой-то «криминал» в репертуаре и в истории команд, участвующих в фестивале. Показателен в этом смысле один из представленных красноярцам новостных телесюжетов (причем — далеко не самых одиозный). Его авторы, ничтоже сумняшеся, в закадровом тексте признаются, что очень хотели в ходе знакомства с одной из красноярских рок-групп снять что-нибудь «этакое», позволяющее доказать, что песни – сатанинские, а исполнители – немытые, нечесаные и «обкуренные», однако – при всем желании – у них «этого, как видите, не получилось». И – вслед за этим телевизионщиками для достижения нужного эффекта используются другие методы, более тонкие и для неискушенного зрителя не столь явные. Старательно делается акцент на кадрах спуска съемочной группы в «преисподнюю» — сиречь в репетиционный зал, расположенный то ли в цокольном этаже, то ли в подвале (очень чистый, кстати, и лишенный всяческих ожидаемых авторами сюжета «ужасов). Используется и параллельный монтаж — «встык» монтируется разностильный музыкальный и видео- ряд: исполнение рок-композиции и … песнопений за Божественной Литургией (и как только такая мысль пришла в голову – кощунственно использовать для доказательства своей «авторской мысли» кадры Таинства Причастия?..) Становится неловко. Не только в связи с нелояльностью, проявленной журналистами по отношению к «чужим богам», но и от неуклюжих попыток дискредитировать молодежные музыкальные группы, «без вины виноватые» в данном случае только в желании сотрудничать с Православной Церковью.
Да, конечно же, и современная молодежь, и современная молодежная музыкальная культура – предмет многих споров и дискуссий. Да, молодежная субкультура — явление сложное, противоречивое, спорное и для большей части старшего поколения – не очень-то понятное. Но корректно ли, профессионально ли априори представлять героев своих материалов, в данном случае – всех без исключения рок-музыкантов, чуть ли не худшей частью современной молодежи, одурманенной, к тому же, наркотиками, алкоголем, как людей развращенных, опустившихся и бездуховных? Может быть, авторам стоило бы вспомнить, что изначально молодежная рок-культура возникла в связи со стихийными социально–политическими движениями протеста в среде западной молодежи против жестокого и антигуманного отношения к человеческой личности в современном, отступившем от Христа-Спасителя, секуляризованном мире? И, может быть, стоило бы не ограничиваться одним, случайно взятым у случайного молодого человека, «равнодушного к любой религии», «показательным и красноречивым» блиц-интервью, а попытаться увидеть сам смысл уже не первый год происходящего – и в Москве, и в Петербурге, и за Уралом, и у нас в Красноярске – процесса? Поразмышлять – о зафиксированной и социологами, и богословами тенденции: в поисках идеалов, в поисках ответа на столь важный для молодежи во все времена вопрос о смысле жизни российская молодежь, в том числе и увлекающаяся различными направлениями современной музыки, все чаще и настойчивее обращается за ответами — к Православной Церкви. А к кому еще они могут придти с этим вопросом в нашем обескровленном тотальной бездуховностью и всеобщим циничным прагматизмом мире?..
В проведении 20 сентября текущего года фестиваля «Погляди на Небо»– как бы ни старались порой отдельные «комментаторы» доказать обратное – нет и никакой политической подоплеки: Церковь ставит перед собой не политические, а духовные задачи, решает не «коммерческие вопросы», а проблемы духовного состояния общества: «кесарю – кесарево, а Богу – Богово».
Вряд ли можно серьезно воспринять и настойчиво звучащие в отдельных «независимых» СМИ стереотипные «суждения» о том, что идет, дескать, некий «передел сфер влияния», «борьба за паству». Молодежный рок-фестиваль «Погляди на Небо» (как и другие, традиционные теперь уже, снискавшие авторитет и признание красноярские молодежные музыкальные духовные фестивали) — это миссия Церкви, это (говоря понятным даже прагматичным и далеким от поисков духовности людям языком) – «работа» Церкви, ее призвание, начавшееся две тысячи лет назад, когда Христос сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28), когда прозвучало из уст Спасителя сказанное всему человечеству: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14: 6). Точно так же Церковь каждодневно приходит в кадетские корпуса и в обычные школы, в тюрьмы и в приюты, к здоровым, успешным и молодым, к больным, старым, немощным и убогим… Только вот об этой части миссии Церкви, социального ее служения некоторые красноярские СМИ говорят не слишком часто и не слишком охотно – ибо не находят здесь хотя бы вымороченного повода для «сенсации»…
Гораздо проще попытаться провести параллель между молодежным праздником (уже ознаменовавшимся в ходе его подготовки ясно и публично высказанным желанием ряда будущих участников и зрителей принять Таинство Св. Крещения) – и фактом проведения общегородского карнавала в день поминовения усопших в Троицкую родительскую субботу, понимания в церковных кругах не вызвавшим. Ради того, чтобы такое, якобы, «открытие» обосновать, все средства хороши: можно и нужно объявить на весь край, что «небожеское», якобы, действо Церковь проводит аккурат «20 сентября, в день, когда православные празднуют рождение Марии». Специально для авторов этого открытия даем справку: двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы православные празднуют 21 сентября. И поэтому мы полагаем, что многие из организаторов и участников фестиваля на следующий день после его проведения придут с утра в храмы Божии – придут причаститься, исповедовавшись пред тем, Святых Даров, придут помолиться за близких и дальних, в том числе и за людей, не ведающих порой «что творят» — или что говорят, обращаясь к обществу с телеэкрана, из радиоприемников, или с газетных страниц.
20-го же сентября красноярцев и представителей масс-медиа Оргкомитет фестиваля «Погляди на Небо» приглашает в левобережный ГорДК. Это первый опыт проведения подобных фестивалей в нашем городе – возможны и накладки, и нестыковки, и шероховатости. Но мы надеемся на то, что эти возможные шероховатости не смогут для вас заслонить главное – содержание этого события. Мы приглашаем наших коллег попытаться увидеть этот праздник («поглядеть на Небо»!) без предвзятости, без желания «уличить и разоблачить», по-человечески сопереживая его устроителям, совершающим одно из тех малых дел, что с Божией помощью будут способствовать в итоге будущему «обустройству» так нуждающейся в добрых делах нашей великой России.
Ссылки по теме:
«Новости»: «Погляди на Небо»: православный рок пришел в Красноярск