19/4 марта 2007 года, в Неделю 2-ю Великого поста, Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний возглавил первую Великопостную Пассию в Св.-Покровском Кафедральном Соборе в сослужении секретаря Красноярского Епархиального управления, настоятеля Собора протоиерея Вячеслава Бачина и духовенства города Красноярска. Проповедь на Пассии читал настоятель Енисейского Успенского храма протоиерей Геннадий Фаст. В своем обращении к пастве Владыка Антоний преподал прихожанам благословение и также рассказал о своей недавней поездке в Москву, о Дне тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Алексия, совпавшем с празднованием Торжества Православия 12/25 февраля.
Самая поздняя по времени возникновения православная служба — Пассия (греч. «страдание») — была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Так называются особые службы, совершаемые в Великом посту, во время которых читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. В некоторых кругах бытует мнение, что пассия — порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются евангельские повествования о спасительных страданиях Господа Иисуса Христа: на первой пассии — 26 и 27 главы от Матфея. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Эти молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
Проповедь протоиерея Геннадия Фаста была посвящена смыслу того, почему Христос был причтен Его судиями ко злодеям. Почему Сын Божий не был удостоен не только самой возможности жить, но даже и умереть честной смертью — Он умирает смертью позорной, предан самой ужасной казни как проклятый раб, распят среди разбойников? И эта молва шла за Ним еще при жизни: Его причисляли к пьяницам и чревоугодникам за то, что Он пил вино, называли другом грешникам и мытарям за то, что Он не гнушался общаться с ними, фарисеи причитали Его к колдунам, чародеям, потому что Он не соблюдал Субботу: якобы, попирал божественную заповедь, разорял закон и даже не отказывался от этого, утверждая, что и в субботу можно делать добро. Сам Учитель говорил, что из сердца исходят злые помыслы. Почему же Иисус к злодеям судиями причтен? Чтобы наши сердца очистить от всякого Зла. Кровь Иисуса омыла людей от всех грехов и Тот, Кто к злодеям причтен, оправдал нас. И сегодня все к Нему приходящие к праведникам причтены.
В своем архипастырском слове Правящий Архиерей поделился с прихожанами своими впечатлениями от поездки в Москву. Торжество Церкви в особенности являет себя через установленный праздник — День Торжества Православия, который в этом году совпал с Днем небесного покровителя нашего Святейшего Патриарха Алексия — святителя Алексия, митрополита Московского. Неизгладимый след в душе Высокопреосвященного Антония оставило особенно молитвенное общение с Первосвятителем и возвышенное, торжественное молитвенное состояние храмов, где совершалось богослужение, песнопения Патриаршего хора и хора Троице-Сергиевой Лавры, сам чин Торжества Православия и поздравления Его Святейшества. Владыка Антоний передал прихожанам благословение Первосвятителя сибирской пастве.
В дни Поста Владыка пожелал пастве умножать молитву, для этого ходить в Храм — нет ничего лучше на этом свете для того, чтобы назидаться, чем Евангелие. А в особенности это относится к Евангелию страстей Христовых, этому кладезю глубины неимоверной для размышления. Ведь то же самое происходит и сегодня — вновь предают Христа. Любые проявления ненависти и презрения к Церкви, — как например, повсеместно появляющиеся в СМИ осуждение и клевета на Церковь по малейшему поводу, исходящее от людей якобы радеющих за Церковь — ведь это равносильно крикам: «Распни его, распни!» Как могут они судить, не видя сути, а самое главное, важное сейчас — это возрождение духовных ценностей — нет града, где бы не было храма, после 70-летнего полного забвения происходит чудо обновления! Ведь мощь России — не в атомном оружии, а в силе духа, основа которой — Православие. Архиерей призвал паству не быть падкими на подобного рода «сенсационные разоблачения» и пригласил прихожан на вторую Пассию, которая пройдет в Св.-Успенском мужском монастыре 26/11 марта в 17.00.