Официальный портал Московской Патриархии Патриархия.ru опубликовал информацию «Красноярская епархия разъясняет свою позицию по поводу строительства мечети в г. Ачинске». В сообщении приводятся основные положения заявления, сделанного пресс-службой Красноярской епархии в связи с публикациями антиправославного характера в некоторых центральных средствах массовой информации. Одним из поводов для таких публикаций стало небезызвестное «письмо муфтия Аширова «Руководству РПЦ», в котором тот — говоря словами известного российского исламоведа Романа Силантьева — «обвинил православное духовенство в препятствовании строительству мечетей и солидаризировался с письмом ряда академиков РАН, выступивших против проникновения Церкви в общественную жизнь».
В опубликованной на официальном сайте РПЦ информации, в частности, отмечается: «Пресс-служба Красноярской епархии выступила с заявлением, в котором разъясняет позицию епархии и верующих в связи со строительством мечети в г. Ачинске. Пресс-служба Красноярской епархии подчеркивает, что искусственное противостояние вокруг строительства вызвано не действиями верующих и священника Евгения Фролова, освятившего место строительства будущей мечети, а непродуманным решением о выборе места для строительства мечети. «Главный вопрос, вопрос, затронувший интересы паствы и граждан,… почему мечеть намерены возвести в завершении одной из центральных улиц, упирающейся в высокий холм, на котором красуется городской обелиск в честь юбилейной даты основания города — задается вопросом пресс-служба епархиального управления. — Зачем возводить мечеть именно на этом, уже ставшем историческим, месте, а не на другом, где ничего сносить не потребуется?». …Кроме того, говорится в заявлении, «еще одним важным аргументом не в пользу строительства мечети на месте упомянутого знака является и то, что обелиск находится невдалеке от сооружаемого православного храма в честь великого для Сибири и всей России, весьма почитаемого особо ачинцами — праведного Даниила Ачинского». «Не тем возмущены православные христиане, что мечеть строится в Ачинске, против чего возражений нет, а непродуманным, оскорбительным и, возможно, целенаправленным развитием этой темы в русле межрелигиозного конфликта, никому здесь не нужного, совершенно неправомерного, искусственно подогреваемого», — еще раз напоминает пресс-центр епархии».
На официальном сайте Русской Православной Церкви републиковано также сообщение о интервью, которое директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев дал Информационному агентству «Интерфакс». Маститый ученый назвал открытое письмо муфтия Аширова «провокационным»: «… в своем письме Н.Аширов выразил возмущение протестами православной общины города Ачинска Красноярского края против строительства мечети, заявив, что представители Церкви «нередко берут сами и незаконно» полномочия для «решения судеб и будущего других религий в стране». «В первую очередь хотелось бы отметить, что мусульманская община Ачинска не входит в Духовное управление мусульман азиатской части России Нафигуллы Аширова, поэтому никакого права выступать от ее имени он не имеет», — заявил Р.Силантьев в понедельник «Интерфаксу», комментируя письмо муфтия.
Исламовед напомнил, что в Красноярском крае с конца 2002 года действует независимый муфтият — Единое ДУМ Красноярского края во главе с муфтием Гаязом Фаткуллиным, в который вошли все мусульманские общины региона. «Красноярский муфтий является сопредседателем Межрелигиозного совета Красноярского края, в который входит также управляющий Красноярской епархией Русской православной церкви архиепископ Антоний. Все спорные вопросы с епархией Гаяз Фаткуллин в состоянии разрешить самостоятельно, без помощи Аширова», — подчеркнул собеседник агентства. При этом он выразил надежду, что духовные лидеры края «дадут оценку беспардонному вмешательству Аширова в их внутренние дела».
Р.Силантьев также отметил, что в 2002 году председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин, «прямой начальник Аширова», «выступив против строительства православного храма в Набережных Челнах», заявил, что православные должны согласовывать с мусульманами места строительства своих храмов». «Это заявление православные хорошо помнят и по сей день, а некоторые из них делают из него соответствующие практические выводы, предлагая мусульманам согласовывать с ними места строительства мечетей», — добавил Р.Силантьев».
Как также сообщается на сайте Патриархия.ру, академиков, подписавших «письмо Президенту РФ В.В. Путину» «с критикой общественной активности Церкви» поблагодарил за инициирование широкой дискуссии о роли Церкви в современной России заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин»: «Письмо десяти академиков позволило представителям последней громко заявить о своей позиции по ряду принципиальных вопросов», — считает протоиерей Всеволод Чаплин. «Мы в очередной раз сказали, что Церковь — это миллионы граждан России, людей разных возрастов, профессий и «сословий». Людей молящихся, читающих, думающих, действующих. Никто не может лишить их права поступать согласно своему мировоззрению и утверждать его в жизни общества», — сказал отец Всеволод «Интерфаксу».
Создавшаяся дискуссия, по его словам, позволила православным — как священнослужителям, так и мирянам — во всеуслышанье напомнить, в частности, что «никакое мировоззрение, включая материализм, не может быть названо «единственно научным». Кроме того, в ходе дискуссии Русской Православной Церкви, как отметил ее представитель, удалось ясно сказать, что она «не стремится стать частью государственного аппарата, органом власти». «Светскость государства и заключается единственно в том, что религиозные управленческие структуры не осуществляют государственных полномочий, не участвуют в партийной и предвыборной деятельности, а государство не вмешивается в вероисповедный выбор человека и во внутреннюю жизнь религиозных объединений», — заявил отец Всеволод, подчеркнув, что в этом состоит смысл толкования принципа светскости в статье 4 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Священник напомнил, что «армейские и тюремные капелланы, теология в государственных вузах, признание дипломов и научных степеней теологов, преподавание религиозной культуры в общедоступной школе на добровольной основе — все это может быть в светских государствах, все это распространено в мире и не вызывает конфликтов, все это де-факто, а во многом и де-юре существует и в России», и выразил надежду, что это будет существовать и впредь, «поскольку этого хотят многие люди». Диалог же Церкви с обществом, в том числе и с учеными, по мнению отца Всеволода, должен развиваться, и участвовать в нем должны «самые разные люди». «Ведь без размышления о таких важных вещах, как основания права, этики и социального устройства, как мировоззренческий фактор жизни общества, наши политики и наш народ будут до конца истории похожи на слепых котят, доверчиво слушающихся любого поводыря», — считает представитель Московского Патриархата».
Материалы по теме:
Православный форум — Казанский собор, г. Ачинск
Интернет-газета «Протестант»: «За что боролись…» Московская патриархия попала под град критики
REGIONS.RU: Мусульмане обратились к Алексию II за помощью
Ислам-ньюс: «Победила справедливость – в Ачинске заложили первый камень мечети»
Патриархия.ru: Роман Силантьев назвал «провокационным» открытое письмо муфтия Аширова «Руководству РПЦ»
Патриархия.ru: Протоиерей Всеволод Чаплин благодарит академиков за инициирование широкой дискуссии о роли Церкви в современной России
Патриархия.ru: Красноярская епархия разъясняет свою позицию по поводу строительства мечети в г. Ачинске