В рамках празднования 160-летия со дня рождения В.И. Сурикова 24 января в экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея состоялась презентация двух отреставрированных икон – Святителя Николая Чудотворца и Иоанна Воина, которые поступили из дома Суриковых после смерти брата художника, Александра Ивановича в 1930 г. в составе мемориальной коллекции. В городе также прошел Зимний Суриковский фестиваль, начало которого 26 декабря было ознаменовано открытием и освящением памятника великому художнику в сквере возле Свято-Покровского кафедрального собора, прихожанином которого он являлся во время своего проживания в Красноярске вплоть до отъезда на учебу в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербург.
Икона Иоанна Воина – Ангела Хранителя отца великого живописца, заказная, выполнена одним из красноярских иконописцев по заказу деда В.И. Сурикова в связи с рождением сына – Ивана Васильевича (1806 – 1859 гг.). Икона датируется временем, близким к дате рождения наследника – около 1806 г. Отреставрированная икона является редким мемориальным памятником, связанным с личностью отца знаменитого русского живописца. Являясь произведением сибирской иконописи данная икона представляет стремление иконописца следовать живописной манере исполнения фигуры святого воина и пейзажной трактовке фона. В качестве стилевого образца для композиции, трактовки облачений и в колорита иконы избрана традиция барокко. Для достижения живописного эффекта традиционная технология темперной иконописи дополнена прописями маслом и лаками. Смешанная техника письма иконы усложнила процесс ее реставрации.
Икона Николая Чудотворца с клеймами его жития по иконографии и стилю центрального образа датируется концом XVIII в. («клеймо» в терминологии русской иконописи — небольшой прямоугольник на иконе, композиционно и сюжетно соотнесенный со средником, размещающийся по сторонам от него и развивающий или поясняющий его сюжет). Она является достаточно редким подписным произведением сибирской иконописи, содержит в одном из клейм имя мастера – иконописца Ивана Горбунова. Этот мастер, предположительно работавший в Красноярске, пока не прослеживается ни по ранее выявленным подписным иконам, ни по архивным данным. Для иконы характерна разностильность в написании центрального образа и клейм: подробная и экспрессивная манера живописи средника иконы сопровождена упрощенной трактовкой фигур и фонов в клеймах, манера исполнения которых близка примитиву. Достаточно крупные размеры иконы (ее высота – 68 см.) и значительные утраты в живописи клейм, выявленные при реставрации, позволяют предположить, что икона Николая Чудотворца первоначально принадлежала одному из красноярских храмов. Она, по-видимому, попала в дом Суриковых во время массового закрытия церквей и мемориального значения не имеет.