Богослужения праздника Торжество Православия Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний возглавил в Свято-Покровском кафедральном соборе: накануне, 15 марта, в Соборе было совершено Всенощное бдение Архиерейским чином, а в самый день праздника, 16 марта, в Неделю первую Великого поста («Неделя» — воскресение в переводе с церковнославянского) – Божественная Литургия с особым Чином Торжества Православия в сослужении о.о.благочинных, о.о. настоятелей храмов г.Красноярска и о.о. руководителей Епархиальных отделов. По завершении Божественной Литургии Правящий Архиерей преподал прихожанам Архипастырское слово, где сугубо остановился на смысле праздника — дня окончательной победы над иконоборческой ересью и восстановления почитания святых икон и рассказал о попытках иных в сегодняшнее время посеять раскол в Православной Церкви через распространение различных слухов — «современных ересей», таких как миф о том, что якобы «через принятие номера ИНН человек продает душу диаволу».
Во всех храмах Руси Чин Торжества Православия совершается с XIV века, установлен он был в 843 г. – когда, наконец-то, восторжествовало иконопочитание над иконоборчеством после более чем вековых богословских столкновений и жестоких боев. Чин был установлен иконопочитателями, которые мыслили его и как победу иконописных образов, в частности, и как победу Православия над неправославием и инославием, в целом. По своему первоначальному замыслу – это было, прежде всего, торжество иконопочитания, но иконопочитания не взятого самого по себе, а логически завершающего и увенчивающего церковный символ или исповедание веры. Празднование Торжества Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. Торжество Православия – это великое торжество малого гонимого стада, торжество гонимых монахов, торжество Церкви, наполнившейся мучениками и исповедниками.
См. также:
О Чине Торжества Православия