Новости

Архипастырское слово в празднование памяти Апостола Фомы

«Пасхальная радость продолжается сорок дней до отдания праздника Пасхи, а в сей день мы также воспоминаем Евангельское повествование о святом апостоле Фоме, который не был с учениками в те дни, когда Христос воскрес и явился первоначально перед учениками. Вспомните замечательные слова сказанные апостолом Фомой, когда ученики вместе с Христом направлялись в Вифанию, и им было ясно, что Господь идет на смерть и на страдание — зависть и злоба на Христа уже распространялась со страшной силой и в Синедрионе совершенно точно определились, что Христа убьют.

Тогда апостол Фома, четко и ясно себе представляя на что идет Господь туда, воскликнул: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11-16) — посмотрите, какая преданность была у Фомы. А когда Христа распяли, апостол Фома много молился, но все не мог опомниться от того, что произошло в Иерусалиме – там распяли Учителя и Спасителя, Который столько добра творил, столько исцелял больных и даже воскрешал. Все это настолько тяжело залегло на душу, что Фома совершенно был в угнетенном состоянии и удалился, и его не было среди одиннадцати учеников, когда Христос являлся им по отдельности и всем вместе, о чем написано в Евангелии. И трудно сказать, что случилось: то ли – не будем его осуждать — ослабла его вера, то ли обыкновенное человеческое недоверие в нем где-то проснулось, но когда ученики ему сказали, что видели Христа воскресшим, он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Он же видел прободение ребер и язвы от гвоздей, видел висящего на Кресте Учителя — Спасителя, Сына Божия, Христа, Которого распяли все-таки, несмотря на то, что знамения и чудеса были от него ясно Божественные. И Фома никак не мог с смирится с тем, что произошло и у веры в возможность воскресения у него еще не было. И Господь для него, да и для нас с Вами всех, потом, в один прекрасный день – на восьмой день по Пасхе — второй раз является ученикам, которые были за закрытыми дверьми из опасения перед иудеями . Господь имел новое, совершенно обновленное тело, но видимость этого тела была одинаковой и поэтому Господь Сам предстал перед Фомой и сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» — и далее Иисус говорит, — «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:27,29).

Не видевшие Христа воочию, но верующие… Господь говорил об этом потому, что в учениках еще не было представления, каким будет Царствие Небесное, как оно откроется, каким оно должно быть. Многие полагали, что будет царь, которому подчинятся все народы, все люди. Но Господь часто и много им говорил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) — не внешним образом оно приходит, но приходит через сердце, через любовь к Богу, через любовь к правде Божией, через стояние в Истине, которая есть данная нам Спасителем Христом Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Истина не может разделяться на полуистину, на четверть – это уже не истина. Истина – есть неделимая, она одна, эта истина – Божественная Литургия, Христом Спасителем установленная, данная нам. Почему это важно – а потому что мы все должны причащаться еще и духовных свойств нашей бессмертной, вечной души через Святые Таинства Христовой Церкви. Молитва, усердие к Богу, исповедание грехов своих – вот что есть начало Царства Божия которое есть внутрь Вас. Помнить будем это.

После явления Христа ученикам на восьмой день «Фома неверующий», как его именуют иногда, был таким апостолом, таким защитником истины, так служил Божественную Литургию и просвещал народы, что ему мало было равных. И все апостолы они так служили, потому что они поняли, раскрылись их глаза через явление «Фоме неверному», что Царствие Божие не во внешней видимости, а во внутреннем — в том, что дал Христос Своим пришествием нам для нашего вечного спасения. Христос вознесся, но оставил Церковь – невидимое духовное действие на сердца людей для возрождения их к вечной жизни.

Да благословит нас Господь этим видением правды Божией, спасения нашего во Христе, видением жизни вечной, которая дана нам через Христа Спасителя, дабы мы сподобились вместе с Фомой и другими апостолами, вместе со святыми и с людьми праведными, которые в наших семьях были и веровали искренне, чисто — веровали не потому что видели живым Христа, ведь уже почти две тысячи лет прошло после пришествия Христа, но сердцем они восприняли Его и исполнили эту заповедь, такую особенную и замечательную – такую важную для познания духовных ценностей, духовных таин. «Блаженны не видящие, но верующие», потому что все дал нам Господь для того, чтобы и видели духовными очами, и веровали, и унаследовали то, что нам дает еще и при жизни нашей здесь еще на земле Господь через внимание к Нему. Без нас, без нашего сердца, отданного Христу, не будет спасения, не будет того, о чем мы просим за каждой Божественной Литургией. Поэтому нужно приходить и молиться не менее как в воскресный день – хотя бы один день из семи дней посвятить Богу, придти, помолиться со своими детьми. И тем утверждается та жизнь вечная в сердцах, при которой уже и смерть не страшна, потому что Бог – вечный, призывает нас через эту временную жизнь в жизнь вечную с Ним в Царствии Небесном. Аминь!»