Новости

В Красноярской епархии совершена первая великопостная Пассия


Вчера, в Неделю 2-ю Великого поста Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний возглавил в Покровском Кафедральном соборе I Пассию. Владыке Антонию сослужило духовенство города Красноярска. По благословению Правящего Архиерея и в некоторых других городах Красноярской епархии читалось в этот день Евангелие от Матфея, посвященное Крестной жертве Христа — с зажженными свечами перед вынесенным на середину храма и украшенном черной траурной занавесью огромным распятием. Так, например, первая великопостная Пассия была совершена при стечении духовенства благочиний в центрах двух округов епархии — в Минусинске и Ачинске. Проповедь за Пассией в Красноярске была по благословению Правящего архиерея произнесена настоятелем Св.-Пантелеимоновского храма протоиереем Андреем Казанцевым.


Пассия (греч. «страдание») – это самая поздняя по времени возникновения православная служба. Она была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Пассиями называются особые службы, совершаемые в Великом посту, во время которых читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Митрополит Петр составлял это последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.


Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое пятницы (или воскресенья) Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой -26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14и 15 от Марка, на третьей -22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

На пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.