По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона священники Красноярской епархии в канун великого двунадесятого праздника Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ответили на вопросы журналистов о смысле праздника и суевериях, связанных с ним.
Руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, настоятель храма Рождества Христова города Красноярска протоиерей Иоанн Боев принял участие в пресс-конференции, прошедшей в пресс-центре газеты «Комсомольская правда». В мероприятии участвовали сотрудники ГУ МЧС России по Красноярскому краю, ОГИБДД МУ МВД Россия «Красноярское» и МУ МВД «Красноярское».
Отец Иоанн подчеркнул, что «прорубь — это не то место, где человек очищается от грехов. От грехов человек очищается в храме». Также священник предостерег верующих, что пить воду стоит только из проверенных источников, не рисковать здоровьем.
Руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, штатный священник Покровского кафедрального собора г. Красноярска иерей Петр Боев дал интервью журналистам телекомпании ТВК. «Надо понимать, что погружение в иордань, — под словом «иордань» у нас понимается любая река, — является продолжением богослужения. То, что обычно происходит у нас 19-го под вечер — это, как правило, уже не связано с богослужением и нормальной адекватной религиозностью. Люди, которые по-настоящему веруют — сначала посещают храм, участвуют в молитве, а потом уже идут к иордани либо окунаться, либо за святой водой».
Отец Петр добавил, что если у человека есть проблемы со здоровьем и медицинские противопоказания, то лучше отказаться от Крещенских купаний. «Можно взять святую воду домой — мы же ее употребляем вовнутрь для питья, тем самым просвещаясь естественным образом», — отметил священник.
Штатный священник Казанского собора г. Ачинска иерей Дионисий Бондарь в интервью телекомпании «Ачинск-ТВ» призвал горожан соблюдать порядок в момент проведения обряда. Купание в иордани, по словам священника, не должно превращаться в «шоу». «Важно понимать, что после чина великого освящения вода становится святыней, но только для тех, кто верует», — подчеркнул отец Дионисий.
В интервью корреспонденту пресс-службы Красноярской епархии штатный священник храма Архангела Михаила и чуда его в Хонех г. Красноярска иерей Сергий Савельев рассказал о догматической стороне праздника. «Крещение Господне в реке Иордан — это исторический факт, который никто оспаривать не в праве. Но до самого Крещения в воде Иисуса Христа Он уже десятки людей призвал к покаянию и покрестил, и в этом событии главное то, что преподобный Иоанн Креститель объявил о Спасителе народу: “…идет за мною Сильнейший меня… Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк.1:7—8). Далее Евангелие свидетельствует, что в Крещении Иисуса Христа Дух Святой сошел на Него показательно для людей, чтобы они знали, что это произойдет с каждым, кто будет креститься».
Напомним, вода, освящаемая Церковью в праздник Крещения Господня и называемая агиасмой, является для православных великой святыней. По окончании чина Великого водоосвящения верующие с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой приступают к принятию святой воды в питие. Богоявленская святая вода благоговейно уносится прихожанами из храмов в сосудах «во освящение домов… и на всяку пользу изрядну». Так, в частности, принятие агиасмы сугубо благословляется болящим.
По благочестивой традиции православные сибиряки в день Святого Богоявления совершают троекратное погружение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» в воду в специально прорубленных крестообразных иорданях.
См. также:
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Места Крещенских купаний в Красноярске (инфографика)