24 апреля, в день Радоницы, по окончании заупокойной Божественной литургии и Пасхального поминовения усопших в Покровском кафедральном соборе города Красноярска Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся с архипастырским словом.
«2000 лет Церковь проповедует о вечной жизни. 2000 лет она говорит, что есть за гробом жизнь. И знал народ об этом и до Христа: и древние египтяне, и медяне, и персы, и греки и славяне — все знали. Но мало кто знал, что эта жизнь бывает различной, что есть ад и есть рай. И когда в мир пришел Господь и Спаситель мира Иисус Христос, он четко открыл цель, для которой мы рождены — спастись и наследовать рай, который утратили в лице праотца Адама и праматери Евы. Он ставит задачи — спасаться добрыми делами, нормальной человеческой жизнью, растить хлеб, заботиться о слабом, смотреть за самим собой, избавляясь от всего того, что разрушает и уничтожает человека.
С приходом Господа в мир та загробная жизнь, о которой так плачут, рыдают язычники, неверующие люди, становится вожделенным и желанным явлением. И каждый из нас, стоящий в храме, и те, кто на улице, не признающие ни Бога, ни храма, и те, которые в сектах языческих, и которые грешат, все равно не избегнут этой минуты. Эта минута опасна и ужасна, говорят святые отцы тем, кто не верует во Христа, кто не верует во спасение, кто не понимает, что в определенный момент настает земная кончина блага и счастья для души.
Кому-то Господь в 20 лет пресекает его греховную жизнь, кому-то в 40, а кому-то дает прожить и 160 лет. Не много таких людей. Одни уходят во славе, как воины последней Чеченской войны за порядок в стране, как в Великую Отечественную войну, как люди, погибшие за спасение других в пожаре или воде и еще каких-то экстремальных условиях. Мы молимся за них, потому что они даровали своей жизнью нам возможность жить и спасаться.
Но есть страна, которая всех объединяет, живых и мертвых, это Божественные Небеса. Эта та жизнь вечная. О чем говорит апостол Павел? Мы не умрем, а в мгновение ока изменимся, и встретимся на воздусе, в особом воздушном пространстве.
Откуда мы знаем о жизни загробной? Из самого Священного Писания. Но еще Господь дал нам особое откровение, особым языком написанное, где рассказывается, что человек получает за свое зло, за добро. Кто его не понимает, скажет — сумасшедшие писали. А духовные понимают.
И самое удивительное — здесь сегодня, когда вспоминаем мы всех усопших. Ведь мы еще должны праздновать этот день торжества правды и истины Божией. Смерть дает точный приговор за содеянное на Земле и дает ответ и Сталин, и Гитлер, и князь, и каждый живущий.
А вот поминать усопших нужно — это милосердие друг к другу. Посмотрите, что произошло в нашей стране. Забыли бедных страдальцев, которые странствуют уже в вечности. Ожесточали, окаменели сердца. В каком состоянии русские кладбища? Хуже свалок и помоек. Мы должны рассказывать об этом тем, кто этого не понимает. А если не ухожено место селения тела, то не ухожена будет и душа. А ведь взаимовыручка существует, мы молимся, жертвуем эту молитву для их спасения, а они просят Бога о нас. И сколько есть душ спасенных уже усопшими.
Тем, кто ухаживает за могилками близких, это засчитывается на Небесах за духовный подвиг. Поэтому теперь разумейте, почему мы в России так сложно живем. Мы ни храмы не восстановили, еще трудимся, но и кладбища забросили. Какие большие кладбища в Красноярске, но они в помойку превращены. Как будто у нас глаза закрыты и сердце окаменело.
Важно поминать усопших и иметь в сердце эту память. И называется особый день поминовения Радоница или Радуница, от слов «род» и «радость» — род радуется. А род — это наше происхождение. Мы в Сибирь приехали из Украины, Белоруссии, Чувашии, Мордовии, Татарии, из разных мест. До революции еще пришли и освоили прекрасный этот край. Но мы должны знать, откуда мы, и помнить, что мы русские. Что как приняли при Киевской Руси крещение, так и должны оставаться православными. А когда не помним этого, мы отсекаем связь с древними родами, и радости никакой нет. А радость происходит от счастья, когда говорим, что все живы. Так и на Небе усопшие живы, и мы на Земле должны быть с вами живы.
И ни в коем случае нельзя брать на кладбище спиртных напитков. Пьянства не должно быть на могилах. Разделить трапезу можно. И подать нищим еду или лекарства, или одежду.
Это все и называется радость духовная и единство вечного и земного, временного, переходящего в вечность. И желанное Царство Небесное так и начинается. Молитва друг за друга, за народ, за мир, за усопших, чтобы и они за нас молились. И как верит народ, отверзаются все двери и ада и рая, и души усопших приходят видеть нас. И вместе с нами молиться, невидимо, с ангельским миром. И когда мы приходим в храм, мы получаем сами невидимую силу и они получают великую радость единства с Господом. Аминь.
Христос Воскресе! И вечная память усопшим!»