Новости, Проповеди

Слово Митрополита Пантелеимона в память 70-летия со дня возобновления церковного служения в Красноярске


В Неделю о блудном сыне по окончании молебна у памятника святителю Луке (Войно-Ясенецкому), посвященного 70-летию со дня возобновления церковного служения в Красноярске, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

Дорогие братья и сестры!

Вы услышали в предначинательном псалме убедительные слова: «Бог Господь, и явися нам: составите праздник» (Пс. 117:27). И ныне этот праздник — здесь, в центре России, в Красноярске! Господь даровал в этот день праздник для верующих людей — семьдесят лет назад на нашей земле вновь возродилось слово Господне. Это произошло стараниями святителя Луки, который был сюда сослан неправедными властями и стал архиепископом, святителем здесь, в те суровые и далекие годы первой половины ХХ века.

Небольшой период свершения революции прошел в крови, в смертях, гонениях и уничтожении тысяч и тысяч русских, православных и неправославных. Но наиболее суровая и жестокая кара ждала народ Божий за веру в Бога и любовь к Родине — новая советская власть обрушила на людей меч и огонь, смерть, голод, ненависть и уничтожала храмы, из которых исходили свет и добро, верующих, которые были тружениками и патриотами, интеллигенцию. Это страшное время коснулось всех. Святая вера была под запретом.

За две тысячи лет христианского бытия сначала только первые века нашей эры были страшными годами гонений на христиан. И мы славим мучеников, первых христиан Римской империи, тогдашней главной цивилизации мира. Это был период перехода от язычества к новой эре, к новому свету нравственности.

Наша святая мать, Русская Православная Церковь, не знала гонений. Были лишь внутренние потрясения. Но двадцатый век дал нам испытать всю огненную силу мучений через наших отцов, матерей, через наших теперь уже предков, в первую очередь, через пастырей Церкви.
Эти гонения превосходили по жестокости времена Нерона, Калигулы и Диоклетиана. Были даже явления, которые превзошли злодеяния нацистов. В это время опустели наши города, они захлебнулись слезами молитв верующих. Христиане ушли в подполье, тысячи и тысячи людей молились тайно.

Господь дал другое испытание — Великую Отечественную войну. В 1943 году правительство Советского Союза признает право народа верить в Господа. Гонения приостанавливаются, начинаются первые открытые молитвы. Но легко ли их было начинать? И где их было начинать?
Здесь, в Красноярске, который был до революции цветущим городом, с храмами, монастырями, семинариями, училищами, гимназиями, первой электростанцией и водопроводом, со своей культурой, — прошел после 1917 года огненный вал.

Но пришел человек, чтобы сказать ближним: «Люди, выйдите из пещер! Свет Господний не угас!». И свершилась в храме первая простая молитва, семьдесят лет назад, 27 февраля 1943 года. Пастыри смело вышли, не боясь новых гонений и смерти, чтобы помолиться об усопших, потому что наступал Великий пост, — вознести молитвы за тех, кто в Небесах, чтобы укрепить дух тех, кто веровал.

А на другой день святитель Лука совершил свое первое богослужение в Никольском храме, на месте которого тогда была маленькая часовня. И вновь зазвучали слова животворящие евангельские, свидетельствуя о жизни Христа, о жизни людей, о вечной жизни, — слова, не умолкающие по сей день.

Это было второе благовестие, которое не оканчивается нынешним днем. Эта история никогда не должна исчезнуть из нашей памяти, братья пастыри, священники! Мы с вами держим знамя веры, которое держал святитель Лука. Он был великим ученым, медиком, врачевавшим души и телеса, избавивший тысячи болящих раненых воинов от недугов и возвративший им здоровье.

Это — воля Божия! Не случайно монашеское имя ему дано было — Лука, как у евангелиста Луки. Ведь Лука тоже был возлюбленный врач тех времен, и оставил нам Евангелие.

Свет веры окрыляет человека, дает ему возможность подниматься над трудностями, совершать в нечеловеческих условиях ангельские деяния. Будем держать, братья священники, этот стяг веры в наше благословенное время свободы и, вместе с тем, тяжких испытаний XXI века, когда грязь и клевета, неправда и несправедливость изливаются на святую Церковь, особенно на пастырей — это не знак нашего позора или унижений, это наша слава! С нами Бог, Благодать Духа Святаго, с нами души верующего народа!

Сегодня я вижу здесь много детей и взрослых, их число растет. И каждый раз Бог спасает через проповедь наш народ, наше немощное естество. Будем любить наш народ, нашу Россию так, как любили наши мученики, исповедники, как святитель Лука.

Благочестивый народ Красноярска! Пожилые и люди среднего возраста! Юные и маленькие! Мы с вами — люди одного племени. Мы с вами — люди Божии и дети Божии, запечатанные вечным знаменем жизни через Крещение. Нам ничто не угрожает, кроме отступничества, которого не должно быть у нас никогда. Сплотимся вокруг Господа Иисуса Христа! Вокруг святого Православия, своей Родины и пастырей, вокруг своего города и будем верными гражданами, любящими Господа, жизнь, и продолжающими жизнь в детях своих, и будем являть своей жизнью христианское милосердие.

Верующие люди несли свет грешному миру в ХХ веке. И только наш пример, может быть, и малый, помогает тем, кто совсем ослаб, кто падает во грехах, отчаивается в этой жизни. Вера освящает нас. И мы, в преддверии Великого Поста, совершили этот прекрасный молебен в благодарность Господу за то, что возрождаются храмы, рождаются и воспитываются наши православные малютки-дети, рождаются семьи.
Будем же верны Господу, Православию и своей Родине, своему языку, культуре и благочестию наших предков. С праздником вас! Да хранит вас Господь! И милость Божия да изливается на каждого верующего и нашими молитвами да спасутся те, кто не веруют.

Господи, благодарим Тебя, что мы — православные христиане, благодарим Тебя за молитвы святителя Луки, семьдесят лет назад воплотившего вновь служение Тебе, Отцу Небесному, Которому мы поклоняемся и Которому нет конца во славе и милосердии. Аминь.