24 июня, в день Святого Духа, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Михаило-Архангельском соборе города Железногорска. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
Сегодня мы празднуем память третьей ипостаси Бога — Духа Святаго. Во всех нас, как говорит апостол Павел, живет Дух Святый (см. 1 Кор. 3:16). В Библии есть еще и ранее слова о том, что перед творением всего сущего «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2), что раскрывает картину сотворения мира. Самое главное предназначение Духа Святаго — нравственно укрепить и утешить. А кому нужно утешение? Кто нуждается в ласке, укреплении внутренних сил? В равной степени — каждый из нас, все живущие на земле люди.
Нет иной силы, кроме Божественной, которая принесла бы в сердце к человеку любовь и ласку, которая бы утешила его, которая ниспослала бы ему благодать Духа Святаго. Самое главное действие Благодати Господней — это оправдание грехов каждого человека через покаяние. Ведь совесть человека никогда не будет давать ему покоя, если он не раскается в совершенных греховных деяниях.
Но кому более всех доступна Благодать? Она доступна в равной степени всем верующим во Христа. Только в силах Божественных — соединить неосязаемое и воплотить его в осязаемом. Такова природа Христа. Когда Он явился к ученикам целый и невредимый, они еще не до конца осознавали Его природу. Когда Он произнес «Мир вам!» (Ин. 20:19), он имел в виду не время, когда нет войны, а мир в сердце нашем, мир с совестью, мир с Господом. И чтобы ученики Его достигли этого мира, Христос излил на них Дух Святый, после чего вознесся не небо.
Спаситель дал власть прощать людям грехи Своим ученикам — апостолам, а они передали эту власть епископам и пресвитерам — так и начала созидаться Церковь прощения и милосердия. До сих пор в мире нет власти, способной простить людям их прегрешения, кроме Дома Божиего, Святой Церкви Христовой.
Человек — дитя Божие, он обречен на ошибки и грехи, порой страшные. Но Святой Дух, живущий в Святой Церкви, призван облегчать и прощать проявления человеческого несовершенства. Через веру во Христа Господь дает людям не только прощение грехов, но и очищение и вечную жизнь.