Проповедь Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, произнесенная по окончании Литургии в Покровском храме Назарово:
«Каждый воскресный день является особо праздничным днем. Каждый воскресный день — напоминание нам и наше личное участие в великом Божием деянии — Воскресении Иисуса Христа из мертвых. Каждое воскресенье мы с вами вспоминаем светлый день и час восстания из Гроба Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, вспоминаем Пасху. И каждый воскресный день читаем за богослужением воскресное Евангелие, которое раскрывает нам, что такое грех, погибель, смерть, а что такое жизнь вечная.
Грех, который когда-то вошел через грехопадение прародителей наших на землю, разорвал органическую, гармоничную связь между человеком и Создателем. И человек в определенной мере забыл Бога, а, может быть, даже изгнал Его из своей жизни. И жизнь человеческая покатилась вниз — в преисподнюю. И чтобы остановить это страшное движение смерти, Бог пришел в Рождестве, чтобы принять Голгофу, Крест, Распятие и воскреснуть.
Господь нас учит понимать природу людей, которые окружают нас, и нашу личную природу. Эта человеческая природа создана Богом, чтобы, славя Господа, мы жили в согласии с Божественными законами, по Его законам и установлениям.
За богослужением мы слышали из Евангелия, что предали Господа грешники, не праведники, на распятие, но Он воскрес. В Евангелии от Луки (см. Гл. 17) рассказывается, как ходили по улицам городов и страны десять прокаженных. Когда они появлялись, от них все бежали. Никто не мог к ним подойти, болезнь была заразная, и есть и по сегодня места, где живут такие люди.
Медицина не может вылечить проказу, от нее человек разрушается заживо. Это страшное горе, как две тысячи лет назад, так и в двадцать первом веке. Когда люди заболевают, они не только ходят к врачам, но и к „бабкам-целительницам“, чем вредят себе еще больше. Мы ищем выхода, чтобы изгнать болезнь, и редко кому удается на сто процентов вернуть здоровье.
Те прокаженные люди истратили все, что могли, внутренне истощились, но они слышали, что есть Иисус-Чудотворец, который ходит и исцеляет больных, что грешников Он заставляет каяться и воскрешает даже мертвецов. „Иисусе Наставниче, помилуй нас!“ (Лк. 17:13), — кричали они. „Что вы хотите от меня?“ — спросил Господь. „Очиститься“, — отвечали они. От чего? Только ли от проказы, которая разъедала тело? Или от другой проказы, которая называется „грех“ и ведет к болезни?…
По всей видимости, они хотели очиститься и по совести своей, от проказы нравственной, моральной болезни. Без желания преобразиться, без надежды на излечение, никакие лекарства не помогут человеку, никакие врачи не смогут восстановить здоровье. Нужна вера в оздоровление, тогда здоровье пойдет на поправку. Но если просить с верой в Господа, тогда и душа человека выздоравливает.
Видимо, так настрадались те десять прокаженных, что Господь сказал, что хочет, чтобы они очистились. Это был суровый экзамен для их нравственного состояния, „и когда они шли, очистились“ (Лк. 17:14). Тело зарубцевалось, стало как у всех людей, исчезла боль. Они сбросили страшные одежды, в которых обязаны были ходить и звонить в колокольчик или шуметь трещоткой.
И что, вы думаете, случилось с ними дальше? Только один из них, увидев, что здоров, благодарил Господа и упал Ему в ноги. А Господь спросил: где девять остальных? Тот, кто благодарил, был самарянин — человек скверный, которого не принимало общество. Самаряне были людьми, рожденными иудеями и ставшими захватчиками. Лучше было прикоснуться к скверне, чем к самарянину. Но этот самарянин оказался более верующим человеком, чем те остальные, что были гражданами страны и по вере своей принадлежали ко Христу.
Господь не смотрит на нации и заслуги, Он смотрит на сердце — есть ли там место покаянию, Богу, святости. И это обращение — в первую очередь к православным христианам, чтобы не забывали благодарить Бога днем и вечером за все доброе, содеянное нам, за молитву, Причастие, детей, за страну и мир — все это дарует Бог. Господь любит весь мир людей. И тех, кто презирает Его, и тех, кто пьянствует, хотя среди алкоголиков бывают и глубоко верующие, — он щадит всех людей на земле, а верующих принимает как своих детей.
Часто мы слышим слова: „Я верующая, молюсь, пощусь, не знаю, чем Господа прогневила, а вот там богатеет, живет хорошо кто-то другой“. Чтобы таких мыслей не было в нашей душе, мы должны знать, что Господь сожалеет о богатом человеке.
Те девять прокаженных ушли, и никто не знает, куда. А куда уходят по неизвестности? В ад — место мучений. А кто к вере уходит, того ожидает церковная молитва, ангельская защита, сам Дух Святый участвует в его исцелении, даже если он попадает в ад на временное воспитание души. И вечная жизнь открыта верующему человеку.
Не нужно удивляться, что рядом с нами родные и близкие не причащаются, хулят Бога. Мы только должны бежать ко Христу и молить о заблудших, чтобы они вернулись и очистились от духовной, нравственной болезни. Мы видим, как много неправды и грязи выливают на Церковь те, кто должен молить о правде и истине. И только лишь помолимся об их прощении. Иначе эта проказа растлит их, и они погибнут, потому что сами они во грехах тайных, страшных и преступных. Но Господь принимает их и ждет. А нам, верующим людям, это покаяние дано и открыто. Может быть, мы в 1000 раз хуже, но мы светим миру своей верой.
Это и хотел сказать Господь: вся человеческая болезнь очищается Его любовью. Мы должны просить Бога, чтобы с великой радостью в сердце мы пришли к Нему, и тем самым в этом мире стали выше самых высоких мудрецов, потому что видим свет. Когда говорят, мы — тьма, мы знаем, что мы — носители света Божиего и здоровья. А тьма — с теми, кто говорит, что они свет. Аминь».