Новости, Проповеди

Архипастырь: «В Рождестве главное не разговение, а что со Христом каждому человеку открыта вечная жизнь»


Сегодня, по окончании Божественной литургии в Феодоровском храме города Красноярска, Высокопреосвященнейший Митрополит Пантелеимон обратился к верующим с проповедью:

Буквально через день нас с вами ждет великое торжество – праздник Рождества Христова. Рождество называется «малой Пасхой», и каждый год мы с вами ждем этого события с замиранием сердца, с глубокими надеждами на то, что услышим от Бога нечто важное для себя, получим в году, следующем за Рождеством, укрепления сил. Силы эти Господь укрепит в нас прикосновением Своим и в прямом смысле, когда употребим святую воду в дни праздника Крещения Господня.

И конечно, те, кто постится, всегда ждут разговения, и для них, можно сказать, в этом и весь смысл праздника, но если бы только заключался он в одном хлебе насущном.

Прошлое воскресенье носило название «Неделя святых праотец», и Церковь вспоминала в апостольском послании имена древних верующих людей, пророков, которые от времен Адама ждали пришествия в мир Бога, потому что перед Богом все согрешили. Древние люди думали, что есть святые, а есть грешные и посредственные, и в этом было величайшее заблуждение и неправда: Для Господа нет заслуженных, нет незамеченных, каждый для Него ценен.

В сегодняшнем чтении звучало такое имя, как Руфь. Она была простой труженицей, которая сохранила покорность своей свекрови и после смерти мужа. Она говорила Руфи идти собирать колосья и отдавать их, и таким образом питаться. Но свекровь посылала Руфь и на грешные дела. А мы ей говорим: «Блаженна ты, Руфь. Дай и нам собирать такие колосья». Потому что она вошла в еврейский род. А Бог, Который есть Любовь (1 Ин. 4:5-8…16), приходит в мир ради спасения. Не ради насыщения земными брашнами – продуктами, а ради спасения людей. Тех, которые знают Писание, монахов, верующих? Нет. Для спасения таких, кто стоит на бульваре и торгует телом своим. Мы с вами знаем Закон, но у каждого есть свои грехи.

Упоминается в Писании и грех Царя Давида, который послал на гибель своего генерала Урию и предательски сказал: «Отступите от него, чтобы он был поражен и умер» (2 Цар. 11:15), чтобы завладеть женой его. Это ли не грех? Но Господь за покаяние помиловал Царя Давида и эту женщину.

Почему святые писатели вписали в этот день такие, казалось бы, посредственные имена? Потому что Господь пришел спасать весь мир. У него нет падших до конца, нет грешников, которых надо уничтожить, у Него есть огромное сердце, во весь космос, жалость и любовь к каждому человеку. Для этого Он пришел на землю в образе человеческом, родился от Духа Святаго, через воплощение Девы Марии, Которая стяжала благодать глубоким послушанием, смирением и верой. И в этом раскрывается назначение праздника Рождества Христова. Чтобы мы, православные христиане, не отчаивались иногда в жизненных ситуациях. Ведь никто из нас не может сказать, что он святой. Ни один патриарх, епископ или монах не скажет: «Я святой», а произнесет: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Я разбиваю Царство Небесное своими поступками, но стараюсь идти за Тобой».

Древние ждали милости, у них была вера, а милости и любви они не чувствовали, а значит, не знали и жизни вечной. Через их пример Господь показывает, особенно нам, православным, что в праздник Рождества мы не должны отчаиваться, и в своем сердце не должны нести никакую боль. Все возложим на Господа, Который поможет все вопросы разрешить. Будет ли Он сурово их разрешать, через болезни, наказание или даже смерть земную, или осыпет особыми благодатными дарами, — путь для каждого из нас знает только Он. Для нас должно быть одно ясно: Господь никого не отвергает, и что каждый человек достоин любви Христовой. Ради этого Он принимает плоть человеческую и приходит к нам. Этого ждали древние, и более близкие к нам по времени, и мы с вами ждем, хотя Царствие Божие нам открыто по крещению и вере Христовой.

Вступая в Рождество Христово, каждый из нас должен быть, как та Руфь, которая служила Воозу и угодила ему, а он сказал ей: «Стань моей женой и обладай всем богатством». И та женщина, которая совершила преступление, отдав мужа на убийство из-за греховной любви к Царю Давиду, получила милость родить премудрого Соломона. Какое милосердие Божие, казалось бы, над такими страшными предательскими поступками! Но Господь учит нас тому, что и такое прощается, и что таким людям путь не закрыт. А уж нам, простым верующим, Господь сам велит идти за Ним, следовать и радоваться, что мы знаем спасение, и начинается оно открыто и победоносно в Рождестве Христовом, которого мы с вами ждем. И не разговение главное, и не добрые слова, хотя они и нужны, а глубокое исполнение надежды, что спасение пришло, что мы со Христом, и каждому человеку открыта вечная жизнь. Аминь.