Новости

Заявление Общественного совета Красноярской митрополии по науке, культуре и образованию


Члены Общественного совета Красноярской митрополии обсудили опубликованный 12.03.2014 г. газетой «Московский комсомолец в Красноярске» материал Сони Гуггенхейм «Церковь намекнула на уплотнение истории. У краеведов могут отнять часть революционного прошлого».


Основанная на интервью с директором Красноярского краевого краеведческого музея В.М. Ярошевской, статья грубо искажает исторические факты, содержит оскорбительные домыслы и ложные утверждения в отношении Красноярской епархии и Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». Вопреки принятым в журналистской среде этическим нормам, сотрудники редакции не обратились за комментариями и разъяснениями к руководству Красноярской епархии, к авторам и участникам поддержанного обществом и руководством края просветительского проекта, к членам Общественного совета Красноярской митрополии, курирующего этот проект с 2011 года.


Ряд опубликованных газетой утверждений граничит с подстрекательством к нарушению гражданского согласия между различными группами общества, провоцируя появление носящих экстремистский характер заявлений в адрес самой большой конфессии края. Клеветнически обвиняя Красноярскую митрополию в попытке «подмять под себя» находящееся в оперативном управлении музея здание, авторы публикации высказывают оскорбительное предположение об «идейных» попытках Церкви «воздать революционерам за их прошлые „грехи‟», «отнять у краеведов революционное прошлое», «изгнать дух революции из музейных недр». К сожалению, некоторые спровоцированные газетой «православные», а также не уточнившие свое отношение к религии красноярские коммунисты выступили с недружественными высказываниями в адрес Красноярской митрополии, включая спекулятивные аналогии с недавними «братоубийственными событиями» на Украине и оскорбительные для верующих любых конфессий заявления о том, что, оказывается, «бога нет».


Вероятно, ни автор, ни его собеседники давно, еще с конца двадцатого века не посещали «двухэтажный» (так он представлен в статье) «дом, где в квартире Красикова Петра Ананьевича в марте — апреле 1897 г. Ленин Владимир Ильич бывал для установления связей с местными социал-демократами» (директор музея, вопреки этому подтвержденному Правительством РСФСР «юридическому статусу» объекта культурного наследия сообщает, что и «революционер Красиков тоже не встречался там с Владимиром Лениным, а совсем в другом доме»). От опрошенных газетой по поводу предстоящей, якобы, «утраты реликта» членов компартии и от читателей утаили самое главное: посвященная П.А. Красикову мемориальная экспозиция в носящем имя революционера музее уже давно полностью демонтирована по инициативе руководства Красноярского краевого краеведческого музея, еще в 2006 г. дирекцией была сделана попытка «переименовать» Дом-музей П.А. Красикова в «Дом физики», при этом музеем неоднократно заявлялось, что восстановить мемориальную экспозицию он не в состоянии.


Вместо «красиковской» экспозиции, в музее семь лет как размещена «интерактивная» выставка физических приборов «Бегство от удивлений или красноярские открытия» по грантовому проекту авторской группы во главе с В.М. Ярошевской. Музей пытался добиться, в том числе в судебном порядке, права не восстанавливать существовавшую в 1970-1980-х годах мемориальную экспозицию, о чем свидетельствуют материалы проверок Средне-Сибирского управления Министерства культуры РФ и рассмотрения иска музея в Арбитражном суде Красноярского края. В нарушение подписанных музеем охранных обязательств, объект культурного наследия федерального значения находится в аварийном состоянии.


Все это и побудило в 2012 г. деятелей науки, культуры и образования Красноярского края, Москвы, Санкт-Петербурга и зарубежных стран, многих жителей региона обратиться к руководству края с предложением разместить в доме, связанном с жизнью и деятельностью протоиерея В.Д. Касьянова, музейно-просветительский проект «Касьяновский дом», который предполагает объективное и взвешенное отражение в будущих экспозициях событий истории региона и исторических личностей, включая и давно в действительности «изгнанного» из музея внука В.Д. Касьянова, П.А. Красикова.


Красноярская митрополия и Красноярская епархия РПЦ никогда и нигде не ставили вопрос о возвращении и передаче в собственность Церкви бывшего дома причта Богородице-Рождественского собора, в котором более тридцати лет жил и работал выдающийся сибирский просветитель протоиерей В.Д. Касьянов (как справедливо отмечается на официальном сайте краеведческого музея, дом В.Д. Касьянова более 30 лет был несомненным духовным и «культурным центром» Красноярска). Создание Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» официально осуществлено в 2010 г. по инициативе широкой общественности в рамках Красноярского регионального общественного фонда попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка».


Красноярская митрополия поддерживала и будет поддерживать этот подлинно народный проект, направленный на сохранение многоконфессиональной и многонациональной духовной культуры Красноярского края, изучение ее непростой многовековой истории. Первые итоги успешной реализации проекта были представлены Святейшему Патриарху Кириллу и Губернатору края Л.В. Кузнецову во время визита Его Святейшества в Красноярский край в сентябре 2012 года. На этой встрече Губернатор края заверил Святейшего Патриарха, что вопрос о размещении «Касьяновского дома» в доме, где 30 лет жил кафедральный протоиерей В.Д. Касьянов, решен положительно и будет при участии краевого министерства культуры осуществлен в ближайшем будущем.


Не выдерживают критики содержащиеся в статье утверждения о «неожиданности» для дирекции музея предложения разместить «Касьяновский дом» в доме, где жил протоиерей В.Д. Касьянов (официальная переписка об этом ведется с участием министерства культуры края и подведомственного ему краеведческого музея с 7 февраля 2012 г.). Представляются недостойными попытки авторов статьи создать в связи с этим видимость «противостояния» Церкви и музейного сообщества. Подготовка будущего проекта «Касьяновский дом» была начата при активном участии краеведческого и других музеев и архивохранилищ края еще в 2003-2004 гг., когда по поддержанной Красноярской епархией общественной инициативе в здании Дома-музея П.А. Красикова была развернута обширная выставка «В начале было Слово» (видимо, это имеет в виду директор музея, замечая, что «отдел краеведения», который, по ее словам, находится в «двухэтажном» доме, «давно не дает покоя священнослужителям»). На выставке впервые были тогда представлены как экспонаты из будущих фондов создаваемого «Касьяновского дома» и из собрания Красноярской епархии, так и из фондов музейных и архивных учреждений края, в т. ч. документы, рукописи и фото протоиерея В.Д. Касьянова, архимандрита Макария (Суслова), епископа Никодима (Казанцева). А в 2005-2011 гг. авторами проекта и сотрудниками краеведческого музея успешно осуществлена совместная, подкрепленная подписанным В.М. Ярошевской договором, подготовка к печати под грифом «Касьяновского дома» двухтомного издания дневников протоиерея В.Д. Касьянова. (На страницах издания подтверждается, если уж говорить о фактах истории, и то, что дом, ныне расположенный по адресу: ул. Ленина, 124, начиная с 1864 г. принадлежал Церкви – вопреки безапелляционным утверждениям руководителя краеведческого музея). Работа с собираемыми с 1990 — 2000 гг. фондами Касьяновского дома (более 10000 единиц хранения), подготовка многочисленных мероприятий в рамках проекта также ведутся при участии музейщиков Красноярского края и привлечением их бесценного профессионального опыта.


К сожалению, директор Красноярского краевого краеведческого музея В.М. Ярошевская публично отказалась участвовать в проекте и в работе межведомственной рабочей группы, созданной летом 2012 г. по согласованию с министерством культуры края для решения всех связанных с проектом вопросов (в статье же директор музея утверждает: «Со мной ведь никто и не разговаривал, и даже митрополит. Больше всего раздражает, что все планы обсуждаются неизвестно с кем за моей спиной!») В.М. Ярошевская запретила при этом членам рабочей группы впредь появляться «в количестве больше трех» на «музейной территории». При всем уважении к заслугам В.М. Ярошевской в музейном деле, Совет вынужден отметить, что такая позиция означает игнорирование интересов и инициатив общества, свидетельствует о нежелании обсуждать и решать при участии общества существующие в музейной жизни региона проблемы.


Несмотря на занятую руководством музея позицию, Общественный совет Красноярской митрополии по-прежнему убежден, что участие сотрудников Красноярского краевого краеведческого музея, равно и других учреждений культуры, образования и науки в реализации проекта «Касьяновский дом» крайне необходимо, оно могло бы помочь начать в духе сотрудничества и согласия решать в регионе многие непростые и неоднозначные вопросы, возникшие после окончания советской эпохи, например — осуществить совместное временное или постоянное экспонирование в «Касьяновском доме» принадлежавших до революции храмам, клирикам и пастве Красноярской митрополии документов, фотографий, икон и других, до сих пор не утративших свой сакральный для верующих характер «экспонатов» из фондов музеев края.


Общественный совет Красноярской митрополии по науке, культуре и образованию требует от газеты опубликовать опровержение содержащейся в статье информации, не соответствующей действительности, оскорбительной как для священнослужителей и православных верующих, так и для всех граждан, поддержавших проект «Касьяновский дом».

Совет считает необходимым принесение редакцией «МК в Красноярске» извинений за публикацию «Церковь намекнула на уплотнение истории», провоцирующую рознь и конфликты между различными группами гражданского общества региона.



См. также:

Гуггенхейм С. Церковь намекнула на уплотнение истории
Общественный совет Красноярской митрополии обсудил  процесс воссоздания Богородице-Рождественского собора