27 апреля, в праздник Антипасхи, Неделю 2-ю по Пасхе, святого апостола Фомы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине (г. Москва) и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили архиереи Русской Православной Церкви и православное духовенство Москвы.
Многие молящиеся, которые не смогли попасть в переполненный храм, наблюдали за трансляцией Патриаршего богослужения на большом экране, установленном рядом с церковью.
По окончании Литургии настоятель новоосвященного Знаменского храма протоиерей Георгий Полозов приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес ему пасхальное яйцо и лампаду. Затем Святейший Владыка Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал:
— Сколько существует мир, столько существует и вера. Даже те люди, которые сбивались с пути истинного богопознания под воздействием разных ложных философий или неправильно понятого человеческого опыта, обожествляли то, что Богом не является. И те имели в сердце веру. Но такой веры недостаточно. Нужно верить в то, что Иисус есть Христос и Сын Божий .
Верить всегда непросто. Как замечательно сказал об этом Василий Великий: всякое слово Божие — это истина, исполненная силой, хотя природа нередко уверяет нас в обратном. Потому вера — есть великий подвиг.Эти слова Василия Великого, который был чрезвычайно просвещенным, ученым человеком, прекрасно знавшим античную философию, бывшим на высоте тогдашней этичной мысли, так ясно формулируют, что означает верить.
Верить означает нередко идти против здравого смысла, против человеческого опыта, против закона природы. Потому что природа уверяет нас нередко в обратном. Почему Фома не поверил со слов апостолов? Да потому что природа уверяла в обратном: не может воскреснуть человек, он умирает, его тело разлагается, распадается на молекулы, исчезает.
Как может воскреснуть человек? Это было против опыта Фомы, как и против опыта абсолютного большинства людей, живущих и живших на земле. И потому он говорит эти страшные слова: пока не вложу свои пальцы в язвы от гвоздей, пока не осяжу руками ребра Его, не поверю; мне нужны доказательства, которые утвердили бы меня в том, что Христос Воскрес. И когда является Спаситель, Он просто говорит: осяжи Мое Тело, и не будь не верен, но верен; и блажен тот, кто верит, не видя, не зная.
Вера есть некая особая сила, присущая человеку. Это сила ума, сила воли, сила чувств. Вера вбирает в себя все потенции человеческой личности, все то, на что способен человек. Потому что увидеть то, что лежит вне человеческого опыта, прозреть то, что прозреть невозможно в личной жизни, можно лишь при огромном внутреннем напряжении, концентрации сил, ибо это великий подвиг, говорит Василий Великий.