5 июня, по окончании Божественной литургии в Иоанно-Предтеченском храме города Красноярска, Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.
Дорогие братья и сестры!
Сегодня, в XXI веке, уже мало кто будет говорить, что «Бога нет». Даже те, кто далек от Него, знают, что Бог есть, что эта сила управляет миром и что каждый человек даст Ему ответ за свою жизнь. Так же, как каждый знает, что есть диавол и его слуги, и что грешники — это его достояние и его достижение.
Бог никогда не оставлял человека. С того самого момента, как создал его. Не оставляет и по сей день — знаки этого очевидные и даже страшные: достаточно вспомнить о распятии Спасителя мира Господа Иисуса Христа, вспомнить о прошедшем XX столетии, когда разрушали храмы, уничтожали всякую веру. Господь ниспослал на нашу землю испытание, и оно еще продолжается. И чтобы люди не говорили с недоумением: «Что же это Бог так попустил, что дети погибают, что на Украине взрываются снаряды, что народ восстает на народ, что в России много проблем, что в мире несправедливость? Где же Бог?» — для этого важно понимать, в первую очередь, из всей истории наших взаимоотношений с Богом то, что Он — в Церкви, которая говорит о Нем, пророчествует и свидетельствует о Его участии в жизни людей.
Ни в одной Церкви земли нет никаких злобных проявлений: ни революций, ни войн, ни земных страстей, нет их – и среди православных. Ведь в среде подлинно православных людей не встретишь пьяниц и наркоманов, развратников и разрушителей семьи. Православные женщины не делают аборты, и мужья их благоразумны. Почему? Потому что они слышат голос Бога. А до распятия Христа и до Его пришествия, что же было в мире? Да то же самое — о Боге говорили пророки. И сегодня слово пророков для нас очень важно.
Пророк — это не тот, кто предрекает будущее, а тот, кто убеждает нас, что Господь – есть: «Веруйте, люди, ибо кара за ваше неверие падет на вас! Без веры вы утратите детей, и дети будут плясать на костях ваших, ибо их заберет диавол». Несколько тысячелетий назад было сказано: «Ибо то самое, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния… Он никогда не удаляет от нас Своей милости и, наказывая несчастьями, не оставляет Своего народа» (2 Макк. 6: 14, 16).
Но единственный пророк, который как духовный мост пролег между ветхозаветными верующими поколениями рода человеческого и народом израильским — великий пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. Он от рождения своего свидетельствовал о явлении Бога в образе человеческом, об Иисусе Христе. И по сей день мы находим много частиц его тела, открываются они и в новые времена. Неслучайно его честная глава — несколько раз украденная, попранная Иродиадой в месть за обличение ее неблаговидных поступков перед супругом — все равно чудесным образом возвращалась к монахам: тем, кто был ее достоин. Поэтому мы празднуем память трех обретений честной главы Иоанна, и Усекновение его главы, и Рождество Иоанна Предтечи, — потому, что он завершал древнее пророчество о Боге. И о том же Боге говорил он, но уже как о Его присутствии в мире человеческом в образе Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Великий дар получили люди, верующие во Христа, великий дар получили православные: они имеют право от своего сердца, от души, говорить другим о Христе, о Боге, о спасении, об антихристе, о разрушении и созидании мира. Иными словами, открылось право верующих людей не только слушать слово Божие с амвона, но и самим творить чудеса молитвами. Все святые служили Господу, все они были людьми. А значит — и нам открыта возможность познавать волю Божию и жить этой волею. Но без пророка Иоанна Крестителя Предтечи мы, быть может, боялись бы Бога или отчуждались, как древний Израиль. А Господь избрал Крестителя чуть старше себя (на несколько месяцев), почти ровесника, для того, чтобы показать, что Он равен нам, что Он — не грозный господин, а любящий Отец, Учитель и наставник. Но Он еще и судья, который нелицемерно, без всяких пристрастий, судит человеческие грехи.
И как только сердце человека вздрагивает и кается, как только человек меняет свою жизнь, тут же Господь посылает благодать этому человеку и тот живет, благодаря Господа, в радости и в постоянном великом наслаждении общением с Богом в молитве. И самое главное — Господь дал Матери Божией и пророку Предтече Крестителю быть нашими защитниками и на Страшном суде, и в минуты, когда душа наша будет уходить от тела — когда нам откроются неземные знания и видение ангелов и демонов. На кого тогда будем уповать? На какого доктора? Естественно, на тех, кто скажет: «Господи, прости им! Они были верующие, они были православные мужчины и женщины, но они грешили, прости им грехи их!».
И Господь, если сейчас слышит, то и в тот час услышит и поможет перейти нам в жизнь вечную, чтобы там с Господом вершить дела Правды и Истины, спасая весь мир и всю землю. Потому что земля не погибнет, как говорится в Апокалипсисе — новая будет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…» (Апок. 21:1). Все будет новое. А как оно, новое, станет? Только по воле Божией. Но кому нужны новые платья, одежда и дом, если там нет хозяев? Это человеку нужно. Поэтому Иоанну Предтече и дана такая власть — ходатайствовать за нас перед Господом, во наше грядущее спасение. При этом так его сила велика, что сколько бы миллионов и миллиардов людей не пришли к нему, он за каждого духовно заступится. Совсем иное состояние будет у наших душ, и тела будут иные. И все это известно только нам, православным христианам — от того с нас и спрос, который никто не отменял.
И ничего не нужно делать героического — нужно просто веровать, и сколько есть возможности — молиться и подражать в жизни своей Господу нашему Иисусу Христу. Храни вас Господь и Матерь Божия! С праздником Третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Аминь.