По окончании Божественной литургии в кафедральном соборе в честь Покрова Божией Матери г. Красноярска 21 сентября, в двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Митрополит Пантелеимон обратился к верующим с проповедью:
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, братья и сестры, — Рождество Божией Матери. Этот праздник является первым христианским событием в году, потому что предки наши и многие другие народы земли новый год праздновали в сентябре. К этому времени уже Господняя благодать в виде всех летних и осенних работ завершена, люди составили планы на зиму и на весну. И это было правильно.
Но знали ли современники Царицы Небесной, ее земных родителей, святых праведных Иоакима и Анны о том, что приход в мир этого младенца, имя которой Мариам, совершит переворот в нравственном состоянии рода человеческого, и люди пойдут иной дорогой, чем той, которой шли от Адама и Евы? Ибо в Адаме все умерли, и Ева согрешила, а грех стал господствовать в роде человеческом и не остановил ни Вавилонское столпотворение, разделение языков, ни потопные воды — их остановило только Распятие Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Господь, великий наш Отец Небесный, как Великий Предводитель видел путь рода человеческого, путь погибельный, который люди избрали после грехопадения.
В первых строках Ветхого Завета Господь говорит о грехах: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми» (Быт. 3:14). «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей» (Быт. 3:16). Адаму сказал: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17–19). И еще говорил так: «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15). Это прямое указание на приход в мир Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.
Но не было бы этого божественного действа, и план бы не осуществился, если бы сам Господь не показал путь к спасению рода человеческого через молитву. Мы знаем молитвы древних пророков и пророчиц, Иоакима и Анны, от древнего рода Царя Давида. Чадородие считалось благословением Божиим всегда, и поэтому за бездетность злые человеческие языки много причиняли горя Анне, считая, что она или предки ее грешны перед Богом. И часто Иоакиму говорили священники, что он грешник, раз у него нет детей. Анна молилась и постилась, просила Господа открыть, чем согрешила, не дать сойти в могилу с позором. И сегодня мы должны так молиться, но нам Господь послал святую Церковь, священников и Таинства в помощь. Иоаким молился и плакал скупыми мужскими слезами. И когда смерть их была уже близка, совершилось чудо: плоть, которая не способна рождать, зачинает и рождает младенца. Рождество Девы Марии произошло по молитвам Ее родителей. Через четыре года, которые были пасхальной радостью Иоакима и Анны, их не стало, но они были оправданы Господом перед всем миром.
В Ветхом Завете сказано, что земля, из которой творился Адам, была свята, не было злой энергии в ее свойствах, чистые силы соединяли все ее элементы, Божественное дыхание присутствовало в земле. Так должно было произойти и пришествие в мир Христа, нужно было подготовить землю, и родилась Пречистая без греха и порока. Кто знает, что в этот момент произошло в мире духовном? Кто знал, что теперь откроется иное понимание человеческого достоинства и счастья на земле? Еще так же торговали рабами, фарисеи учили народ, но после этого события пройдет 35 лет, как явится в мир родившийся от Девы Марии Бог, воплощенный в плоть от кровей человеческих, чтобы нас учить, спасать и доказать, что человек может себя спасти. В наши дни сложно и опасно говорить, что алкоголик и наркоман не вылечатся. Если обратиться к Богу, то каждый станет тем человеком, которым его создал Господь.
В первую очередь день Рождества Пресвятой Богородицы — первый праздник нового года. С него начинается индикт, или порядок празднования Божественных и человеческих событий до следующего Рождества Богоматери. Из этого праздника мы должны вынести очень важное восприятие вещей. Это глубокая преданность воле Божией. Нужно полагаться на волю Господню, как Иоаким и Анна. Молитва Господу доходит, но исполняется тогда, когда человеку она важна для спасения. Когда сам человек понимает, когда нужно идти каяться и просить прощения у совести и разума, очищать совесть и душу. «Стучите, и отворят вам» (Мф.7:7), — говорит Господь о молитве. И, конечно, спасает вера во всезнание, вездесущность Великого Господа, Создателя и Спасителя нашего от всех времен и до скончания грешного мира и торжества воскресения всех нас.
Теперь мы знаем и Распятие, и Страдание, и Воскресение Господа, а Святая Церковь, по всей земле славящая Господа и любящая Матерь Божию, — ибо она истинный человек, выше херувимов и серафимов, и совершает важную работу день и ночь — молится за всех нас, умудряет нас, присутствует в наших горестях, в детских скорбях, как Мать Спасителя, сама того даже не зная. Аминь.