По окончании Божественной литургии в Покровском храме города Назарово 19 октября, в Неделю 19-ю по пятидесятнице, день памяти святого апостола Фомы (I), Митрополит Пантелеимон произнес слово проповеди:
— Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, вспоминаем память апостола Фомы. В народе существует поговорка, когда человек чему-то не доверяет, даже очевидному, то говорят: «Фома ты неверующий». И тем самым вошел Фома в историю человечества, как человек, который имел особое свойство своей души, характера, разума не принимать все сразу на веру.
В сегодняшнем евангельском чтении мы вспоминали, как апостолы собрались в помещении, где были закрыты двери и окна. Многие иудеи поклялись убить их, как последователей Христа, и апостолы боялись насилия. Они находились в большой печали: мало того, что не исполнились их надежды, желания, так они и оказались беззащитны. Их жизни и их семьям грозила смерть.
И в это время явился Господь Иисус Христос, который сказал им: «мир вам!» (Ин. 20:19). И далее: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21), дунул и сказал: «примите Духа Святаго» (Ин. 20:21). «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Господь тем самым сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18—19). Эта власть и по сей день спасает род человеческий: священники, как восприемники этой силы, прощают и разрешают человеческие прегрешения.
А что человека больше всего давит? Тяжелый грех, с надругательством над Господом и жизнями других людей, буквально уничтожает личность человека. Дьявол не оставляет его в покое, и только духовная сила, Божия сила спасает нас через покаяние. Во всех делах Господь дал ученикам власть — благословение, от простейшего дела — освящения дома до молитвы над болящим, умирающим.
Господь явился апостолам чудесным образом, как стал являться после Воскресения из мертвых, и опять исчез, и не открывались двери и засовы в помещении. Ученики получили духовное подкрепление, они должны были ждать дня Святой Троицы, сошествия благодати Духа Святаго, основания Церкви, когда они сами получат особые силы, и будут идти на вольную смерть, проповедуя Христа Распятого, Воскресшего, и созидая Церковь спасения для всего мира.
Апостол Фома пришел в то помещение позже, и ему сказали, что Господь приходил. Но Фома произнес в сердце своем: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Фома не верил апостолам: может, им привиделось или бес показал чудо. И в следующий раз, когда и Фома был с апостолами, Господь явился, и то же самое совершил, но сказал: «подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Но Фома и сердцем, и умом, и душой почувствовал, увидел Господа. И, не думая ни о чем, ответил: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). И тогда Господь сказал: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Таким образом Господь превознес нашу с вами веру.
К нам с вами не являлся Господь во плоти, как наши родители, но Он открылся в сердце и вере нашей. Для Господа нужно было это явление перед Фомой, чтобы поколения верующих 2000 лет не требовали Его реального присутствия. Он открывается нам в Святом Причастии, в исполнении наших молитв, в священниках, храмах и богослужениях. И нашу веру Господь принимает, как величайший дар, потому что эта вера признает и раны Господа, и смерть Его на кресте, и погребение, и Воскресение. И главное — мы наследники Царства Божиего, вечной жизни, которую Господь нам обещал.
Мы с вами простые люди, и у каждого немало грехов, но нам, земным, Господь дал исправление через Его торжество над смертью. Даровал нам Господь любовь свою и веру, и эта вера ведет каждого из нас по дороге вечной жизни. Господь дает нам утешение: когда поднимаемся, когда смущены чем-то, когда, как и Фома, требуем подтверждения, — являются эти утешительные слова Господа: блажен верующий и не видевший. Он прославил Фому за его твердость и желание видеть, но Он превознес всех верующих на земле в Иисуса Христа и Его деяния превыше требований.
Поэтому верующим на земле остается молитва, безграничная вера и надежда, а любовь мы достигаем через нашу веру. Она приводит нас в храм, к Исповеди, к исправлению жизни. Эта вера Христова открывает нам бессмертие, торжество истины и Божией правды, как на земле, так и на небе, в наших душах и сердцах. Она дает нам право считать себя самыми счастливыми людьми на земле, потому что мы — верующие в Господа Иисуса Христа. Аминь.