По окончании Божественной литургии во Введенском храме поселка Березовка, которая была совершена 4 января, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Митрополит Пантелеимон обратился к собравшимся с проповедью:
– Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодняшнее воскресение носит название «Неделя святых отец», а прошлое называлось «Неделя святых праотец». И мы слышали в начале, как протодиакон читал Евангелие и перечислял имена людей и родов. Что это за люди? Какое они имеют к нам отношение?
Мы все знаем, что буквально через два дня будет праздник Рождества Христова. Однако ни один день рождения даже простого человека не бывает случайным, каждый рождается для определенных дел, чтобы оставить след. Кто-то оставляет добрую память, а кто-то теряет и разрушает себя. Каждый рождается для чего-то. И учителя вспоминают те, кого он учил, пока живы.
Главное дело на земле – продолжить род, произвести на свет себе подобных, Богом данных младенцев, чтобы потом Господь не сказал, что дал человеку жизнь напрасно, что тот не трудился, не исполнил заповедь жизни.
Святые праотцы – те, кто как Адам и Ева потеряли Бога, оттолкнули Его, согласились с диаволом, но затем раскаялись, и их покаяние длилось долго. Кто-то должен был привести людей к Богу Истинному, и прежде чем прийти через Рождество Христово, Господь избирал людей, которые Его искали. Это были первые праведники на земле: Энох, которого взял Господь живым на небо; пророк Илья; пророк Моисей; Авраам, отец всех верующих людей, который веровал в Единого Бога и испытывал тяжести и горести; его сын Исаак и внук Иаков.
Эти Божии пророки и святые люди уверовали лишь за то, что Господь сказал в словах Аврааму: «благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28:14). Вера в Бога дает человеку право на справедливость, законность, свободу, самоопределение. Авраам не знал, как это будет, не представлял, а это было откровение о Рождестве Христовом, о Господе. Ближе к Господу – Царь Давид, Царь Соломон, и совсем близко – святые праведные Иоаким и Анна, и совсем рядом – Богоматерь, Дева Пречистая. Они веровали в то, что Бог принесет людям счастье в жизни, научит людей бороться со своим злом. И это время пришло и начало расцветать верующими после Распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа.
Эти древние люди были среди мрака неверия, колдовства и поклонения идолам, но веровали в свет Господний. И эта вера есть в сердце каждого из нас, здесь стоящих. Она привела нас в храм. Мы мало знаем, как вести себя в храме, понимать слова Господни, мы этому учимся. Но Господь уже нас привел к свету, и Он говорит, что наша вера – это вера закона и истины, справедливости, правды и жизни как на земле, так и в вечности.
Во все времена пытались убивать веру, и в древности, и в двадцатом столетии. И сегодня мы с вами, живя в городах, поселках, деревнях, окружены людьми пока еще слепыми по вере, которые совершают непонятные и для них деяния и погибают. И только вера может научить человека, как сказать ребенку, почему он не должен курить табак, принимать наркотики, развратничать, а должен учиться. Только верующий может сказать человеку, что надо беречь весь земной шар, и что окружающие люди, кажущиеся злыми, замучены тяжелой безбожной жизнью. И чтобы эта вера получила оправдание, в мир и явился Спаситель наш Иисус Христос. И у христиан вера не скрыта завесой, как у святых праотцев, а как ясное солнце: мы знаем, что она учит нас доброте, вечной жизни, спасению и человеческой нормальной жизни, которой не хватает в нашем обществе, в семьях. Господь по вере нашей помогает нам исправлять плохое и разрушающее нашу жизнь.
В это воскресенье перед Рождеством мы вспоминаем всех верующих в Единого Бога, потому что у них такая же вера, как и у нас, а значит мы с вами все у Господа на глазах. Господь нас видит и участвует в нашей жизни, помогает нам. А через нашу веру исправляется и все общество. Верующий человек есть Божий труженик, который совершает добро. Но верующему жить нелегко в мире, где мало веры. Но и не нужно искать легкости и беззаботности, потому что нам еще открыта и тайна вечной жизни – того, что мы с вами наследуем эту жизнь и что Господь нас не оставляет на земле и не оставит на небе и в вечности.
Господь помогает нам, раз мы живем и делаем что-то светлое и прекрасное, которое сохраняет в нас человеческую душу, сердце и образ жизни. Аминь.