Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда напомнил, что вопрос церковной реакции на акты публичного богохульства соборно рассматривался Церковью.
«Как известно, в 2011 году Архиерейским собором был принят документ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», который достаточно подробно определяет порядок церковного реагирования на подобные акты. Он преимущественно ориентирован на СМИ, но применим и к отношениям в сфере культуры», — напомнил Владимир Легойда.
«Прежде всего, в этом документе сказано, что “в случаях оскорбления Бога или святыни в публичном пространстве важно, чтобы уполномоченные Синодальные или епархиальные церковные органы давали квалифицированную оценку данному акту и определяли способы противодействия богохульству в конкретном случае”», — добавил он.
«Из этого, как очевидно, не следует, что любой верующий или священнослужитель, увидев в публичном пространств нечто, кажущиеся ему богохульством, оскорбляющим его чувства, должен по собственной инициативе бежать в прокуратуру», — пояснил представитель Церкви.
По словам Легойды, в «Отношении…» специально подчеркивается, что «грешит не только тот, кто хулит Бога, но и тот, кто ложно обвиняет кого-то в богохульстве», и поэтому право установления акта богохульства предоставляется не отдельным лицам, а компетентным церковным органам.
«Полагаю, что митрополит Новосибирский и Бердский Тихон действовал в соответствии с церковным правом, учитывая исключительный характер ситуации, обратившись с жалобой в правоохранительные органы на постановку оперы «Тангейзер». Но этот прецедент вовсе не дает право каждому священнослужителю и верующему по любому поводу обращаться в суд, особенно учитывая требования принятого Архиерейским собором документа», — подчеркнул председатель СИНФО.
По мнению Владимира Легойды, странной является реакция одного из священнослужителей на постановку «Метели» в Ижевске, особенно учитывая, что епархия воздержалась от оценки постановки.
«Церковь как никто другой заинтересована в том, чтобы по статьям, защищающим чувства верующих, не было уголовных дел. Мы призваны находить общий язык с творческими людьми, с журналистами в мире и взаимопонимании», — отметил представитель Церкви.
«Поэтому я призываю авторов новосибирского «Тангейзера» услышать верующих людей и завершить эту конфликтную ситуацию без судебных приговоров. Надеюсь, это еще возможно», — заключил Легойда.