24 марта в Архиерейском доме города Красноярска состоялось совещание по активизации работы по введению в общеобразовательных организациях Красноярского края курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предмета «Основы православной культуры».
Участие в совещании приняли Глава Красноярской митрополии Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон, Епископ Канский и Богучанский Филарет, Епископ Норильский и Туруханский Агафангел, заместитель начальника Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Роман Баринов, начальник отдела общего и дошкольного образования министерства образования и науки Красноярского края Татьяна Гридасова, руководитель главного управления образования администрации Красноярска Алексей Храмцов, проректор Красноярского краевого института повышения квалификации Светлана Андреева, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков.
В зале присутствовали благочинные и настоятели церквей благочиний Красноярской митрополии, председатели отделов митрополии, сотрудники Управления общественных связей Губернатора края и Красноярского краевого института повышения квалификации, работники православных образовательных учреждений.
Со вступительным словом выступил Митрополит Пантелеимон: «Сегодня забота о наших детях выходит на передний план. И не только их будущая образованность и знания, полученные в школе, а багаж духовных знаний, который они понесут по жизни, нравственные устои и ценности, которым будут следовать.
Проблемы, связанные с преподаванием ОПК в школах края, вызывают обеспокоенность. Не беспочвенны опасения: недавняя ситуация в сосновоборской школе показала, что не все гладко в области преподавания курса ОРКСЭ в средних учебных заведениях.
Россия стоит в шаге от принятия искаженных западных ценностей. Наше общество, нравственность, ментальность и наша государственность, мир испытываются на прочность чуждыми идеалами и ориентирами.
Здоровые силы общества, включая традиционные для России духовно-нравственные институты, до сих пор не используют возможности воспитания в школе, которые открыло введение курса ОРКСЭ. Школе не оказывается обществом крайне необходимая ей помощь. Необходимы каждодневный анализ и каждодневная совместная деятельность школы и общества. Учить и воспитывать – самый большой труд. И Господь сказал: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3, 1). «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6)».
В своем выступлении Митрополит отметил негативное в условиях отсутствия целенаправленного воспитания воздействие на детей интернета и средств массовой информации, привел в пример опыт по преподаванию духовных дисциплин в Германии. Архиерей отметил, что Церковь не нацелена на то, чтобы в школах преподавали Закон Божий, а цель курса ОРКСЭ – «дать молодым поколениям узнать место православной веры и других традиционных религий в истории и современности страны».
«Не школа приводит ко Христу, а храм, родители и батюшки в рясах, – отметил иерарх. – Нам бы хотелось помогать, не вторгаясь в планы школы, не нарушать религиозное законодательство, а помогать учителю компетентно нести знания детям. Не умаляя при этом значения церковных святынь и смысла религии».
Затем Роман Баринов отметил, что Министерство образования и науки края и Управление общественных связей Губернатора края, при участии Красноярской митрополии и традиционных конфессий, призваны активизировать работу по введению и преподаванию курса ОРКСЭ. Ответственным в этой работе определена министр образования и науки Красноярского края Светлана Маковская.
Епископ Филарет выступил с докладом об успешном опыте увеличения процента выбора курса ОПК в Тверской области благодаря сотрудничеству Тверской епархии с департаментом образования. «В районах области я на занимаемой тогда должности председателя отдела религиозного образования и катехизации вел разъяснительную работу с начальниками управления образования и директорами школ, — отметил Владыка. — Объяснял цель курса, как культурологическую, которая состоит в том, что мы обязаны знать основы традиционной культуры».
В ходе дальнейшего общения были обозначены проблемы, с которыми сталкивается духовенство при попытке рассказать о курсе ОПК в школах. Распространенным препятствием является то, что священникам не сообщают точную дату проведения родительских собраний, директора школ порой скептически настроены по отношению к Церкви, священники не успевают посещать школы из-за искусственных нестыковок по времени. Сомнения у учителей и представителей системы образования возникают и по поводу содержания курса, так некоторые из директоров видят его, как миссионерский, а не культурологический. По сегодняшний день родители выбирают светскую этику, как самый «нейтральный вариант», в то время как разработанность учебников по этому модулю как раз и вызывает наибольшее число вопросов.
По итогам совещания для активизации работы по внедрению и преподаванию курса ОРКСЭ и предмета ОПК участники встречи признали необходимыми ряд инициатив. Провести дополнительную подготовку и переподготовку учителей православного и других модулей и курса в целом с привлечением представителей религиозных организаций. Увеличить период проведения собраний по выбору модуля с начала февраля до конца марта. Усилить работу по развитию преподавания курса в Красноярске, где сосредоточена почти треть четвероклассников края и обратить внимание на территории со слабой организованностью преподавания и возможностей для осознанного выбора родителями желаемого модуля из предлагаемых пяти. Обеспечить свободу выбора обучающимися и родителями модулей курса ОРКСЭ и акцентировать внимание директоров школ на образовательную и воспитательную роль ОПК и других модулей.
См. также:
Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Красноярского края и архиереями Красноярской митрополии
Постановления Архиерейского Совещания, выбор модуля ОПК в школах и развитие молодежного служения обсудили на Епархиальном собрании