Новости, Проповеди

Владыка Пантелеимон: «Христианам нельзя осуждать даже беса»


26 марта, по окончании Божественной литургии Преждеосвященных Даров в Благовещенском монастырском соборе Красноярска, Митрополит Пантелеимон обратился к верующим с проповедью:

Дорогие братья и сестры!

Вчера была нелегкая — длительная служба, посвященная Марии Египетской, а сегодня мы причастились Святых Таин, которые дал нам Господь, чтобы сердца наши не охладевали к вере и чтобы души наши всегда оставались освященными Духом Святым, молодыми и юными, стремились к ангельскому бытию и вечной жизни.

Мы слышали сегодня удивительную молитву Ефрема Сирина, которую только в Великий пост произносим. В древности ее читали и в посты Рождественский, Петров и Успенский: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Последние слова особенно важно нам с вами принять — «неосуждати брата своего». Попал под суд человеческий совершенно невинно Господь наш Иисус Христос. А кто осудил его? Говорят, что Пилат и Ирод — неправда: Его осудил народ, который, обманутый, кричал: «Распни! Дай нам Варавву!» И Пилат руки умыл, понимая, что перед ним стоит великий праведник (См. Лк. 23:18–25). Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается (Мф. 26:24).

Господь принял человеческий образ, принял на Себя все человеческое, чтобы мы увидели, каким должен быть верующий человек, православный христианин, и узнали, что человека может смертельно ранить — это клевета, ложь, беззаконие. Поэтому христианам нельзя осуждать. И святые отцы запрещают нам осуждать даже беса — мы должны не проклинать и не ругать, а только говорить слова: «Отрицаю тебя, сатана! Силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста огради мя, Господи, от соблазнов сатанинских».

А если нам Господь запрещает поднимать войну даже на Его творение лукавое, которое воюет с Ним, то тем более мы не должны обвинять и осуждать ближних своих, особенно падших: наркоманов, гулящих, алкоголиков, картежников и прочих. Нам только подобает молиться, как молился Сам Иисус Христос: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). И подобает, как Ефрем Сирин, великий подвижник, видя вокруг себя непотребства, которые творятся иногда и на глазах детей, — не осуждать, потому что человеческое царство, смешанное со грехом от диавола, всегда бывает неправильным.

Человек призван через Церковь к Небесному Царству, там святость и чистота, поэтому и сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:1–2).

За время поста больше всего мы должны научиться не милостыню подавать, а не осуждать ближних своих, не гневаться на глупости и зло, понимать, что то, что творится, от лукавого. Мы должны помнить каждый день слова: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24): избранные — те, которые уверовал в Господа и кого Господь Сам избрал и вложил в сердце веру.

Мы не сами сегодня пришли в этот храм — нас Господь избрал. Какая Божественная любовь, милость дана верующему человеку, особенно верующему в Иисуса Христа, и особенно православному! Поэтому и просим у Господа, чтобы открывал дорогу к помыслам прощения, сострадания и даже слезной молитвы за тех, кто грешит, и, конечно же, друг за друга, за верующих всего мира. Потому что пока верующие есть — свет Литургии будет светить, и дети будут смеяться, и в монастырях будут молиться, и священники будут.

Мы мир можем исправить молитвой и своим примером. В этом и сокрыто целомудрие души. И восстанавливается оно покаянием. Когда мы близко стоим с Господом, то видим козни диавола и умеем отбиваться от них своей верой, своими молитвами, и, конечно же, своим постом. А Великий пост нам и дан, чтобы мы приблизились к ангелоподобной жизни и первым людям на земле, Адаму с Евой, до грехопадения: мы их дети. И тогда можем не бояться за свою вечную жизнь. Мы знаем, что двери Царства Божия открыты всякому, кто призывает имя Господне со страхом, покаянием и трепетом.

Аминь.