Новости, Проповеди

Глава Красноярской митрополии: «Вечная жизнь начинается с нашей веры»


19 августа, в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по окончании Божественной литургии в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия поселка Элита Емельяновского района, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к собравшимся со словом проповеди:

— Мы сегодня празднуем Преображение Господне. Это особый праздник, и совершился он не как праздник, а как Божие деяние, как Божие откровение. И гора Фавор существует, стоит на пути между Иерусалимом и Галилеей. И храм там стоит, и люди, верующие в Иисуса Христа, собираются на молитву со всего Божиего мира. И облако посещает эту гору каждый год во время богослужения.

Господь специально взошел на гору, которая стояла между благочестивым Иерусалимом и языческой Галилеей, знаменуя своей силой, что Он пришел для всех народов — разных языков, культур и религий. Однако Господь совершил это не созвав народы, Он взял Петра, Иакова и Иоанна, всего лишь трех своих апостолов, «и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф 17:1—3).

С Иисусом Христом беседовал Моисей, пророк Господень, который вывел из рабства народ Божий и который ушел и умер, чтобы люди не сделали его божеством, в том месте, где никто не может найти его тело. Но здесь Моисей явился из загробного мира. И второй человек, который никогда не умирал — пророк Илия, вознесенный за свое благочестие и силу веры на огненной колеснице. Что бы это означало? А это означает, что мир человеческий — всегда живой, никакой смерти нет. Ибо то, что мы называем загробным миром, нас ждет, но мы крепко связаны с теми, кто рождается здесь, на земле, особенно с нашими близкими, христианами, которые молятся о нас. И эту связь может сотворить только Господь Иисус Христос. Это и был Бог, создавший наш мир для нас, который беседовал с Моисеем и Илией.

О чем же они говорили? А говорили они о Пасхе. О распятии на кресте и о Воскресении. И через Воскресение — о преображении мира, изменении души человеческой. Это в первую очередь относится к нам, к верующим. Если мы не станем изменяться, подобно Христу, то зачем мы исповедуемся и причащаемся? Если мы, как язычники, злословим, клевещем, но ищем святости по всем углам, то кто мы? Если мир отрекается от Христа, это еще не значит, что Христос не побеждает. Господь побеждает. И ученики Его это видели.

«При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф 17:4). Но не ради этого пришел Господь. «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).

И верующие во Христа должны слушать Евангелие, должны жить по канонам Церкви Христовой. Мы обязаны так жить, потому что нам открыто больше, чем тем, кто живет вне Церкви. Они бесцельно тратят время на тщетное, но они никуда не попадут кроме ада, потому что они не знают Христа и не идут за Христом. Об этом говорит Господь в день Преображения.

Бог создал и любит человека, любит нас. Своим Преображением, а затем принятием креста страданий Он показал это. Но тогда это нужно было не нам с вами, а в первую очередь — апостолам. Потому что они пойдут в мир учить людей, таких же, как мы с вами, слабых и грешных, и ищущих Господа. Учить веровать в Бога, учить спасению, ценить жизнь. Для этого Он сделал такое великое дело. И мы, стоящие здесь, в этом прекрасном храме, совершили Литургию и причастились Святых Христовых Таин, в Рай вошли, и через слово апостольское, церковное, поднялись на духовную гору Фавор. И наша жизнь уже не та, которая была без Бога. Теперь это жизнь света, труда и Божией милости.

Но еще Господь этим праздником показывает Свою Божественную власть. Над чем и над кем? Над смертью и жизнью, над адом и Раем — все в Его руках, и мы с вами. И то, что мы избрали веру Христову, дает нам преимущество, потому что мы знаем путь к спасению. Мы грешные, слабые, говорим без умолку, непонятно что делаем иногда, но мы знаем, что Господь с нами, потому что дал нам Тело и Кровь Причастия, дал нам Исповедь, и мы всегда, каждый день, сами себя и осуждаем, и благословляем своими молитвами.

Бог открыл, что между живыми и мертвыми — глубокая связь. И что мы молимся за усопших наших и просим Господа о светлом месте, об очищении, и они молятся за нас, но только через Иисуса Христа, потому что это и есть Бог, который создал весь наш мир и который примет души наши. Как это будет — мы не знаем. Господь знает. Но душа христианина совершенно другая, она предстанет в другом свете. Смерть страшна грешнику. Мы не можем сказать, что мы праведники. Но мы можем сказать, что мы движемся по пути праведности, святости, просим Господа об этом, а это уже о многом говорит.

Праздник Преображения Господня — это величие милости Бога и человека. Бог открывает человеку истину, и чтобы убедить человека, загробный мир пришел в лице Моисея, и вечный мир живых — в лице пророка Илии. Как известно, он будет убит в последний день, когда будет Суд Господень, и Господь будет преображать и Землю, и Космос. Все, что написано, исполнится. Ну а нам, повседневно живущим, Господь открывает в этом празднике путь к надежде, к терпению, к тому, чтобы все наши трудности, какие бы ни были, большие и малые, не пугали нас. У каждого в сердце должна быть личная Пасха, личное Воскресение и Преображение — свет Господень, преображающий наши души и наши тела.

Для чего же мы освящаем плоды? Виноград — символ Церкви и символ Причастия. А все плоды — полнота Земли и символ жизни на Земле. Господь дал для временной нашей жизни великое удовольствие, просто наслаждение — плоды земли, это предвкушение Преображения и вечной жизни, которую Господь даст верующим, и это призыв, чтобы мы, верующие, на Земле потерпели и трудности, но помнили, что все мы призваны к вечной жизни. И что вечная жизнь начинается с нашей веры, с храмов, с терпения, с молитвы, с кротости, смирения, покаяния и жертвенного служения самому себе, людям, Господу.

Аминь.