На торжественном открытии научно-практической конференции с международным участием — XVI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений Высокопреосвященнейший Пантелеимон, Митрополит Красноярский и Ачинский обратился с приветственным словом к участникам и гостям форума:
— Дорогие братья и сестры, участники Рождественских чтений!
Эта традиция началась с момента прихода демократических начал в Российской Федерации. С момента построения новой России Церковь получила свободы, широко используемые и открывающие возможности для работы и участия в общественной жизни, в том числе и исполнять свой долг миротворчества, объединения и построения взаимопонимания между народами, культурами, религиозными явлениями в нашей стране.
На сегодняшних Рождественских чтениях, как видим, мы поставили большие задачи перед собой, и в то же время мы берем на себя ответственность анализировать и прошлое, и настоящее, и планировать будущее в условиях, когда прочтение культурных, национальных, социальных и религиозных ценностей обретает определенные смыслы и направления, о которых наше общество, как церковное, так и светское не думало еще.
Еще каких-то пять лет назад у нас был иной вектор развития, но те обстоятельства и тенденции мирового развития и все, что происходит на планете Земля, вносит коррективы и требует выработки от каждой национальной и религиозной культуры твердых решений, постановки задач и доктрин в плане сохранения мира на земле, нравственности, морали.
Уже ставится не обтекаемо, а очень жестко в России вопрос: кто мы, православные христиане? Как мы свидетельствуем о своей нравственной составляющей перед народами и религиями страны, как мы стремимся к искреннему взаимопониманию и воспитанию поколений в интернациональном направлении дружбы, сотрудничества, взаимодействия?
Православная Церковь — Церковь мира. Исторически ее путь — путь понимания. Это постоянная работа над душой православного христианина, чтобы воспитать в нем качества патриотизма, национального достоинства, глубокого уважения к другим народам и конфессиям и благородства.
Мы не можем обойти сегодня молчанием страшные явления на земном шаре и не можем не замечать тех изменений, которые происходят сегодня в исламе, других конфессиях, и которые направлены не на созидание, а не разрушение. Поэтому Рождественские чтения должны нам помочь здесь, в Сибири, в центре России, в Красноярском крае — понять, как правильно заполнять свою нишу и сохранять свое место под солнцем, пред Богом, людьми и своей нацией.
Мы должны понять: наша нация в опасности. И эта опасность исходит не только от внешних врагов, а и от беспамятства поколений — старших, средних и, естественно, младших. Беспамятство это — историческое, религиозное. И, может быть, нам нужно задаться вопросом: почему крещеные наши мальчики и девочки идут в ИГИЛ? Как мы знакомим подрастающее поколение с историей духовности нашей страны?
И, конечно, надо определиться с великим термином духовность. Что мы считаем духовностью? То ли это, что мы говорим о вере, о Боге, о религиозной культуре? Или же это так называемая светская «душевность», светское творчество? Надо четко уметь разграничивать эти два понятия, но знать, где они, объединяясь, обогащают само общество.
Вновь и вновь мы будет обращать внимание на наше сотрудничество с образованием, взаимодействие в воспитании человека-патриота с глубокой историей человечности, национального самосознания, религиозного самосознания, по принадлежности к своей конфессии.
Любое незнание разрушает общество. Из-за этого незнания студентка российского университета и становится боевиком. Мальчик, выросший в Красноярске, взрывает людей. Вспоминая печальные и очень безнравственные поступки трех девушек в Храме Христа Спасителя, одна из них сибирячка, задумаемся: в чем дело? Почему так предательски к своим культуре, народу, бытию они поступили? Есть, наверное, причины, которые могут оправдать их поступок, но эти причины — отрицательного характера.
Мне бы хотелось, чтобы все участники Рождественских чтений 2016 года стали объединителями общества вокруг русской мысли, российской нравственности, глубоко интернациональной, вокруг родной земли. В море хулы и грязи, которые изливаются со многих источников на души и сердца молодежи, пожилого поколения в отношении нашего государства, руководителей, — можно подумать, что мы уже с вами в небытии. Но всегда эта часть земного шара, этот континент, земля Русская была, есть и будет! Вот, наверное, о чем мы должны говорить.
Не надо искать ни врагов народа, Церкви, общества, но надо знать: те, кто зло и разночтения сеет — наращивают арсенал, используя не во благо и культуру, и религию, и патриотизм. У врагов долго идущие планы, но мы верим, что Господь и Матерь Божия не оставят великую Россию. Бог нам эту истину открывает, а мы должны исполнять, понимая, что прошлого никогда не вернуть: утопию возрождать нельзя — надо строить то, что сегодня ясно и четко мы видим, опираясь на исторический путь общечеловеческий и общероссийский, тысячелетний.
Сибирь — великолепный и великий край. Это не задворки России и не провинция, как хотели бы некоторые говорить. В огромных городах, селениях выращивают хлеб, рожают людей, строят школы и детские сады, как и по всей стране, но здесь — своя ментальность, свой взгляд, своя оценка. И это — правильно. И место христианских вечных ценностей — не последнее в душе сибиряка, патриота, труженика и созидателя.
Дай Бог, чтобы результат нынешних Рождественских чтений приносил бы нам практические плоды и помогал приобретать направленность и доктрины к практической работе по созиданию морали, нравственности, к возрождению того, что скрыто под спудом. Мы должны пробуждать сердца людей, особенно молодежи, к героизму ради спасения душ, Родины, будущего огромной страны, в которой мы с вами живем.
Поздравляю вас с Рождеством Христовым! Благослови Господь ваши намерения. Будем трудиться так, как нам повелевает наше сердце. В добрый путь! С Божиим благословением.