Новости

Митрополит Меркурий: «Духовно-нравственный компонент стал неотъемлемой частью школьного образования»

26 января в здании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Москве в рамках IV Рождественских парламентских встреч состоялся круглый стол на тему «Воспитание и образование, духовно-нравственные аспекты». Доклад председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия зачитал заместитель Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин).

«Не сводимый к единому знаменателю широкий спектр культурного, конфессионального многообразия заставляет людей разных религий, взглядов и мировоззренческих ориентаций действовать с большой осмотрительностью при обсуждении религиозной проблематики. То, что представляется простым и понятным на уровне внутрицерковном, приобретает совершенно другую степень сложности на уровне государственно-конфессионального согласования», — отметил иерарх в начале доклада.

Митрополит Меркурий напомнил, что 31 декабря 2015 года Президентом Российской Федерации была утверждена обновленная Стратегия национальной безопасности РФ, где сказано, что сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является одной из приоритетных стратегических задач в сфере обеспечения национальной безопасности нашей страны.

«Наши общие усилия направлены на обеспечение духовной безопасности нашего Отечества, на воспитание сограждан на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Достижению этой цели и призвана способствовать наша нынешняя дискуссия, в рамках которой, надеюсь, нам удастся прийти к взаимопониманию», — подчеркнул Его Высокопреосвященство.

Ведущим аспектом доклада стало введение курса Основ религиозной культуры и светской этики в школах Российской Федерации.

«Самое главное: есть понимание необходимости приобщения детей и молодежи к базовым культурным и религиозным ценностям. Духовно-нравственный компонент стал неотъемлемой частью школьного образования. А теология, наконец, вошла в круг признанных государством научных специальностей», — заметил Владыка.

По словам председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, одним из ключевых инструментов в работе над повышением качества образования и воспитания должно стать применение инноваций: «Инновационность — это новый взгляд на традицию. Точка зрения, которая позволяет увидеть в привычных и кажущихся некоторым старомодными принципах нечто новое, важное, актуальное вне зависимости от времени и пространства. Милосердие, бескорыстие, благородство и жертвенная любовь — вот те непреходящие нравственные ценности, на которых должно воспитываться молодое поколение, которые должны лежать в основе нашего образовательного процесса».

«Возможность полноценного приобщения учащихся в детских садах, школах, вузах к традиционным религиозным культурам, духовно-нравственным ценностям, безусловно, является прямым следствием согласованности наших позиций, взаимных усилий, направленных на созидание российского образования на принципах его исторической и культурной преемственности, с учетом нашего богатейшего культурного и духовного наследия», — заключил Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

С полным текстом доклада можно ознакомиться по ссылке.