21 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, по окончании Божественной литургии в храме святого великомученика Феодора Тирона города Красноярска Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:
— Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!
Задумывался ли когда-нибудь каждый из нас, почему в мире бывают войны, почему в семьях скандалы, распри, почему мы, живя среди русских, иногда чувствуем себя чужими, почему нас не трогает боль и страдание соседей? В чем же тут дело? В чем причина такого охлаждения друг к другу?
Сегодня читался открывок из Евангелия от евангелиста Луки о мытаре и фарисее. Какие мотивы двигают фарисеем? Он — народный учитель, уважаемый. Где не появится, везде к нему подходят, берут благословение. А мытарь — сборщик налогов. Много мы сейчас таких видим, даже приставы существуют, которые вламываются в дом, если человек налоги не заплатил, и забирают последнюю рубашку.
Часто мы слышим с вами: «Человеческое достоинство, человеческое достоинство!». А что же такое человеческое достоинство по Господу Иисусу Христу? В чем оно заключается?
Уже то, что Бог пришел в мир в образе человека, говорит о том, что человек должен быть подобен Богу. А человек, подобный сатане — все время согрешает, все время в злобе. Эта разделяющая нас друг от друга злоба и есть диавольское явление.
Вот пришел фарисей, встал прямо перед алтарем и сказал: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк 18:11-12). А мытарь бил себя в грудь и говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк 18:13). Ему было нечего больше сказать, он понимал свое положение.
Кто же из них больше оправдан: фарисей или мытарь? Не подумал фарисей, что он так же грешит, как и мытарь, что он так же лицемерит, как и каждый человек, что у него нет любви к тем, кто слушает его наставления.
Иными словами, достоинство фарисея в его глазах выше, чем достоинство мытаря. В наше время так же. Каждый из нас думает: «Я же человек, а это неважный кто-то по соседству на площадке живет». Отсюда получается, что нужен диалог. Распри и ненависть между нами, которые приводят к падению человека и к отсутствию человеческой любви к ближнему своему. А ведь на земле нет существа ближе человека к человеку.
Чтобы понять, насколько исчезло достоинство пред Богом, достаточно посмотреть на наши кладбища. Мы могилы не можем обиходить, а иногда их еще и оскверняем.
Господь перед началом поста напоминает нам такие притчи, говорит, что подходя к дням поста, мы не должны страшиться какого-то голода. Избрать постный рацион во все времена человеку легче, чем изменить самого себя, приблизиться к Богу через человеческое достоинство, быть выше всего того, что нас растлевает, уметь прощать и самое главное, послушание Господу. Пост нам дается, чтобы мы поработали над собой и увидели правду. Когда нет послушания к Богу, тогда нет и послушания, уважения к другому человеку. Поэтому так легко приходят и убивают, забирают чужое имущество, идут на ложь.
В обществе особенные люди — христиане, которые должны себя освобождать от всего злого через покаяние, послушание Церкви и твердую волю. Пост дается, чтобы мы выработали в себе характер подчинения и молитвенного правила. Поэтому и отменяется вкусная и сладкая пища, а предлагается более простая и грубая спасительная еда. И время пищи становится второстепенным.
Нам тяжело изменить себя, и допустить то, что может принести вред ближнему, особенно словом, ложью, завистью. Это накопление злого багажа. Пост помогает нам очиститься. И нужно уже сейчас готовить себя, пока мы не шагнули в эти двери поста. Надо принять такое суждение: «Я хуже всех, но я должен стать подобно ангелам через свою веру, молитву, послушание». Тогда пост нам будет полезен. А если мы не будем размышлять об этом, то стоит ли начинать?
Потому Господь и показал, что нет перед Богом разницы между фарисеем и мытарем, кроме как разные грехи. Нет разницы между нами и уголовниками, кроме того, что они преступники. Любой человек, который показывает себя мерзким, не лишен Божией милости. Сами люди устраивают другим кошмар в жизни. Терпение и молитва за страждущих от грехов — вот что мы должны накапливать, и этим должны жить, тем самым спасая души.
Аминь.