Новости, Проповеди

Митрополит Пантелеимон: Господь исцелил нашу духовную слепоту


5 июня, по окончании Божественной литургии в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Митрополит Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, православные христиане, именно в утверждении «Воистину Воскресе» — вся наша вера. Вера в воскресшего, победившего смерть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. На этом стоит вся евангельская истина и проповедь. Отсюда и наша великая надежда на бессмертного Господа, победившего смерть, — надежда, что все наши упования, вера наша и просьбы Господом будут приняты и исполнены. Увидит Господь, что нужно для нас, и услышит молитвы, радости и скорби наши. И это действительно так. Такой же верой жили и живут и сейчас, на небесах, святые апостолы и мученики, проповедники, святители и преподобные, предки наши.

В Евангелии сегодня мы читали об исцелении слепого (см. Ин. 9). Сама по себе слепота — большое горе. Те, кто носят очки, знают, как порой тяжело даже в этих всепомогающих стеклах, линзах, совершить что-то важное, где требуется зрение. Иногда приходится и другого человека просить нитку в иголку продеть. И ни один врач еще полностью никому зрение не вернул. Хотя порой их стараниями и усилиями — дай им Бог здравия и Спасения — совершаются чудеса, но слепых меньше, увы, не стало.

И вот, Господь исполняет ожидание человека: всю жизнь тот мечтал увидеть свет солнца, траву, цветы, людей. Бог не думал, не спрашивал, почему он был слепым.

Господь четко объясняет в Евангелии: есть слепота от рождения, по попущению Божиему, как всякая болезнь, а есть за грехи, в том числе родительские. Родителям надо думать о своих детях, бабушкам и дедушкам — о своих внуках, о том, что может быть с их младенцами, малышами и юными детьми за их же согрешения. И мы видим, что даже не все верующие признали это исцеление, отвергли и даже стали преследовать того, кто увидел свет Божий.

Так что же Господь исцелил? Неверие и безбожие. Тот слепой знал, что Бог есть, а в наше время многие люди преданы греху, ненавидят Христа и презирают его. Они называют себя русскими, но ударяются в язычество, чародейство, колдовство и прочую мерзость. Разве это не слепота?

Но больше всего нас должна удивить слепота верующих, которые не признали во Христе своего Спасителя. Нам это ведомо сейчас — мы знаем, что Христос Воскрес, победил смерть, и теперь Церковь святая существует и Господь участвует в нашей жизни. И все же и мы с вами слепы. Если бы были зрячими в духовном смысле, с точки зрения Спасения и вечной жизни, то мы бы не задавали глупых вопросов вроде: «Почему я болею?» или «Почему я не спасаюсь?», не согрешали бы. Но в отличие от тех, кто об этом не думает, нас ведет Церковь, как мать маленьких детей, а потом, на небесах, нас будут вести ангелы.

Сегодня к Чаше некоторые причастники молча подходили, не называли свои имена, и в этом тоже проявляется духовная слепота и безграмотность. Ведь в храме мы очищаемся духовно и телесно! Поэтому, подходя к Чаше, должны с радостью говорить наши имена, не стыдиться и не стесняться ничего, ни епископа, ни священников, потому что мы все — одна семья.

В этом мире мы никому особо не нужны, а в храме сам Господь открывает объятия: «Я принимаю вас, какие вы есть. Вы друг на друга нападете от слепоты духовной, а я вас принимаю — чтобы вы приблизились к святости». Дети — носители света, а нам, взрослым, нужно многое преодолеть, побеждать свои сомнения и искушения, никого не осуждать. Это и есть видимое Спасение.

Господа осуждали за исцеление слепого, об этом мы читали в Евангелии. И только самые простые люди радовались, что слепой прозрел. Вместо того, чтобы всем упасть на колени, возблагодарить Господа, радоваться, что к слепому без всяких врачей вернулось зрение, они ругали Его. И там был, конечно, дух ненависти к Господу.

Мы должны видеть, в каком мире живем, и задавать вопросы: почему наши врачи не все перекрестят лоб, когда принимают больных, почему на самих врачей сейчас нападают, — а ведь это недоверие, нелюбовь, тоже духовная слепота. Почему учителя не думают о Господе и о том, как они воспитывают непорочные души малышей, подрастая с ними до греха и его оправдания, совершенно на каких-то иных основаниях? Разве они не слышат красивый звон колоколов этого прекрасного храма? Разве не знают, что вся верующая паства Сосновоборска празднует сегодня, как и все православные христиане?

Исцелив слепого, Господь показал высоту силы духовной: он исцелил реальную болезнь. И в наши дни бывает такое, и говорят: «Это чудо». Это не чудо, а действие Божие, Всевышний Себя так открывает.

А что делать нам, верующим? Радоваться, что нам открыт хотя бы один глаз. Вера видит Господа и наше сердце следует за Ним. Поэтому в эту неделю, которая венчает пасхальный цикл — Отдание в среду, в четверг Вознесение — Господь говорит нам в Евангелии, что слепота — не телесная, а духовная ведет людей в ад, тьму и погибель. Святая Матрона Московская слепая была при жизни, а чудеса творит даже сейчас, когда ее уже и нет на земле, и здесь, в Сибири, мы ей молимся, и получаем по ее молитвам исцеления.

Но мы можем сказать, как и тот прозревший: нас исцелил от духовной слепоты Господь и Спаситель наш Иисус Христос. И вера наша есть зрение, которое у нас никто и никогда не отнимет и которое дает глубокое знание истинной правды, открывает путь к вечности, в которой мы хотим жить и будем жить с Господом — в вечном Спасении, в вечных знаниях Его труда, Его силы и Духа. И это открыто только христианам.

Храни Вас Господь и Матерь Божия!

Аминь.