После Всенощного бдения в канун дня памяти святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского (1961), первого празднования Собора святых Красноярской митрополии, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:
— Дорогие братья и сестры!
Мы, старшее поколение — священники, верующие — не думали в юности нашей, что будут вновь строиться храмы. Мы даже не мыслили, что настанет время, когда мы будем открывать православные гимназии.
Но вот пришло время, когда мы прославляем, как и в первые века начинали прославлять христиане, святых своих мучеников, исповедников, блаженных, которые жили в ХХ веке, которые смертью своей засвидетельствовали веру в Живого Бога. Они сознательно принимали всё, что выпало на их долю. Это не были глупые люди, они не были людьми необразованными. Напротив, они были отцами семейств и паствы, крестьянами, рабочими или интеллигенцией. Их избрал Господь для того, чтобы они засвидетельствовали Его присутствие в роду человеческом, когда все подвергалось разрушению, смерти, небытию.
И находились безумцы, которые говорили, как Никита Сергеевич Хрущев, что покажут последнего попа, находились безумцы, которые призывали другие исповедания и философию. Однако Бог никогда не покидал нашу землю, и Красноярск в том числе. Неслучайно здесь мы отыскали целый сонм мучеников и исповедников, неслучайно здесь прошли самые процветающие годы испытаний, мучений и труда архиепископа Луки — врача, хирурга, прославленного крымского святого, который празднуется торжественно и в Сибири, Красноярске, с которым связана наша повседневная жизнь. Удивительное явление: и верующие, и неверующие, врачи, простые люди — все гордятся, что ходят по земле, где явил силу духа и силу науки медицинской в спасении рода человеческого великий человек, равноценный всем врачам, которых мы почитаем и любим от первых дней христианства, как и те имена, которые мы перечисляли во время литии.
Мы понимаем, что, называя их имена, мы стояли лицом к лицу с Божией правдой, с правдой, которая заключается в том, что вера в Господа остается такой, какой она была у прародителей Адама и Евы, у древних святых, как она явила себя времена земной жизни Господа Иисуса Христа в мученичестве, исповедничестве и других формах и актах правды Божией, и как она, эта вера, торжествовала на мученическом пути святых Церкви Русской.
Для чего нам это нужно? Для того, чтобы оставаться народом Божиим, чтобы оставаться людьми с честью и совестью, чтобы иметь помощь и подмогу в наших молитвах, может быть немощных, Всевышнему со стороны наших мучеников и исповедников за каждую семью и за каждого человека, за наш город, Сибирь, великую Россию, весь мир, который Господь создал, чтобы человек в нем царствовал, а не был рабом.
Это большой акт Божественной любви к Красноярску. Говорят, что святой Иоанн Кронштадтский, проезжая мимо нашего города, назвал его проклятым и даже не вышел посетить его. Но сегодня деяния Священного Синода, Святейшего Патриарха, наше богослужение говорят, что Красноярск теперь благословен. Он — город мира и труда, созидания и деторождения. Город, который открывает свои сердца Господу Богу и Божией Матери, где Церковь спасает души людей и очишает от грех каждого, кто ищет этого очищения.
Поздравляю всех вас с этим историческим богослужением! Мы духовно благодарим Святейшего Патриарха и Священный Синод, что они обратили внимание на чаяния и желания верующего народа. И праздник Собора святых Красноярской митрополии всегда, по благословению Матери-Церкви, будет всегда совершаться ради Царствия Божиего!
Аминь.