9 августа, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона (305), Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:
— Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами вспоминаем память великомученика и целителя Пантелеимона.
Так человек устроен, что думает, что он непобедим, могуч и все может покорить, может справляться со всем. Но это надменные мысли: человек не может справляться ни с чем сам, без помощи Божией. Человек хрупок и нежен, малейшее дуновение ветра валит его с ног, и малейший вирус, самый маленький микроб съедает его плоть и убивает его мозг.
Господь знал, что произойдет с людьми по их же воле, когда они совершили богоотступничество в лице праотца Адама и праматери Евы. В тот же момент человек получил слабость и незащищенность против болезни, против боли, против угнетения другими организмами. И так было долго, а человек искал себе врачевания в грехах, в поклонении диаволу. Искал себе лекарство, которое убивало, пока не пришел в наш мир Господь и Спаситель наш Иисус Христос.
А вместе с ним пришли к роду человеческому и из рода человеческого друзья Христовы, которые отдавали свою жизнь на страшные страдания, мучения за Спасителя. Мы их называем святыми угодниками, исповедниками, учителями и врачевателями. Их уничтожал диавол в лице язычников и языческого государства.
Это были разные люди. Одни были рабами, а другие — знатного происхождения, почти что царских кровей, таковым был и великомученик и целитель Пантелеимон. Рожден был равным с царями, а по древности крови выше тех царей, которых сидели на престоле, римских кесарей. Ведь римские императоры зачастую не имели высокого происхождения, подчас это были грубые воины, силой захватившие армии, некоторые даже не умели писать и читать.
А святой Пантелеимон родился в старинном роду, процветавшем веками, ведшим свое происхождение от древних царей. И в этой семье Господь поселился: его мать, его близкие были христианами. Ни во что ставили те огромное богатство, власть — и все это сконцентрировалось на юном целителе Пантелеимоне. Он изучил медицину того времени и возлюбил человека, как учил Иисус Христос. Врачевания целителя были бесплатны, более того, он расточал то, что было нажито веками: несметные богатства раздавал болящим людям, врачуя и исцеляя. А те болезни, которые не поддавались врачеванию лекарствами, врачевал молитвами, обращаясь ко главному врачу — Спасителю мира Иисусу Христу.
Диаволу это не понравилось. Он поднимает против святого ненависть и гонения. Все круги ада в мучениях прошел Пантелеимон, но нигде он не предал Христа, не отступил от святой веры. И, что не может до сих пор принять наш разум, но что произошло: не кровь пролилась после отсечения его главы, а молоко.
Как известно, этот продукт считается лечебным, взращивает младенцев. Это особая, Богом дарованная нам пища — молоко. Это был знак Божий, что от целителя всегда будут исходить божественные целебные силы. Поэтому, когда мы празднуем память святых угодников, мы празднуем торжество жизни через выздоровление и избавление. Но великий мученик хорошо знал, и мы должны знать, что все болезни — от грехов человеческих, от отступничества от Бога, от неисполнения заповедей, от незнания Божественной жизни и незнания самого покаяния.
Поэтому и в наше время, когда такая сильная медицина, умирают люди от разных болезней, которые не в состоянии уврачевать, например, онкологических. Более того, сегодня мы слышим, что сибирская язва вспыхнула там, где не должна была быть. Уже говорили, что чуму победили, холеру, а ученые утверждают: периодически болезни за грехи человеческие вновь нападают на людей и животных. Это и есть то, о чем сказано: от грехов человеческих Богу завопит земля.
И первое врачевание в нашей жизни — это покаяние. Это изменение жизни, постоянный, может, даже мучительный поиск встречи с Господом Иисусом Христом. Это устремление навстречу Спасению. Тогда будут помогать и лекарства, и сама жизнь будет сохранять себя.
Господь воздвиг после Своего Вознесения и Святой Пятидесятницы трудами святых апостолов Церковь, нашу мать-врачевательницу. И неслучайно священник читает: «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши», когда мы приходим на Исповедь и приносим Господу покаяние. Во врачебницу! Вот что такое Церковь — вот какая она, наша Мать!
Эта власть дана священникам, а в помощь им, как врачам, как пастырям, даны святые угодники. И, конечно, все мы носим имена своих покровителей и что-то получаем от их характера в жизни, от плодов трудов, которые они совершили. И в этом есть скрытая, но очень могучая связь с небесами каждого из нас, с Престолом Божиим, с Промыслом Господним, через молитвы святых угодников.
И когда празднуем день своего ангела, не себя, конечно, хвалим. Кто мы есть? Прах и пепел, грешники перед Господом! Мы хвалим тех, кто нас выводит из грешного состояния, кто просит Господа помогать нам. Так важно помнить, что в день ангела каждый человек должен молиться, причащаться, исповедоваться, благодарить Бога и получать помощь.
А вот вселенская сила Господня через святых врачей, чудотворцев, попечителей о жизни подается каждому человеку на земле по Божией любви. И когда мы празднуем память целителю Пантелеимону, мы еще раз соприкасаемся с Господом, который дает свои силы великому врачевателю и мученику.
Господь дает нам не по заслугам нашим, а по подвигам святых многих поколений. И доколе люди будут молиться в храмах и помнить святых угодников, дотоле и будет жизнь на земле до Второго Пришествия, когда мир превратится в тюрьму греха, чтобы спасти его от пленения. Но это будет начало нашего нового Спасения и вечной жизни.
И будем всегда помнить: каждый грех — это шаг к болезни. Каждое нарушение заповеди — это прямой путь к болезни, совершение греха или научение ему — это яд, убивающий человека. И каждый покаянный момент, каждый момент исповеди перед пастырем Церкви, не как посредником, но свидетелем, приближает нас к оздоровлению, очищению и Спасению. И тогда действительно в мертвеющем и гниющем и болеющем теле обновляется дух, и тело выздоравливает.
Это дано знать верующему человеку. И не будем забывать об этом, а будем благодарны Господу, что Он это нам дал, не отнимает, а при помощи своих угодников и мучеников исполняет это дарование любовью и оздоровлением каждого человека.
И дай Господь всем нам иметь здоровье для спасения и тела, и души.
Аминь.