29 сентября, по окончании семинара-совещания руководителей епархиальных миссионерских отделов Сибирского федерального округа в Архиерейском доме Красноярска заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) ответил на вопросы корреспондента пресс-службы Красноярской епархии.
— Отец Серапион, как Вы оцениваете промежуточные итоги семинаров в Сибирском федеральном округе и других регионах? В чем отличия?
— Пока мы побывали в трех федеральных округах: Центральном, Уральском и Сибирском. Конечно, основным источником для нас будут те отзывы, которые мы надеемся получить в письменном виде.
В Центральном федеральном округе все прошло очень активно, было много креативных предложений, и после совещания мы решили подумать о проведении некой итоговой конференции, на которой будут присутствовать только желающие, и на которой определенный круг руководителей епархиальных отделов сделают тематические доклады. Некоторые выступали с конкретными предложениями по «миссионерским приходам», по координации деятельности разных отделов, по участию миссионеров в катехизации. Это стоит обсудить.
В Уральском федеральном округе было меньше епархий, но там есть очень сильные миссионерские отделы. Мне понравилась работа в Екатеринбургской митрополии. То, что я услышал от представителей Челябинской митрополии, тоже вызвало очень позитивные ощущения. Также мы рады, что в Курганской митрополии сейчас активно развивается деятельность.
Сибирский федеральный округ тоже порадовал. Здесь был очень открытый, естественный, живой разговор о насущных проблемах миссии.
Когда мы приезжаем в регионы, у нас нет цели научить. Наша главная цель — услышать людей, дать возможность им высказаться, узнать об их уникальном опыте.
Миссионерское служение в европейской части России и в Сибири отличается по ряду параметров. Я бы сказал, что миссионерское служение за Уралом больше напоминает то служение, которое было в XIX веке. Потому что отличие миссии сегодня от миссии прошлого заключается в том, что тогда миссионеру приходилось преодолевать ряд материальных трудностей — расстояние, необходимость перевода священных книг на языки коренных народов. В Сибири есть такие проблемы и сейчас. Зачастую священнику нужно далеко добираться, преодолевать большие ограничения, поездки трудные. Интернет-ресурсы не везде доступны. Единственное, что коренное население Сибири уже русскоязычно в основной своей массе, и этой проблемы нет.
На сегодняшнем семинаре священники рассказывали о том, как они организовывают миссионерское служение в епархиях, где самый большой город — это 30 000 жителей. Часто священник по семь приходов окормляет. Рассказывали о трудностях, с которыми сталкиваются. Так, невозможно осуществлять миссию без серьезного финансирования, ведь, чтобы ехать в отдаленное село, нужна машина, само передвижение требует средств. Я рад, что отцы откровенно поставили этот вопрос. При этом в выступлениях руководителей отделов было очень много любви. Было какое-то умиротворение.
Мы ждем отзывов и думаем, что будем помогать всем, потому что каждой епархии нужна поддержка.
— Что в первую очередь должны осознать миссионеры на местах после проведения данных совещаний?
— У нас есть конкретная задача — проинформировать руководителей отделов о готовящихся документах. Фактически, мы их собираем, чтобы они формировали свое мнение. Это техническая задача, но есть и другая — мы учимся друг у друга. Я думаю, что взаимное братское общение вдохновляет и мотивирует на новые свершения.
— Сейчас готов проект документа «Дорожная карта деятельности епархиальных миссионерских отделов». Насколько вероятно его принятие, в чем специфика?
— Документ был подготовлен по поручению Высшего Церковного Совета и рассматривался им же. В частности, Советом и было высказано предложение обсудить его в епархиях. Я полагаю, что с учетом тех замечаний, которые мы получим, документ будет принят.
Кстати, фактически в этом документе суммируются алгоритмы координации действий на Синодальном и епархиальном уровнях, и поэтому он, за исключением нескольких пунктов, может быть применим как «дорожная карта» и другими Отделами, не только миссионерскими.
В целом же «Дорожная карта» — лишь часть более важной задачи переосмысления миссионерского служения, которую поставил Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском Соборе 2013 года.
— Одним из приоритетных направлений повестки дня является борьба с сектами. Как она ведется?
— В первую очередь нужно помнить, что необходимо работать в соответствии с законодательством. Это относится ко всем религиозным организациям, в том числе и к Русской Православной Церкви. Что касается законов, то многие критикуют поправки, принимаемые сейчас в России, однако благодаря им, к примеру, теперь есть законные основания защититься от навязчивых проповедников, которые приходят в квартиры.
Большинство не только сект, но и некоторых уже укоренившихся в России конфессий все свое учение строят на критике. Когда человек попадает в их общество, он часто слышит, например, постоянное обвинение в том, что мы — православные — якобы не приемлем религиозной свободы. Мы помним и то, как действовали некоторые религиозные организации, пришедшие к нам с Запада в 1990-е: когда наша Церковь пыталась поднимать разрушенные храмы, эти люди занимались тем, чтобы отнять нашу паству.
Что же касается Русской Православной Церкви, то за всю бытность православным священнослужителем я не слышал, чтобы в проповеди священник начал свидетельствовать об истине Православия, при этом критикуя другие конфессии. Мы за честную полемику. Мы понимаем, что кроме наших богословских дискуссий и пастырских практик существует еще и исполнение законодательства. И, когда эти организации не исполняют российское законодательство, то это уже становится делом государства.
— Актуально ли сотрудничество со светскими общественными организациями? По каким направлениям?
— Смотря с какими, ведь они очень разные. Для Церкви очень важно это сотрудничество. Синодальный отдел по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ и профильные отделы в епархиях курируют данное направление.
Речь идет о том, какие это организации. Есть организации совсем не православные. А есть организации, которые считают себя православными, и у них даже больше желания что-то делать, чем у некоторых священников. С другой стороны, Церковь всегда несет ответственность за то, что она делает. А общественные организации могут себе позволить очень многое. Поэтому Церковь вправе сотрудничать с организацией, но есть вещи, которые нельзя полностью передавать в их аутсорсинг. Это относится к самым разным направлениям нашей деятельности.